Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

 

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно работать с текстом;

определять последовательность действий при работе с текстом;

осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме «Изложение повествовательного текста

по самостоятельно составленному плану».

Составила Споденюк О.Л.,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия».

 

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно работать с текстом;

определять последовательность действий при работе с текстом;

осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге;

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем заниматься развитием речи – напишем изложение.

- Что такое изложение?

- Зачем нужно учиться писать изложения?

2. Для вас это новый вид работы?  Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?

•        Прочитать текст.

- Зачем нужно это сделать? (Знакомство.)  

•        Определить тему и главную мысль текста.  

- Зачем нужно это сделать? (Понимание текста).

•        Определить вид текста.

 - Зачем нужно это сделать?  (Понять, как строится этот текст)  

•        Разделить текст на части, чтобы составить план.

 - Зачем нужно это сделать? ( Опора для изложения)   

•        Найти в каждой части ключевые слова.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает точнее пересказать текст )  

•        Увидеть в словах орфограммы.

- Зачем нужно это сделать? (Грамотно написать)   

•        Обратить внимание, как автор избегает повторов.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает грамотно и точно строить текст)   

•        Пересказать каждую часть текста по опорным словам, затем пересказать весь текст.

- Зачем нужно это сделать? (Проверить готовность.)   

•        Записать текст, пользуясь планом и опорными словами.

 - Зачем нужно это сделать?  (Получить продукт - текст)   

Определять последовательность действий при работе с текстом;

Подготовка к изложению. Групповая работа.

 - Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?

  • Работаем по плану. Знакомимся с текстом (читаю с экрана).

Перелётные гости

       Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

  • Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)

      Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)

  • Определите  тему и главную мысль текста.  
  • Что сейчас надо делать  для подготовки к изложению? (разделить текст на части)

- Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?

- Прочитайте вторую часть. О чём во второй?

-  Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?

  • Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста. Первые две группы – к первой части. Другие две группы – ко второй. Пятая группа – к последней. Вопросы будете задавать другим группам.

 

Примерные вопросы к первой части:

Откуда летели перепёлки?

Каким был их путь?

Что произошло в пути?

С чем устали бороться птицы?

Куда они сели отдохнуть?        

 Примерные вопросы ко второй части:

1.Что сделали моряки?

2.Когда птицы начали клевать корм?

3.Как изменилась погода? Что произошло с морем?

4.Что сделали птицы?

 Примерные вопросы к третьей части:

1.Как птицы  готовились к полёту?

  • Теперь, договариваясь в группе, составьте план текста.

Возможный план:

1. Трудный полёт.

2.  Отдых на корабле.

3. Снова в путь.

  • Для каждой части подберите 3-4 слова для справок.

Перепёлки, бороться, присели, корабль.

Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.

Пёрышки, почистили, расправили.          

  • Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – летели,  перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля,  клевать, успокоилось, взлетели). Проверяемые безударные

гласные в корне.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть). Непроверяемые безударные гласные в корне.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили). Правописание приставок.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья). Правописание мягкого знака.

Все орфограммы объясняют коротко дети.

  • Физкультминутка.
  • Перескажите по плану в группах текст.
  • Пишите изложение самостоятельно по плану и ключевым словам.

Работать по плану, сопоставлять свои действия с целью,

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге.

Итог работы. Представление изложений и рефлексия по работе в группах.

  • Чтение нескольких изложений. Обсуждение результата.
  • Подведите итог своей работы в группах по таблице (индивидуально и на экране).

Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (почему?)

Лучше выполнять одному (почему?)

Тема и главная  мысль текста.

Вид текста.

Составление плана  текста.

Опорные слова.

Орфограммы.

Пересказ текста по частям и целиком.

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

     

   

     

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме «Изложение повествовательного текста

по самостоятельно составленному плану».

Составила Споденюк О.Л.,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия».

 

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно работать с текстом;

определять последовательность действий при работе с текстом;

осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге;

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем заниматься развитием речи – напишем изложение.

- Что такое изложение?

- Зачем нужно учиться писать изложения?

2. Для вас это новый вид работы?  Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?

•        Прочитать текст.

- Зачем нужно это сделать? (Знакомство.)  

•        Определить тему и главную мысль текста.  

- Зачем нужно это сделать? (Понимание текста).

•        Определить вид текста.

 - Зачем нужно это сделать?  (Понять, как строится этот текст)  

•        Разделить текст на части, чтобы составить план.

 - Зачем нужно это сделать? ( Опора для изложения)   

•        Найти в каждой части ключевые слова.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает точнее пересказать текст )  

•        Увидеть в словах орфограммы.

- Зачем нужно это сделать? (Грамотно написать)   

•        Обратить внимание, как автор избегает повторов.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает грамотно и точно строить текст)   

•        Пересказать каждую часть текста по опорным словам, затем пересказать весь текст.

- Зачем нужно это сделать? (Проверить готовность.)   

•        Записать текст, пользуясь планом и опорными словами.

 - Зачем нужно это сделать?  (Получить продукт - текст)   

Определять последовательность действий при работе с текстом;

Подготовка к изложению. Групповая работа.

 - Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?

  • Работаем по плану. Знакомимся с текстом (читаю с экрана).

Перелётные гости

       Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

  • Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)

      Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)

  • Определите  тему и главную мысль текста.  
  • Что сейчас надо делать  для подготовки к изложению? (разделить текст на части)

- Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?

- Прочитайте вторую часть. О чём во второй?

-  Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?

  • Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста. Первые две группы – к первой части. Другие две группы – ко второй. Пятая группа – к последней. Вопросы будете задавать другим группам.

 

Примерные вопросы к первой части:

Откуда летели перепёлки?

Каким был их путь?

Что произошло в пути?

С чем устали бороться птицы?

Куда они сели отдохнуть?        

 Примерные вопросы ко второй части:

1.Что сделали моряки?

2.Когда птицы начали клевать корм?

3.Как изменилась погода? Что произошло с морем?

4.Что сделали птицы?

 Примерные вопросы к третьей части:

1.Как птицы  готовились к полёту?

  • Теперь, договариваясь в группе, составьте план текста.

Возможный план:

1. Трудный полёт.

2.  Отдых на корабле.

3. Снова в путь.

  • Для каждой части подберите 3-4 слова для справок.

Перепёлки, бороться, присели, корабль.

Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.

Пёрышки, почистили, расправили.          

  • Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – летели,  перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля,  клевать, успокоилось, взлетели). Проверяемые безударные

гласные в корне.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть). Непроверяемые безударные гласные в корне.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили). Правописание приставок.

- Какая орфограмма в этих словах? (на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья). Правописание мягкого знака.

Все орфограммы объясняют коротко дети.

  • Физкультминутка.
  • Перескажите по плану в группах текст.
  • Пишите изложение самостоятельно по плану и ключевым словам.

Работать по плану, сопоставлять свои действия с целью,

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге.

Итог работы. Представление изложений и рефлексия по работе в группах.

  • Чтение нескольких изложений. Обсуждение результата.
  • Подведите итог своей работы в группах по таблице (индивидуально и на экране).

Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (почему?)

Лучше выполнять одному (почему?)

Тема и главная  мысль текста.

Вид текста.

Составление плана  текста.

Опорные слова.

Орфограммы.

Пересказ текста по частям и целиком.

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

     

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

В этом разделе вы сможете познакомиться с уроками русского языка 4 класс .ФГОС...

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Конспект урока по русскому языку" Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану"

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опо­рой на план, устанавливать связь между предложениями; разви­вать речь....

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Тема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Технология: информационная.Элементы технологий:здоровьесберегающи...

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180).

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180)....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...