Роль писем в жизни человека
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Роль письма в жизни человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль письма в жизни человека

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Роль письма в жизни человека»

Учитель начальных классов Козлова Е.И.

Тема урока: «Роль письма в жизни человека»

Класс: 4

Цель урока: повторение и обобщение  знаний учащихся о письме как одной из разновидностей текста, уточнение роли писем в жизни людей.

Задачи:

-  формировать умение написания сочинения в эпистолярном жанре;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- углубить знания учащихся об истории письма и его видах;

- формировать умение написания личного письма;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать материал;

- развивать творческие способности;

- расширить кругозор учащихся;

- развивать навыки связной речи;

- формировать коммуникативные качества обучающихся;

- формировать навыки совместной деятельности, умение работать в группе;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать отношение взаимопомощи и чувство ответственности, патриотизм;

- формировать интерес к учебным предметам.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая (2 группы постоянного состава).

Оборудование: опорные схемы, карточки с заданием, кроссворд на доске, карточки с видами писем, карточки со словами-подсказками, алгоритмом написания письма, электронные презентации.

  Прошу тебя, пиши мне письма!

                                                              В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва

Ход урока

Учащиеся разделены на две группы.

Определение темы, постановка задач детьми под руководством учителя (с опорой на  эпиграф)

- Ребята! К нам пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу».  Кто написал это письмо?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт?

- Так какова же тема нашего урока?

- Какие задачи поставим? (Повторить и обобщить знания о написании писем, научиться грамотно писать письмо, точнее, писать сочинение в эпистолярном жанре, то есть в форме письма).

- Нам предстоит ответить на очень важный вопрос: зачем люди пишут письма?

 

Актуализация знаний

     Первые письма писались на бумажных листках небольшого размера, а чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя. Но так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адреса.  Этот способ отправки писем без конверта применялся в годы Великой Отечественной войны, когда конвертов на фронте не хватало. Первая группа ребят подготовила примеры с образцами таких военных писем. В годы войны широко использовались почтовые карточки (так называемые, открытые письма), на которых печатались призывы к русскому народу, картинки патриотического характера. Вторая группа детей демонстрирует такие карточки, а вы подумайте над тем, какую роль выполняло подобное оформление карточек. (Воспитание патриотизма, поднятие духа воинов и тех, кто их ждал в тылу, информация с фронта и о жизни в тылу…)

  Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

   Казалось бы, зачем нам сегодня знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. Преимущества электронной переписки очевидны: не надо выходить из дома, письмо быстро доходит до адресата. Мы звоним, шлем факсы, отправляем Интернет - письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому, подчас забывая, что  письмо – это художественное произведение, искусство слова. Бумажное письмо  можно перечитывать через годы. Это память о близких нам людях,  бумага хранит тепло рук пишущего.

  Военные письма

Учитель знакомит детей с письмами военных лет (См. Приложение 2).

Вывод: письма помогают общаться душою с живущими и жившими родными людьми. Не случайно существует и такое определение письма: (Слайд 3) «Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку».

Теперь понятнее становится смысл эпиграфа.  

 

Повторение и обобщение изученного о письме

 Вспомним лексическое толкование понятия ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР и  слова ПИСЬМО в интересующем нас значении. Работа со словарями (по группам).

Эпистолярный – 1. Относящийся к частной переписке, письмам (Эпистолярное наследие поэта).

2. Имеющий форму письма, переписки (О литературном произведении. Эпистолярный жанр).

Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.

Какие виды писем вы знаете?

Личные (дружеские), открытые письма для периодических изданий, деловые, официальные, философские, письма-поздравления и просьбы, благодарственные письма.

   Письмо может быть личным и коллективным, даже неотправленным, неполученным. Какова отличительная особенность всех писем?

У всех писем есть адресат и адресант.

Дайте лексическое толкование слов:

адресат – лицо, которому адресуют (пишут) письмо;

адресант – лицо, которое адресует (пишет) письмо.

   Вспомним  другие слова, связанные с отправлением бумажного письма. Я буду задавать вопросы, а вы отгаданные слова  записываете в клеточки кроссворда на доске и на карточках (работа в группах с последующей проверкой).

1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправления на расстояние. (Письмо)

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания? (Конверт)

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено? (Адрес)

4. Цифровое условное обозначение населённого пункта? (Индекс)

5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы? (Почтальон)

5

1

4

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы совсем забыли ещё два главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их. (Здравствуйте и до свидания)

- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня продолжим  учиться писать письма.

- А о чём пишут письма ?

Все письма можно разделить на два вида: личные и деловые. - Как вы думаете, какие письма относятся к личным, а какие к деловым? (…) Восстановите схему. (Работа в группах).

                                 ЛИЧНОЕ                  ПИСЬМО                ДЕЛОВОЕ

               - Какие письма ваша группа отнесла к личным? Какие – к деловым?

