Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Коротаева Надежда Аркадьевна

Тема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: информационная.

Элементы технологий:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технология проблемного диалога

Цель: подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.48 КБ
Файл prezentatsiya.pptx90.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

4 класс

Тема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: информационная.

Элементы технологий:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технология проблемного диалога

Цель: подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Задачи:

  • учить использовать разные виды чтения при работе с текстом;
  • развивать умение определять тему и главную мысль текста;
  • учить оценивать правильность написанного текста;
  • учить сотрудничать с другими в решении учебных задач;
  • воспитывать уважительное отношение к природе, внимание и заботу к животным;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

Личностные

  • определять тип текста;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • подбирать заголовок к тексту;
  • составлять план текста;
  • подробно излагать текст по плану;
  • проверять написанное.
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • строить речевое монологическое высказывание;
  • осуществлять деятельность в соответствие с планом;
  • оценивать правильность написанного текста.
  • проявлять уважительное отношение к природе;
  • проявлять внимание и заботу к животным.

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • смысловое чтение;
  • рефлексия способов и условий действия.
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
  • составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Средства:

  1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» учебник 4 класс.

        Москва. Дрофа. 2010 .

  1. Компьютер, проектор.

Ресурсы:

  1. Программа Microsoft Power Point 2010;
  2. Презентация, созданная учителем.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу.
  • Называют тему урока, записанную на доске: "Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану", определяют учебную задачу - учиться составлять план текста, подробно пересказывать содержание с опорой на составленный план.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает коллективно спланировать деятельность по подготовке к написанию изложения.
  • Определяют последовательность действий, обсуждают пункты плана работы (план работы на Слайде №2).

Организация познавательной деятельности

  • Речевая разминка. Предлагает в предложениях исправить речевую ошибку.
  • Предлагает прочитать текст из упражнения №162 в учебнике;
  • В форме диалога организует подготовку к изложению;

    Вопросы классу:

  1. Определите тип текста

  1. Назовите его тему (о чем повествуется в рассказе?)

  1.  Какова основная мысль текста (что хотел выразить автор с помощью текста?)
  • При помощи слайда №4 обобщаем сказанное учениками;
  • Предлагает подобрать заголовок;

  • Продолжает работу по составлению плана и подбору рабочих материалов.

    Вопросы классу:

  1. Сколько частей в тексте
  2. Сколько пунктов плана получится в тексте
  • Работа в группах.

    Ставит задачу: каждой группе необходимо озаглавить свою часть текста и выделить ключевые слова, выражения, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста.

  • Идет коллективная работа по исправлению предложений (Слайд №3)

  • Отвечают, что тип текста повествовательный. Об этом узнали из темы урока, записанной на доске.
  • После обсуждения определяют тему текста: как учитель помог перезимовать уточке.
  • Учащиеся высказывают  свое мнение, что проявлять заботу и доброту нужно к братьям нашим меньшим.

  • Предлагают заголовки, записывают в тетради, а учитель на доске.

(Уточка Утя; Живи на воле!; Учитель и Утя; Учитель и уточка.)

  • Четыре
  • Четыре, потому что абзац соответствует частям текста

Каждая группа читает свой абзац, предлагает свой вариант пункта плана, ключевые слова. Члены других групп принимают участие в обсуждении. Итогом работы будет такая запись в тетради:

План

  1. Раненная уточка в доме учителя.

  1. Волнение Ути

  1. Пришла разлука

  1. Счастливая уточка

Опорные слова

  1. Николай Дмитриевич;приволок с речки; речка Покша;крылышко зажило; привыкли друг к другу.
  2. Появились полыньи; взлетать; хлопать крыльями; проситься на волю.
  3. Посадил на ладонь; погладил; чувствовал; вынес на волю; снизу вверх.
  4. Широкая полынья; то нырнет, то вынырнет; на воле.

Физкультминутка

  • Организует лексическую, орфографическую, пунктуационную работу с текстом
  • Лексическая работа
  • какими словами можно заменить словосочетания (Слайд №5)
  • чтобы не допустить повторения слов, предлагает подобрать синонимы к словам: учитель, уточка

  • предлагает прочитать по слогам трудные слова и обратить на них внимание при написании текста изложения (Слайд №6)
  • Предлагает выписать из текста имена собственные, объяснить.
  • Комментированное письмо. Просит объяснить орфограммы.

