Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функция в слове.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функция в слове»

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Предметные:

- формировать умение определять гласные звуки и буквы;

- закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные

Регулятивные:

- умение работать по плану;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- сравнивать объекты, делить их на группы;

- подбирать примеры к заданным характеристикам.

Коммуникативные:

- характеризовать признаки объекта (звуков, букв),

- формулировать доказательства своего мнения,

- участвовать в диалоге, осуществлять сотрудничество в группах.

Личностные:

- способность к самооценке, развитие дружеских отношений в классе;

- умение слушать и слышать других.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мобилизующий этап.

– Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ребята, запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа.

Настраиваются на работу,

записывают в тетрадь сегодняшнее число, классная работа.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету

  1. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

е её

ёж ежата ежовые

- Из слов составьте и запишите предложение

От, ежа, врагов, колючки, защищают

  1. Словарная работа.

Немой диктант

- Посмотрите, что изображено на экране и запишите слова в тетрадь, подчеркнув орфограммы и выделив ударение.

Воробе́й, воро́на, соро́ка, пету́х, лиси́ца, соба́ка

(одну тетрадь возьму для проверки, второй ученик читает, остальные осуществляют самопроверку)

- А на какие две группы можно разделить эти слова?

Оценка:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

Выполняют чистописание по образцу в тетрадях,

Смотрят, что изображено на экране и записывают слова в тетрадь, подчеркнув орфограммы и выделив ударение.

Делят слова на группы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: слушают и понимают речь других

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- О чем это стихотворение? (О гласных звуках)

-Какие признаки гласных звуков называет автор? (Тянуться, кричать, молчать)

- Какой признак вы могли бы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград)

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

- Тема нашего урока «Буквы, обозначающие гласные звуки»

Слушают стихотворения, отвечают на вопросы, определяют тему урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи целеполагание

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Раскрытие сущности правила.

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки. (а, о, и, у, э, ы) (Прикрепляем на доску)

- Как определить гласные звуки? Вспомним основные признаки гласных звуков

- Из чего состоит гласный звук? (гласный звук состоит только из голоса)

- Как при произнесении гласного звука воздух проходит через рот? (свободно, без преград)

2. Овладение учащимися формулировкой правила.

- Откройте учебник на с. 89, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» Все ли признаки гласных звуков вы назвали?

Отвечают на вопросы по теме. Читают правило в учебнике

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; умеют оформлять свои мысли в устной форме

умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

V. Первичная проверка понимания

Упр. 134 (с. 89)

- Самостоятельно прочитайте и ответьте, почему гласный звук можно назвать голосовым? (Образовано от слова глас - голос.)

- Давайте проверим любой из этих звуков (на доске): точно ли он имеет перечисленные признаки? (Дети называют звук, доказывая, что он гласный.)

Упр. 135 (с. 89)

- Мы назвали все гласные звуки. Запишите их:

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]

- Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)

- Назовите гласные буквы? (Прикреплять на доску)

(А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)

- Запишите их:

а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я

- А теперь давайте отдохнем. Встали все из-за парт (Физкультминутка)

Выполняют упражнения в учебнике. Отвечают на вопросы

Вспоминают сколько гласных букв и звуков в русском языке

Коммуникативные:

слушают собеседника и ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

VI. Первичное закрепление

Упр. 136 (с. 90)

- Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)

- А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)

- Ребята, а что вы можете сказать о этих буквах? (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука)

- На доске слова разделены на столбики

Сел             ел            боец

Полёт         ёлка        приём

Клюв          юг           каюта

Мясо          яма          стоят

- В каком месте слова буквы е, ё, ю, я в первом столбике? (После согласных в середине слова)

- После каких согласных? (Мягких)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Читаем каждое слово и наблюдаем) Сел (э), клюв (у), полёт (о), мясо (а)

- Значит в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных)

- Прочитайте слова во втором столбике

- Где стоят буквы е,ё,ю,я в словах второго столбика? (в начале слова)

- Сколько и какие звуки они обозначают? Ел (йел), ёлка (йолка), юг (йуг), яма (йама)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (В начале слова)

- Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова

- Где стоят буквы е,ё,ю,я? (после гласных)

Боец (бойэц), приём (прийом), каюта (кайута), стоят (стойат)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы е,ё,ю,я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после согласной)

- А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной)

Работа в группах (карточки)

- А теперь поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа, ответьте, какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме и запишите их рядом со звуками? Выберете человека, который будет отвечать от вашей группы. ([А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И] - И, Е, Я.)

Работа по вариантам

Какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в данных словах:

1 Вариант

Маяк, сорока, клён

2 Вариант

Юла, ворона, мяч

Выполняют упражнения, определяют при каких условиях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а при каких два

Делают вывод, что если буквы е,ё,ю,я стоят в середине слова после согласной, то обозначают один звук, а если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной, то обозначают два звука.

Работают в группах по карточкам, выполняют задание

Выполняют задание по вариантам

Регулятивные:

умеют работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные:

слушают собеседника и ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Личностное:

формирование уважительного отношения к иному мнению

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

упр 138 стр 91

Записывают домашнее задание

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Продолжим предложения

  1. Сегодня я узнал(-а)...
  2. Было трудно…
  3. Я понял(-а), что…
  4. Я научился(-лась)…
  5. Я смог(-ла)…
  6. Мне было интересно…

Осуществляют рефлексию, дополняют предложения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...

Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."

Задачи: дать первоначальное  представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.Формируемые УУД:  узнават...