Внеклассное мероприятие "Неделя русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Зеленянская Альфия Наильевна

Данная разработка служить целью развить интерес к изучаемому предмету; развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, выявлить одарённых детей; развить коммуникативные навыки между учениками разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_mer_nedelya_rya.docx68.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное неделе русского языка

Открытие недели русского языка «Великий и могучий» 
Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

                                              Ход мероприятия:
УЧИТЕЛЬ: 
Много языков на свете разных- 
Выучить их все не смог бы я, 
Все они по-своему прекрасны, 
В каждом есть изюминка своя. 
Говорят в Париже по-французски, 
По-немецки говорит Берлин; 
Мне же дорог мой, привычный, русский, 
Для меня родной лишь он один. 
Мелодичный, гибкий и певучий, 
С детства он меня очаровал, 
И не зря великим и могучим 
Наш язык Тургенев называл. 
Развиваясь быстро, динамично, 
Впитывая разные слова. 
Новое воспринимал отлично, 
Но и мудрость предков в нём жива. 
Да и только нашей, русской речью 
Можно Русь привольную воспеть! 
Будет жить язык наш русский вечно 
И не сможет, верю, умереть! 

(На сцену выходят королева Пунктуация, королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо).

Королева Пунктуация:

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе? 
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило. 

Пришло письмишко мне, 
Гляжу – 
Из лагеря, от Мишки… 
"Здесь чудный лук, и я лижу", - 
Написано в письмишке. 
Лук лижет?! Что за чудеса! 
Наверно, шутит плут… 
Читаю дальше: 
"Здесь – лиса, красивый длинный прут". 
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни: 
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… 
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…" 
Нет, нет, не шутит он! Боюсь, 


Королева Пунктуация: 
Твой друг серьезно болен. 
Вернется – надо подлечить: 
Заставь-ка правила учить… 

Королева Орфография: 

Да-да, пойду его лечить. 
Заставлю правила учить! 


Придворный (вбегая): 

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. 


Королева Пунктуация:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. 
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 


Федя: 

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 


Королева Пунктуация: (Поправляет корону) 

- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 


Федя: Ну, Федя. 


Королева Пунктуация: 

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 


Федя: 

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую (предложение на карточках держат слуги). 

Королева Пунктуация: 

Задание. Поставь запятую на нужное место. 

Федя: (запятую ставит после слова) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… 

Королева Орфография: Прочитай, что у тебя получилось. 

Федя: 

Королева Пунктуация: 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу (выбегают слуги и тащат его в сторону).


Федя: 

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 


Королева Пунктуация: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 


Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово «казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 


Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! 


Федя: Не надо. Мне домой, если можно. 


Королева Пунктуация: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: 
Не надо мне домой если можно.


Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно. 


Королева Пунктуация: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…
А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой. 

Выходят чтецы:

1-й:

«Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». 

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

4-й (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Учитель объявляет об открытии недели русского языка, а затем знакомит учащихся с программой недели.

Знакомство с программой недели.

План проведения недели русского языка.

(7 октября – 11 октября)

Дата

Мероприятие

Классы

Ответственный

1

7.10.2013

Открытие недели. Игра «Фразеологизмы наши – их значения ваши»

5-9

Учитель русского языка и литературы

2

8.10.2013

Игра «Умники и умницы»

3

9.10.2013

Викторина «Знатоки русского языка»

4

10.10.2013

Конкурс «Юное дарование»

5

11.10.2013

Внеклассное мероприятие «Игра КВН» посвященная русскому языку

Учитель:
В течение недели мы будем путешествовать по городу Великого и Могучего, но я думаю, что сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра! 

Понедельник.

Игра «Фразеологизмы наши – их значения ваши»

Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма. Листы собираются в конце рабочего дня. На следующий день в «кассе» ученик получает по жетону за каждый правильный ответ.

Вторник.

Игра «Умники и умницы»

Путешествие по словарям. Заранее изготовляются карточки с заданиями, например, объяснить значение, происхождение и грамматические особенности слова. Учащиеся должны обратиться к словарям и дать полный ответ на поставленный вопрос (на жетоны).

