Занятие по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Школа грамотеев. Русский язык» для 4 класса Тема: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Анаграммы».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Радченко Юлина Петровна

Материал занятия по внерочной деятельности нацелен на формирование интереса к изучению русского языка и проектной деятельности школьника. В процессе выполнения разнообразных и интересных упражнений,направленных на обобщение знаний морфологических признаков имени существительного, школьники создают буклет "Морфологические признаки имени существительного".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5с углубленным изучением отдельных предметов города  Шебекино Белгородской области»

Занятие по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«Школа грамотеев. Русский язык»

для 4 класса

Тема: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Анаграммы».

Подготовила:

учитель начальных классов МБОУ»СОШ №5 с УИОП г. Шебекино Белгородской обл.»Радченко Ю.П.

2018-2019 учебный год

Цель: привить интерес к изучению русского языка, проектной деятельности    школьников.

Формирование УУД:

1. Предметные:

- закрепление и обобщение программного материала по русскому языку;

- углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его
закономерностях.

2. Личностные: - развивать учебно-познавательный интерес к  материалу и способам решения     новой частной      задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий.

3. Регулятивные:

- удерживать учебную задачу;

- выполнять учебные действия в форме практической работы по изготовлению проекта;

- выделять, что выполнено и что предстоит выполнить;

- определять качество и уровень выполнения работы .

4. Познавательные:

- называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

- выделение и классификация существенных признаков;

- установление причинно-следственных связей;

5.Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-предлагать помощь и сотрудничество.

Оборудование: презентация, карточки, таблички с обозначением частей речи, материалы  для буклетов(картонная заготовка, картинки, фломастеры, карандаши, клей), аудиозапись «Весёлый краб»,  буквы разрезной азбуки, открытки для победителей.

Ход мероприятия

I. Вводная часть. Сценка «Как Морфология порядок навела».

(Слайд 1)Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии внеурочной деятельности мы продолжим вместе с вами открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать науки, но сегодня мы будем заниматься этим весело и интересно. Нам предстоит отправиться в необычное путешествие – в страну частей речи в гости к одной из них. Но не всегда в этой стране был такой порядок как сейчас. Хотя, простите, что там опять произошло?  Что за шум и беспорядок?

 (появляются герои - части речи. Они пытаются перекричать друг друга и разбрасывают карточки, на которых напечатаны слова - разные части  речи .)                                                                                                                                  В словах была настоящая неразбериха давным-давно. А теперь у вас существует строгий порядок. Что случилось?

Части речи. Мы перепутались. Попытались как-то снова построиться. Становились и так и этак. Ничего не получается!

Учитель: Без командира и без вашей помощи, ребята, не обойтись. Призовем – ка мы на помощь науку Морфологию! Почему именно её?

Дети: (Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи)

( Слайд 2)Учитель: А знаете ли вы, что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей: «морфо» - в переводе с греческого «форма» и «логос» - «учение».Слово это впервые употребил великий немецкий поэт Гёте, много лет изучавший науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология?

( Слайд 3)Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний, ведь у слов, как и у растений тоже есть форма, есть строение. Наука морфология  изучает, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение.

Кого же из вас мы выберем королевой-Морфологией? Этот ученик должен уметь хорошо различать части речи  и помочь нашим героям навести порядок в их королевстве, конечно же с вашей помощью.

(Дети выбирают королеву-Морфологию)

II. Разделение детей на группы. Упражнение в дифференциации слов по частям речи.

Учитель: Я предлагаю каждому из вас поднять по одной карточке, определить, к какой части речи относится напечатанное на ней слово и занять  место за одним столом вместе с нашими героями. А королева-Морфология проследит, чтобы все заняли свои места и в случае необходимости окажет помощь.

Морфология: Кто из вас обозначает предмет? Прошу поднять карточки и занять место за одним столом с нашим героем именем сушествительным.(действие предмета, признак предмета, количество или порядковый номер предметов)

Части речи: Спасибо вам, ребята, и спасибо королеве Морфологии за то, что помогли навести порядок в нашем королевстве.