                        Сравниваем , на доске появляется схема:

                                                      ПИСЬМО            

        

                              ЛИЧНОЕ          ДЕЛОВОЕ

               

                     ПОЗДРАВЛЕНИЕ        В ГАЗЕТУ

                                             

                                            БЛАГОДАРСТВЕННОЕ

                    ПИСЬМО- РАССКАЗ        ПИСЬМО-ПРОСЬБА

                                   

        ПИСЬМО-ПРИГЛАШЕНИЕ         ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

      Познакомьтесь  с письмом учительнице от бывшего ученика.

Анна Константиновна!

Вам за давней давностью

И не вспомнить неслуха

С чёлкою торчком.

Шлю Вам запоздалое

Слово благодарности

За мои чернильные

Палочки с крючком.

Анна Константиновна!

Если Вы позволите,

К Вам на арифметику

В детство удеру –

Поучиться заново

Крестикам и ноликам,

Самой главной грамоте –

Правде и добру.

Анна Константиновна!

А в конце послания

Вам желает радостей

И хороших слов

Ваш не отличавшийся

По чистописанию

С третьей парты – помните –

Леша Иванов.

- К какому виду писем оно принадлежит? (личное, благодарственное)                  

   Особенности личных писем

В личном письме подробно описываются и чувства, и мысли, им придается  поэтическая выразительность, их украшают эпитетами, метафорами, синонимами, сравнениями. Если следовать этим рекомендациям, то ваше письмо не будет скучным. Оно получится не только интересным, но и красивым.   Так, что же в содержании письма самое главное?

Сравните содержание двух писем в стихах

                             1.    Бабуля, здравствуй! Не грусти.

                                    Конфеты кончились, учти.

                                    Я сделал лук. Носки сушу.

                                    Два дня письмо тебе пишу.

                                    А у меня большое горе –

                                    Пропали плавки на заборе.

                                    Здесь скучно. Я в поход ходил.

                                     Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

                                                                               Р. Алдонина

Что вы скажите о данном письме?

Какие чувства испытает бабушка, получив такое письмо?

(Мальчик не проявляет заботы о близком человеке: бабушка будет переживать за внука).

А в чём особенность письма солдата с фронта, которое мы сегодня читали?

(Письмо любящего человека, заботливого, благодарного). Нет ни слова о трудностях фронтовой жизни. И стихотворная форма письма не случайна: когда человека переполняют искренние, возвышенные чувства, он пытается передать их в особой форме. Вывод: у каждого письма своя цель, что и для чего писать. И всё же в каждом письме на первое место мы ставим внимание к адресату. Даже самую негативную информацию следует сообщать корректно.

/Слайд 5/

Высказывание  Г. Мопассана:

- Утешьте меня

- Позабавьте меня

- Дайте мне помечтать

- Растрогайте меня

- Заставьте меня содрогнуться

- Заставьте меня плакать

- Заставьте меня размышлять

Как вы понимаете данное высказывание?

 Адресат ищет в письмах « пищу» не только для ума (информацию), но и для души. Сочувствие, сопереживание обогащает душу, воспитывает чувства, делает человека благороднее, нравственно чище.

 Структура личного письма

Письмо-это текст, поэтому оно имеет чёткую структуру: Начало (вступление), основную часть и концовку.

Но вместе с тем письмо имеет и свои особенности.

Задание группам: восстановите правильную структуру письма

1. Приветствие                                                                               1

2. Информация о себе, близких и т.д.                                            4

3. Просьбы                                                                                      6

4. Выражение своих чувств к адресату,                                         2

     интереса к его жизни, здоровью)

5. Пожелания                                                                                   5

6. Благодарность адресату                                                              3

7. Прощание                                                                                    7

8. Подпись                                                                                       8

    Дата, место написания

  Проверка алгоритма. (Демонстрируются слайды презентации).

Оформление адреса

Расскажите, что нужно сделать герою рассказа А.П.Чехова Ваньке Жукову, чтобы его письмо дошло до адресата? (…)

Демонстрация кадров презентации.

Практическая работа

1-ая группа изготавливает конверт-треугольник и подписывает на нем  адрес (в помощь им дается презентации на рабочем столе компьютера  «Технология изготовления треугольного письма»).

2-ая группа изготавливает почтовую карточку с иллюстрацией и подписывает адрес.

 Обе группы обеспечивают свои письма содержанием на тему приближающегося юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

  Защита творческих работ представителями групп.

Вывод: следует соблюдать все требования к структуре письма, его стилевому, языковому оформлению.

Итог занятия:

Что даёт человеку умение писать письма?

Вспомним слова Д.С. Лихачёва

     Язык – самое выразительное, чем человек обладает.

 За своим языком – устным и письменным -  надо следить постоянно. Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному.

     Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.  Человек, пишущий письма, развивает не только свою речь, но и душу; «тренирует» ум, становится способным к рефлексии.

Ответим на проблемный вопрос урока: нужна ли такая форма общения, как переписка, в наше время?

- Что приятнее получить: СМС или письмо? Почему?

