Корень слова. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открываем новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc39 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_otkrytyy_urok_2012.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Школа с. Аксарка

МОУ Школа с. Аксарка

Открытый урок по русскому языку по теме:

«Корень слова. Однокоренные слова»

                     

      Выполнил:

Учитель начальных классов

Казарова Е.В.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

  • Создать условия для закрепления понятия «корень слова», формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую.
  • Содействовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
  • Способствовать воспитанию  интереса и любви к родному языку.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон с mp3 плеером.

Ход урока

  1.Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний. Мы начнем знакомиться с составом слова.

2.Эмоциональный настрой

-Давайте в начале нашего урока проверим с каким настроением мы готовы получать новые знания. У вас на партах лежат картинки с изображением воздушного шарика и гири. Если у вас хорошее настроение, то поднимите воздушный шарик, если у вас плохое настроение, то поднимите гирю. А мы вместе с вами постараемся исправить ваше настроение.

-Отлично, у всех хорошее настроение, значит наш урок пройдет плодотворно. Откройте рабочие тетради, запишите в них  число, классная работа.

3.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока (слайд1)

На слайде: рыбак, рыбачить, рыба, рыбешка, рыбный.

Прочитайте слова на слайде. Сравните. Что общего у этих слов?(Эти слова однокоренные)

-Тема нашего урока - «Однокоренные слова».(слайд 2)

          4.Минутка чистописания

Игра «Доскажи словечко».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?...(лиса)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

-Назовите первый звук в словах отгадках. Дайте характеристику этому звуку. Сегодня на минутке чистописания будем работать над строчной и заглавными буквами Л, л.

Спишите, продолжив закономерность.

Лл, лвл, Ллл, влв, Лллл

Напишем несколько слов с буквой л.

Листья, лисица ,лебедь, ландыши.

-Какие орфограммы встречаются нам в этих словах.

5.Повторение

1)Индивидуальная работа на карточках.

Карточка 1.

К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите корень.

Образец: звон - звонить.

Игра-                   Письмо-

Свет-                    Сад-

Смотр-

Карточка 2.

Спишите однокоренные слова. Выделите корень

Вода, подводник, водичка, водяной, водный.

Цвет, цветник, цветной.

Ходики, переход, подход, ходовой.

2)Фронтальная работа:

3) Игра: «Сорви листик». На обратной стороне предметов написаны словарные слова с пропущенными орфограммами.(береза, вдруг, город, желтый .завод, карандаш)

6.Работа по теме урока:

1.)Беседа. (чтение учеником наизусть стихотворения о корне): Дима Пирогов

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

-Учитель: Корень слова- значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Так же, как и кустов,

 Корень слова ест у слов. (Слайд3-4)

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными. Например, лес, лесник, лесной.(Слайд 5)

2) Первичное закрепление материала.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подбери слова.

Выдели в них корень. (слон-слоненок, лиса- лисенок, тигрица -тигренок, кот- котенок).(слайды 6,7).

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

7.Физкультминутка.

Вот помощники мои

Их , как хочешь, поверни,

По дороге белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок- чок- чок, чок- чок- чок

Скачет резвый табунок.

3)Упражнение в написании однокоренных слов. Работа с учебником.

Упражнение 118 стр.56

Проверка.

4) Шутка

  • Вы кто такие?
  •  Я – гусь. Это – гусыня. Это – наши гусята. А ты кто?

      - А я ваша родственница – гусеница! (слайд 8)

 5)Игра «Третий лишний»

Вода, водный, водитель, водяной

Шиповник, шипеть, шипы

Гора , горка, горевать, горный(Слайд 9)

-Молодцы, ребята!

-Давайте в конце нашего урока проверим какое у вас настроение к концу урока? Поднимите воздушный шарик или гирьку.

Дополнительно:

Подберите однокоренные слова к словам: 1 ряд- сад,2 ряд- брат,3 ряд- мир.

8.Итог урока:

-Какие слова называются однокоренными?

Выберите верное утверждение.

а) Чтобы найти корень, надо изменить форму слова.

б) Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова.

-Молодцы!!!

Домашнее задание: упр.121 стр. 57.с.56 сведения о языке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыбак, рыба, рыбачить, рыбалка, рыбешка, рыбачить

Слайд 3

КОРЕНЬ слова- значимая часть. Над словами родственными держит власть.

Слайд 4

Так же, как и у кустов, КОРЕНЬ слова есть у слов .

Слайд 5

Например: лес, лесник, лесной, лесовик Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ .

Слайд 6

слон слонёнок Выясни умело линию родства- однокоренные подбери слова. лиса лисёнок

Слайд 7

кот котёнок тигрица тигрёнок

Слайд 8

Вы кто такие? Я – гусь. Это – гусыня. Это – наши гусята. А ты кто? -А я ваша родственница – гусеница! Назовите однокоренные слова. Выделите в них корень.

Слайд 9

Игра «Третий лишний» Вода, водный, водитель, водяной Гора , горка, горевать, горный Шиповник, шипеть, шипы

Слайд 10

Выберите верное утверждение. а) Чтобы найти корень, надо изменить форму слова. б) Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова. Итог урока

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...