Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Задачи: дать первоначальное представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.
Формируемые УУД: узнавать рассказ, сказку, прибаутку, загадку; Следить за чтением учителя и своих одноклассников; высказывать суждения о прочитанном тексте; выражать свое отношение к почитанному; работа в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_oboznachayushchie_glasnye_zvuki._bukvy_oboznachayushchie_soglasnye_zvuki.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.
Класс: 1.
Задачи: дать первоначальное представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.
Формируемые УУД: узнавать рассказ, сказку, прибаутку, загадку; Следить за чтением учителя и своих одноклассников; высказывать суждения о прочитанном тексте; выражать свое отношение к почитанному; работа в паре.
1. Организационное начало урока
Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
2. Развитие речевого аппарата
- Произносите вслед за мной слова целиком и протяжно, а затем, деля на звуки и считая их на пальцах: Анна, адрес, автор, старт, рука, яма.
- Произнесите слоги.
Бы-бэ, вы-вэ, гы-гэ, лы- лэ, мы-мэ, ны- нэ.
3. Актуализация знаний
- Прочитайте.
О И А Ж У Э
- Что вы сейчас произнесли? (звуки)
- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
- Как произносятся гласные звуки? Согласные?
- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
Игра « Лишняя буква»
- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б; З-С,Б-П, Д_Р –Т)
- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)
- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.
- Прочитаем чистоговорку вместе.
Чистоговорка.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Кто бы из вас мог помочь жуку?
- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.
4. Самоопределение к деятельности
( Перед учащимися выставка книг.)
- Что вы любите читать?
- Что обычно учат наизусть?
- Где хранят книги?
- Как вы будете искать нужную книгу?
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
5. Работа по теме урока
1) Беседа о значении книги в жизни человека:
- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)
- А можно ли книгу назвать другом?
- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?
- Для чего нужно читать книги?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)
- Сформулируйте тему нашего урока?
- В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.
- А где живут книги?
-Что такое библиотека?
Откройте учебники на стр.16.
- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?
- Они выбрали книги в библиотеке.
- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.
В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.
-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.
-Что это? (книги со сказками)
- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?
Надпись «Сказки»
-Сказки – занимательное повествование с фантастическим, необычным, сюжетом, в котором добро побеждает зло.
- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.
- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство. Прочитаем отрывок из сказки «Теремок».
Какое волшебство есть в этой сказке?
-А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.
- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.
- Как же назовём все эти произведения одним словом?
(Надпись «Рассказы»)
- Чем отличается рассказ от сказки?
- Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком либо эпизоде из жизни героя. Он отличается небольшим объемом, небольшим числом героев и описанием одной какой- нибудь истории.
- Прочитаем текст « Слоны».
Как можно назвать этот жанр?
Физминутка
- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ
- Прочитайте названия книг.
- Что такое прибаутки?
- Прибаутка- забавная, остроумная поговорка(обычно рифмованная), употребляемая для оживления речи, разговора.
- Послушайте прибаутку.
Егор и мухомор (Мансурова Виктория)
Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.
- Почему Егор не взял мухомор?
- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ
- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.
- Загадки – краткое , часто стихотворное , изречение, в котором сознательно скрывается понятие об известном предмете или явлении, но при этом подчеркиваются и важные признаки.
- Отгадайте загадки.
Ученики подготовили наизусть загадки.
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.
(Светоотражающие элементы)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)
- Какие правила для пешехода мы знаем?
- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.
- Вы ребята находитесь на правильном пути – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.
Откройте азбуку на стр.16.
- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)
Физминутка для глаз. (Восьмерка)
-Чтение сказки по цепочке «Лиса и рак»
-Что предложила лиса раку?
-Что значит наперегонки?
-Кто оказался хитрее?
-Как рак перехитрил лису?
7.Итог урока
- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)
- Чему учат нас сказка "? (добру)
- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? - Захотелось ли вам посетить библиотеку?
- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)
7. Рефлексия
- Возьмите лист самооценки.
- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.
Оценивание
-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.
-И всем вам за урок ставлю…
-Встали все. Урок окончен.
Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)
Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки
Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...
Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)
учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....
Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....