Среда.

Викторина «Знатоки русского языка»

1. С помощью суффиксов образуйте названия детенышей животных.

Белка – ___________, волк – ____________, галка – ____________, мышь – __________, собака – ___________, паук – __________, кот – __________, хомяк – ___________,

петух – ___________, грач – ___________, медведь – _____________, червяк – ____________.

2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните существительные, которые образовались путем перехода из одной части речи в другую.

Знойный июнь 1905 года. Одесская наб_режная забита людьми. Рабочие тесня_я плеч_м к плечу. Восьмилетний мальч_к протискивае_ся скво_ь толпу к самой реш_тке. От восторга у него ра_ширились глаза и пр_открылся рот. Из-за мыса показ_вается брон_носец «Потемкин». Под разв_вающимся красным флагом он пр_ближается к пр_чалу.

3. Переведите на иностранные языки русские слова:

правописание ______

перекрещивание слов__________

медная роза _________________

подсвечник ______________

апельсиновая плантация _______

чистописание _______________

4. Укажите слово из 6 звуков: тополь, береза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина.

5. Какие слова не имеют окончания: вниз, нижний, низ; высоко, высь, высокий?

6. В каком слове -ей окончание: ручей, ножей, воробей, соловей?

7. Подчеркните слово без приставки: поторапливаться, потный, потверже, потакать, потрепать.

8. Какое слово в этом ряду лишнее: подарок, подать, поделиться, подняться, посередине.

9. В каком слове один корень: миролюбивый, водопой, легкомыслие, преподаватель.

10. Подчеркните глагол в повелительном наклонении: речь, режь, печь, стричь, мочь, тишь.

11. Подчеркните слово без суффикса: букварь, аптекарь, лекарь, пекарь, фонарь.

12. Напишите четыре слова, которые начинались бы с 4 согласных:________________________

13. С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в омоним?___________________

14. Объясните, почему мы называем эти предметы так:

очки ___________________________________

перстень _______________________________

ожерелье ______________________________

окно ___________________________________

пирог __________________________________

сердце _________________________________

15. Четвертый лишний. Найдите лишнее слово и зачеркните его:

ворота, салазки, здания, чернила;

ночь, рожь, мышь, стеречь;

коньки, плавать, Снегурочка, сосулька;

город, Москва, Саратов, Санкт-Петербург;

пароход, париться, парик, парниковый;

крик, орать, визжать, кричать;

печка, свечка, утка, овечка;

золото, ураган, молоко, глава;

лебедь, ворона, воробей, попугай;

уши, ноги, руки, головы.

16. Озаглавьте текст, расставьте знаки препинания.

Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают ее пушистым ковром. Сказочным становится все вокруг деревья скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время года.

17. Какое предложение непобудительное:

а) Шуми, шуми, послушное ветрило.

б) Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

в) Проверь, пожалуйста, работу.

г) Вы не знаете правил!

18. В каком предложении не надо ставить запятую:

а) Как мы и ожидали ночь была теплой.

б) На подоконнике распустились бойкая герань пышная гортензия неприхотливые фиалочки...

в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.

г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

19. В каком предложении следует поставить тире:

а) Я примерный ученик.

б) Красная площадь сердце Москвы.

в) Мы с Тамарой ходим парой.

г) Сегодня все тебе цветы и солнце, облака и вечность.

20. Творческое задание.

Помните загадку про окно?

Поля стеклянные, межи деревянные, по ним сторожа оловянные.

Эту загадку придумали специально для того, чтобы запомнить слова-исключения, в которых пишется нн.

Сочините сказку, стихотворение, считалочку, загадку, чтобы запомнить какое-либо правило или исключения из правил.

Четверг.

Конкурс «Юное дарование»

Сочинить стихотворение, посвященное русскому языку.

Пятница.

Игра КВН, посвященная неделе русского языка.

C:\Users\Samsung\Pictures\Все\граффити и арт\2008_09_14_NedeljaSlovesnosti.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...