- Что даёт человеку умение писать письма?

    Несмотря ни на что,  эпистолярный жанр будет развиваться. Думается, что люди со временем поймут необходимость переписки. В старших классах вы обратитесь к этому жанру на уроках литературы. Переписка писателей и написанные ими произведения в эпистолярном жанре – это неисчерпаемый кладезь мудрости, таланта, образец владения русским языком.

Домашнее задание: 

Написать сочинение «Письмо ветерану» или «Письмо родственнику, не вернувшемуся с войны». Это будут личные, благодарственные письма, письма-беседы с дорогим человеком.

Литература

Акшина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма, изд. Ленанд, 2008, -208 с.

Золотая книга этикета. – М: «Вече», 2004

Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -  С-Петербург : «Человек», 1999.

Энциклопедический  словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.

Энциклопедический словарь  юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.

Приложения

Приложение № 1

Здравствуйте, Евдокия Мардарьевна!

     Сообщаю Вам за Вашего сына Николая. Попал он в плен в Сталинградском направлении недалеко от Калача 21 августа 1942 года. В Белой Церкви мы побыли один месяц и задумали бежать. Но русские полицаи нас поймали и 19 октября вывезли в Германию. Пока нас довезли до Германии, мы были сильно истощены. Николай совсем слабый был, и когда нас загнали в 326-й лагерь, это недалеко от Франции, то через несколько дней прибыло гестапо, и выстроили всех людей и начали отбирать по личности. Тех, кто был со средним и высшим образованием и офицеров загнали в 10 блок и всех замучивали до смерти, кто не отрекался от своего звания и не становился предателем. Заставляли плавать по воде и грязи и собак запускали, чтобы рвали людей. Перед выдачей пищи из капустных листьев раздевали наголо, выдавали боксёрские перчатки, заставляли бить друг друга. И тот, кто победит, получает пищу за себя и за того, кого победил.

     Вообщем, все издевательства не могу и описать, потому что слишком много способов применяли палачи для того, чтобы люди погибали, а они наслаждались их мучениями. После 3-х дней, как я распрощался с Николаем, то я его видел через колючую проволоку. Он сказал, что здесь погибнет, и меня просил сообщить жене о его судьбе. 10 блок – «блок смерти», и от одного полицая я слышал, что оттуда ни один живой не выходит.

Дней через 10, когда нас увозили, проходили 10 блок, и он мне крикнул, что жить осталось немного. Он был худой, раздетый, в одних брюках, в рваных ботинках. А была зима, снег с грязью. Вот всё, что я знаю о его судьбе. Больше я его не видел и уверен, что он погиб. Я его предупреждал, потому что видел, как они издевались и кого больше уничтожали.

До свидания    Иванов В.А.

2 февраля 1946 года

Приложение № 2

                 Письмо  с  фронта  в  стихах.

Здравствуй ,  дорогая  мама!                                                

С фронта шлю тебе письмо,

Очень-очень я надеюсь,

Что  получишь  ты его.

Треугольник  долгожданный

Облетит  весь  шар  земной

С фронта весточку от сына

Принесет  оно  домой.

В час  затишья , после боя

Вспоминаю  дом  родной,

Где  когда  то  вечерами

Собирались  всей  семьей.

Сообщаю ,  дорогая:

У  меня  все  хорошо,

Перед  боем  отдыхаю

И  решил  послать  письмо.

Много , мамочка  родная

Повидал  я  городов.

И везде  народ  советский  

Беспощадно  бьет  врагов.

Не  сломает  враг  коварный

Волю  преданных  людей

Защитит советский  воин

Дедов , бабушек , детей.

Ненавидят  оккупантов

Стар  и  млад  земли  родной,

Помогая  партизанам,

Все  рискуют  головой.

За  меня  ты  не  волнуйся

И  горячих  слез  не  лей.

Перебьем врагов  немецких

И  вернусь  к  тебе  домой.

До  свиданья , моя  мама,

Жди  меня  ,  вернусь  весной

Под  цветущею  сиренью  

Мы  обнимемся  с  тобой.

Будем  долгими  ночами

Разговаривать  с тобой.

Нам  никто  не  помешает,

Не  нарушит наш  покой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в жизни человека.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения....

Проектная работа "Роль сока в жизни человека"

Проектная работа учащихся 4 класса...

открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"

изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве....

Роль книги в жизни человека

Современный человек очень мало читает. Это факт. Но, к счастью, есть люди, которые пытаются бороться с этой проблемой. Как помочь ребёнку полюбить чтение, книгу?...

РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ РФ

Подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества.Объяснить учащимся, что в обществе существуют определённые правила поведения людей, которые помогают людям жить вмест...

Внеклассный урок по литературному чтению 3-4 классы "Роль матери в жизни человека"

Материал можно использовать на классном часу, литературному чтению, на уроках ОРКСЭ...

Анкета для родителей "Роль книги в жизни человека".

Анкета для родителей "Роль книги в жизни человека"....