Учитель: Мы благодарим все части речи  и королеву Морфологию, а хозяйкой нашего мероприятия назначаем…                                                                               Вы должны отгадать, кто станет хозяйкой нашего мероприятия

Морфология: Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)

III.  Обобщение знания об имени существительном. Работа над проектом. Учитель: Это тема сегодняшнего занятия, на котором мы обобщим знания об имени существительном, полученных на уроках русского языка и внеурочных занятиях Школы грамотеев.

И так отправляемся в гости к имени существительному. В ходе мероприятия все упоминаемые морфологические признаки имени существительного я предлагаю вам фиксировать на бумаге. Все необходимые материалы перед вами. Но будьте очень внимательны. Из общей массы вы должны выбрать материал, относящийся к имени существительному. К концу мероприятия каждая группа изготовит буклет об этой части речи. И начнём мы изготовление буклета с титульного листа.

Как вы считаете, какой материал мы разместим на титульном листе

(Определение существительного, как части речи)

1. Дети оформляют титульный лист.

2. (Слайд 4 )Исправь ошибки                                                                               Учитель: прежде чем приступить к оформлению второй страницы вы должны выполнить задание, тогда и догадаетесь, какой на ней разместить материал.

Ваня Незнайкин написал письмо дедушке Морозу. Уж очень хочется получить ему подарок к Рождеству. Поймёт ли его дедушка Мороз. Давайте разбираться.

Дорогой дедушка мороз. Обращается к тебе  ваня незнайкин. Не знаю, выполнишь ты мою просьбу или нет. Очень мне хочется получить от тебя в подарок к рождеству бублика. Такую кличку я придумал для котёнка. Заранее тебя благодарю. ваня незнайкин

-Какое правило не знает Ваня Незнайкин?

(Слова делятся на собственные и нарицательные. Собственные имена существительные обозначают единственные в своём роде объекты. Собственные пишутся с заглавной буквы)  

- Находим соответствующий материал и оформляем  вторую страницу буклета.

3. Игра «Мужское-женское»                                                                                  -Не пора ли нам размяться? Давайте поиграем в игру «Мужское-женское» Условия игры: если я произношу слова женского рода, то поднимаются девочки , если мужского рода-мальчики.

(Машина, автомобиль, пёс, щенок, собака, мальчик, дедушка, отец, ребёнок, дитя, весна, лето, осень, зима, утро, день, ночь, неделя, месяц, чувство, кофе, верзила,  злюка,  дурачина, горемыка, грязнуля (существительные общего рода)

- По результатам игры сделаем вывод и оформим третью страницу буклета.(Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Встречаются существительные общего рода)

4. (Слайд 5 ) Определение принципа распределения слов.                                         -После игры принимаемся за серьёзную работу. Посмотрите на экран и скажите, по какому принципу распределены слова в три столбика

Вода       молоко      пыль                                                                                                                             земля       крот           метель                                                                                          Алёша      солнце      степь

-Что за существительные в первом столбике?(втором, третьем)  

Сделаем вывод и оформим четвертую страницу  (В русском языке существительные распределяются в три группы,   в зависимости от рода и окончания. Это существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения). 

5. «Весёлая дискотека»                                                                                                 -А сейчас послушайте задорную песенку и скажите о чем поёт весёлый краб? Краб приглашает вас на веселую дискотеку.

(Он подсказал нам последовательность падежей и на какой вопрос отвечает каждый из них.)                                                                                        -Оформите пятую страницу буклета.

О каких ещё морфологических признаках имени существительного мы не говорили?

(Число, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

-Оформите последние страницы нашего буклета.

IV. (Слайд 6 )  Решение анаграмм

-И в  заключение мы разгадаем несколько анаграмм. Так как тема сегодняшнего занятия- имя существительное, значит и слова-отгадки должны относиться к имени существительному. Группу,  которая справится с этим упражнением быстрее всех, ждёт сюрприз.(подсказка: слова-отгадки обозначают название овощей и фруктов)

сад + реки  = редиска

каша + корт = картошка

тур + пешка = петрушка

рог + диван = виноград

пень + сила = апельсин

V.Подведение итогов.  Награждение победителей.

Демонстрация проектов. Награждение победителей.

                                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов...

Методические разработки к занятию по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Интеллект +".

Материалы содержат конспект занятия по математике, презентацию, рабочий лист учащегося , задания по группам, раздаточный материал....

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"с использованием активных методов обучения.Интегрир...