  • Пунктуационная подготовка.

  • просит найти в тексте и прочитать два последних предложения. Объяснить знак в конце предложений.
  • просит объяснить запятую в одном из них.
  • обращает внимание на предложение с однородными членами. Опорой для ребят будет схема предложения на Слайде №7.
  • обращает внимание на предложение, где есть двоеточие и запятые. С помощью схемы объясняет постановку знаков препинания на Слайде №8.

  • Предлагают варианты
  • Один ученик работает с толковым словарем, объясняет значение слова "полынья".
  • Подбирают синонимы, записывают в тетрадь:

Учитель: Николай Дмитриевич, он.

Уточка: Утя, она, птица.

  • Вместе с учителем читают по слогам орфографически.

  • Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь ( Николай Дмитриевич, Покша, Утя).
  • Пишут слова на доске и в тетради, объясняя орфограммы (уточка, речка, чаще, широкая, проситься, на волю, снизу вверх, полынья, на ладонь).
  • Читают предложения, объясняют, почему стоят восклицательные знаки (они выражают сильные чувства).

  • Говорят, что это обращение.
  • Читают предложение: "Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке."

  • Читают предложение: "Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнет, то вынырнет, то нырнет, то вынырнет."

 Физкультминутка

Закрепление и включение в систему знаний

  • Организует написание изложения.
  • Читают текст самостоятельно,  по желанию пересказывают перед одноклассниками. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст.

Рефлексия учебной деятельности

  • Организует обсуждение:
  • Понравился ли текст, с которым работали?
  • Какие выводы вы сделали для себя?
  • Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
  • Включаются в беседу, высказывают свое мнение

Домашнее задание

  • Повторить спряжения глаголов
  • Выписать глаголы-исключения (Слайд №9)

Презентация к уроку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет: русский язык Т ема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Составила: Коротаева Н.А., учитель начальных классов Санкт-Петербург

Слайд 2

Прочитайте текст Определите тему текста (О чем?). Тип речи. Определите основную мысль теста (Что хотел выразить автор?). Определите, сколько частей в тексте. Озаглавьте каждую часть. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания. Обратите внимание на оформление предложений, на постановку знаков препинания, на слова с изученными орфограммами. План работы над изложением 2

Слайд 3

Папа работал доктором на корабле. Он был кораблиным врачом. Брат работает фотографировщиком . Облака медленно плывут сверху леса. Мы доехали да трамваечного депо. Рыцари они надевали тяжелые доспехи. Котята играли, резвились, радостно мяукнули. Исправьте речевую ошибку 3

Слайд 4

Тип текста : повествовательный. Тема текста : как учитель помог перезимовать уточке. Основная мысль : проявлять доброту и заботу – значит делать счастливым кого-то. Характеристика текста 4

Слайд 5

Приволок с речки Привыкли друг к другу Уточка заволновалась Проситься на волю Вынес на волю Пришла разлука Махнул руками снизу вверх Сильно кинул Твоя весна пришла Какими словами можно заменить словосочетания 5

Слайд 6

Приволок Появились Заволновалась Чувствовал Вынырнет Крылышко Полыньи Прочитайте по слогам орфографически 6

Слайд 7

Однажды учитель позвал Утю , посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. [ , , ] . [ , и ] . Пунктуационный разбор предложения 7

Слайд 8

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнет, то вынырнет, то нырнет, то вынырнет. [ :то ,то ,то ,то ] . Пунктуационный разбор предложения 8

Слайд 9

Повторить спряжения глаголов; Выписать глаголы-иключения . Домашнее задание 9

Слайд 10

Спасибо за работу 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

В этом разделе вы сможете познакомиться с уроками русского языка 4 класс .ФГОС...

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные:самостоятельно работать с текстом;определять последователь...

Конспект урока по русскому языку" Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану"

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опо­рой на план, устанавливать связь между предложениями; разви­вать речь....

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180).

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180)....

урок русского языка в 4 классе Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Умение определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь....

Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Изложение развивает память ,мышление,внимание и речь детей....