Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Задачи: дать первоначальное  представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.

Формируемые УУД:  узнавать рассказ, сказку, прибаутку, загадку; Следить за чтением учителя и своих одноклассников; высказывать суждения о прочитанном тексте; выражать свое отношение к почитанному; работа в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Класс: 1.

Задачи: дать первоначальное  представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.

Формируемые УУД:  узнавать рассказ, сказку, прибаутку, загадку; Следить за чтением учителя и своих одноклассников; высказывать суждения о прочитанном тексте; выражать свое отношение к почитанному; работа в паре.

1. Организационное начало урока

Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.

2. Развитие речевого аппарата

- Произносите вслед за мной слова целиком и протяжно, а затем, деля на звуки и считая их на пальцах: Анна, адрес, автор, старт, рука, яма.

- Произнесите слоги.

Бы-бэ, вы-вэ, гы-гэ, лы- лэ, мы-мэ, ны- нэ.

3. Актуализация знаний

- Прочитайте.

О И А Ж У Э

- Что вы сейчас произнесли? (звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Игра « Лишняя буква»

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б;  З-С,Б-П, Д_Р –Т)

- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Кто бы из вас мог помочь жуку?

- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.

4. Самоопределение к деятельности

( Перед учащимися выставка книг.)

- Что вы любите читать?

- Что обычно учат наизусть?

- Где хранят книги?

- Как вы будете искать нужную книгу?

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

5. Работа по теме урока

1) Беседа о значении книги в жизни человека:

- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)

- А можно ли книгу назвать другом?

- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

- Для чего нужно читать книги?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)

- Сформулируйте тему нашего урока?

- В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым  печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

- А где живут книги?

-Что такое библиотека?

Откройте учебники на стр.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.

В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.

-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.

-Что это? (книги со сказками)

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?

 Надпись «Сказки»

-Сказки – занимательное повествование с фантастическим, необычным, сюжетом, в котором добро побеждает зло.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.

- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство.  Прочитаем отрывок из сказки «Теремок».

Какое волшебство есть в этой сказке?

 -А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.

- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

 (Надпись «Рассказы»)

- Чем отличается рассказ от сказки?

- Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком либо эпизоде из жизни героя. Он отличается небольшим объемом, небольшим числом героев и описанием одной какой- нибудь истории.

- Прочитаем текст « Слоны».

 Как можно назвать этот жанр?

Физминутка

- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ

- Прочитайте названия книг.

- Что такое прибаутки?

- Прибаутка- забавная, остроумная поговорка(обычно рифмованная), употребляемая для оживления речи, разговора.

- Послушайте прибаутку.

Егор и мухомор (Мансурова Виктория)

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?

- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ

- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.

- Загадки – краткое , часто стихотворное , изречение, в котором сознательно скрывается понятие об известном предмете или явлении, но при этом подчеркиваются и важные признаки.

- Отгадайте загадки.

Ученики подготовили наизусть загадки.

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.

(Светоотражающие элементы)

Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый
…(светофор).

Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)

- Какие правила для пешехода мы знаем?

- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает,  о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.

- Вы ребята находитесь на правильном пути  – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.

Откройте азбуку на стр.16.

- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)

Физминутка для глаз. (Восьмерка)

-Чтение сказки  по цепочке «Лиса и рак»

-Что предложила лиса раку?

-Что значит наперегонки?

-Кто оказался хитрее?

-Как рак перехитрил лису?

7.Итог урока

- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)

- Чему учат нас сказка "? (добру)

- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? - Захотелось ли вам посетить библиотеку?

- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)

7. Рефлексия

- Возьмите лист самооценки. 

- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.

Оценивание

-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.

-И всем вам за урок ставлю…

-Встали все. Урок окончен.

Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)

Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.

7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....