Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Изложение развивает память ,мышление,внимание и речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану
Цели урока: развивать умение письменно передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывая его составные части, точно употреблять слова в речи; развивать память, внимание, мышление, связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Ход урока

I Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок!

II Определение темы урока и постановка его цели

- Посмотрите, ребята, на слайд. Попробуйте собрать слово, буквы которого «рассыпались», и тогда вы сами сможете назвать тему нашего урока

(И, Л, О, З, Ж, Е, Е, Н, И – ИЗЛОЖЕНИЕ)

- Какое слово у вас получилось? Назовите тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока)
- Сегодня мы будем писать подробное изложение по рассказу  Георгия Скребицкого. (На слайде портрет Г. А. Скребицкого)

- Какие цели мы поставим перед собой?

III Работа по теме урока

1. Подготовка к восприятию текста

- В детстве писатель очень любил читать книги о жизни зверей и птиц, о путешествиях. Он любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, зайцы, белки. Г.А. Скребицкий с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным. О них он рассказывал в своих произведениях.

- Какие рассказы Скребицкого вы читали? (Ответы детей)
2. Знакомство с содержанием текста Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойницы»

- Послушайте, что однажды увидел маленький писатель со своими друзьями, когда вышел из леса на лужайку.

Чтение текста учителем (текст напечатан на слайде)

Длиннохвостые разбойницы

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт!

(По Г. Скребицкому)

- Понравился ли вам рассказ?

- За кого вы волновались? Почему?

- Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно.

(Учащиеся читают текст, напечатанный на карточках)

Застрекотали – такие звуки издают сороки. Стрекот – резкие короткие и частые звуки, напоминающие треск.

 Мечется – волнуясь, двигается в разных направлениях.

3. Беседа по содержанию текста

- В чём причина драки зайчихи и сорок? (Сороки напали на зайчонка)

На доске появляется слайд с изображение зайчихи и сороки

- Как зайчиха защищала своего детёныша? (Она вела себя смело, решительно, мужественно)

- Почему зайчонка отнесли в кусты? (Там он будет незаметен врагам; его хотели спрятать)

- Правильно ли поступили ребята?

- А как бы вы поступили на их месте?

- А теперь мы проанализируем текст и вместе составим план.

4. Структурный анализ текста. Составление плана.

- Какой это текст по типу речи? (Это текст – повествование)

- Почему так думаете? (Он отвечает на вопрос что случилось? что произошло? В тексте рассказывается о драке зайчихи и сорок)

- Прочитайте 1 предложение. Какова его роль в тексте – повествовании? (Вводит читателя в рассказ)
- Сколько частей в рассказе? (3 части)

- Давайте вспомним, как они называются. (Вступление, основная часть, заключение)

Прочитайте вслух 1 часть.

- О чём говорится в 1 части? (О том, что сороки тревожно застрекотали)

- Давайте озаглавим первую часть (Сороки тревожно застрекотали)

Учитель записывает план на доске, а дети – в тетрадях

- Прочитайте вторую часть

- Какую картину представили?

- Давайте озаглавим эту часть. (Сражение зайчихи с сороками)

- Прочитайте третью часть

- О чём говорится в этой части? (О том, как спрятали зайчонка)

- Давайте озаглавим эту часть. (Зайчонок спасён)

На слайде появляется план

  1. Сороки тревожно застрекотали
  2. Сражение зайчихи с сороками
  3. Зайчонок спасён

– Какова основная мысль текста? (Любовь матери сильнее смерти. Мать готова пожертвовать собой ради спасения детёныша.)

- Как вы понимаете название текста? (Сороки оказались разбойницами. Они напали на зайчонка.)

- Почему длиннохвостые? (Сороки имеют длинный хвост с зеленоватым отливом)

5. Языковой анализ текста

Работаем с 1 частью

- Когда происходило событие, описываемое в рассказе? Где?

- Прочитайте третье предложение. С какого слова оно начинается? (Вдруг)

- Почему? (Чтобы показать внезапность, неожиданность беспокойного поведения сорок.)

- Ка стрекотали сороки? (Тревожно) Как понимаете смысл этого слова? (Показывали волнение, беспокойство)

Работаем со 2 частью

- Прочитайте первое предложение. (Вышли мы на лужайку.) Почему слово «вышли» стоит на первом месте? (Шли по лесу, по тропинке и вдруг – лужайка)

- Прочитайте второе предложение. Как назвала лужайка? (Лужок) Почему? (Чтобы не было повтора слова «лужайка»)

- А теперь будьте внимательны. Назовите слова, которые передают действия зайчихи. (Мечется, наскакивает.)

«Мечется» - как понимаете значение этого слова? (Суетливо, в волнении двигается в разных направлениях)

- Как понимаете смысл слова «наскакивает»? (Налетает на сорок, набрасывается.)

- Назовите слова, которые описывают действия сорок. (Взлетят, сядут.)

- Что значит «взлетят»? (Чуть поднимутся от земли.)

-Почему зайчиха поскакала в лес? (Заметила людей.)

- Как иначе можно сказать? (Увидела)

- Почему автор использует слово «заметила» (Чтобы показать, что зайчиха неожиданно увидела людей)

- Как изменилось поведение сорок? (Птицы улетели)

Работаем с 3 частью

- Прочитайте первое предложение. Кого увидели дети в ямке?

- Крошечный – это какой? (Очень маленький)

- Прочитайте второе предложение. Какой знак стоит в конце предложения? Почему? (Стоит восклицательный знак. Открылась загадка необычного поведения зайчихи и сорок.)

- Прочитайте это предложение, голосом передайте состояние автора.

- Вы знаете, что сороки нападают на маленьких зайчат. Сорока – всеядная птица.

- Прочитайте следующее (третье) предложение этой части. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

- Ближайшие – это какие? (Находящиеся рядом с лужайкой.)

- Прочитайте последнее предложение. Как понимаете значение слова «непременно»? (Обязательно найдёт)

- Как вы думаете, как дальше сложится судьба зайчонка? (Будет жить долго, до старости; зайцы живут 7 – 8 лет)

- В жизни мать - зайчиха не всегда возвращается к своему зайчонку. Но она всегда накормит и защитит любого малыша, которого встретит на своём пути.

6.Пересказ текста по частям

7. Физминутка

8. Орфографическая подготовка

- Назовите слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. (Сороки)

- Объясните написание слов с проверяемой безударной гласной

На слайде слова

в…сной                    ул…тели

защ…щала               отн…сли

по тр…пинк…         л…жит

вп…р…ди                поск…кали

На следующем слайде опорные словосочетания: тревожно застрекотали, мечется по лужку, так и наскакивает, крошечный зайчонок, непременно найдёт, заметила нас.

Повторное самостоятельное чтение текста учащимися

IV Письменная передача текста учащимися.

V Проверка написанного текста.

VI Чтение учащимися получившихся рассказов.

VII Итог урока

VIII Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

В этом разделе вы сможете познакомиться с уроками русского языка 4 класс .ФГОС...

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».

Цель:  развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные:самостоятельно работать с текстом;определять последователь...

Конспект урока по русскому языку" Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану"

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опо­рой на план, устанавливать связь между предложениями; разви­вать речь....

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Тема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Технология: информационная.Элементы технологий:здоровьесберегающи...

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180).

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180)....

урок русского языка в 4 классе Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Умение определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь....