Главные вкладки

    Памятка "Работа над ошибками"
    учебно-методический материал по русскому языку на тему

    Сергеенко Оксана Васильевна

    Подборка основных правил за курс начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatka_rabota_nad_oshibkami.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Памятка

    для учени__

    Речицкой начальной школы

    ____________________________

    • Большая буква в начале предложения.

    Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

    Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

    • Пропуск или замена буквы.

    Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

    Делай так: звонок, ученик.

    • Слог.

    Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

    Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

                         ·    ·   ·

    Запомни!

    Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    • Перенос слова.

    Выпиши слово. Раздели его на слоги для переноса. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

    Делай так: оси-на, бескрай-ний.

    Запомни!

    Переносим только по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

    • Гласные после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

    Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни буквы.

    Например: малыши, карандаши, ландыши, роща, щавель, прощание.

    • Буквосочетание (чк, чн, чт, нщ, щн).

    Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

    Например: дочка, речка, ручка.

    • Ударение.

    Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

                                                         

    Например: алфавИт, Азбука, портфЕль.

    • Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Запиши ещё два своих примера.

    Делай так: поле –  поля, червь –  червивый.

    • Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

    Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.

                                       

    Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

    • Парные звонкие и глухие согласные.

    Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Приведи два своих примера.

    Делай так: мороз – морозы, ягодка - ягода, коробка - нет коробок.

    Запомни!

    Согласные на конце и в середине слова пишутся так же как и перед гласными.

    • Большая буква в имени собственном.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Например: Илья, Егор, Алексей; Петров, Иванов, Смирнов; Волга,  Днепр, Обь.

    Запомни!

    Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

    • Двойные согласные в слове.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

    Делай так: группа, групповой, подгруппа.

    • Не с глаголом (орфограмма-пробел).

    Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                              глаг.            глаг.         глаг.

    Например: не пришел, не выучил, не знал.

    Запомни!

    Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

    • Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …).

    Выпиши предложение правильно. Придумай свое или  найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

    Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

    • Правописание непроизносимых согласных.

    Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Обозначь орфограмму. Приведи два своих примера.

                         

    Делай так: звёздный - звезда, звёздочка, честный - честь.

    Запомни!

    Для проверки непроизносимого согласного подбираем такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо.

    • Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Например: водовоз, самолет.

    • Предлог с местоимением (орфограмма–пробел).

    Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

                           пр.        пр.          пр.                                        

    Например: у нас, ко мне, с тобой.

    Запомни!

    Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

    • Состав слова.

    Выпиши слово. Разбери его по составу.

    Например: поездка, езда, ездок.

    • Правописание приставки со словом.

    Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

                         

    Например: заехал, уехал, переехал.

    Запомни!

    Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

    • Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

    Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

                       пр.

    Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

            Запомни!

    Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово.        

    Перед глаголами предлогов не бывает!

                       глаг         пр.

    Пример: Лодка отплыла от берега.

    • Гласные и согласные в приставках.

    Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё  2 слова с этой же приставкой.

                         

    Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

    • Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

    Например: Луч (м. р.), шалаш, товарищ.

                        Ночь (ж. р.), мощь, тишь.

    • Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

    Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Делай так: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

    • Разделительный мягкий знак ь.

    Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

    Например: листья, соловьи.

    Запомни!

    Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

    • Разделительный твердый знак ъ.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выведи приставку. Подчеркни гласную.

    Например: съезд, объявление, объём.

    Запомни!

    Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

    • Правописание суффиксов –ик, -ек.

    Выпиши слово правильно. Выдели в нем суффикс. Запиши ещё  два своих примера.

    Например: замочек - нет замочка, ключик - нет ключика.

    Запомни!

    Суффиксы –ик, -ек проверяются так: измени слово по вопросу НЕТ ЧЕГО? Если гласный звук исчез, значит пишем -ек, если сохранился, значит пишем -ик

    • Правописание суффиксов -онок, -ок.

    Выпиши слово правильно. Выдели в нем суффикс. Запиши ещё  два своих примера.

    Например: бочонок, медвежонок, петушок. 

    Запомни!

    Суффиксы –ок, -онок пишутся после шипящих под ударением.

    • Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Обозначь их знаком  ○.

    Например:

                                             ○                                   ○

                Сильный ветер сорвал листья с деревьев,   разметал их по дороге. 

                                                        

                                      ○                                    ○

    Сильный ветер сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге.

    • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Вспомни правописание  окончания. Подбери и запиши свой пример.

                                 1 скл.              1 скл.            3 скл.          3 скл.    

    Делай так: на опушке - опушка, в сирени - сирень.

    • Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

    Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к  прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного. Выдели окончание прилагательного.

                                                      ед.ч., м.р., Д.п.            ед.ч., м.р., Д.п.                                    

    Делай так: к дальнему лесу - к лесу (какому?) дальн[ему].

    • Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

    Делай так: пишет – писать, I спр., (-е, -ут, -ют),  

                        ставит – ставить, II спр., (-и, -ат, -ят).

    • Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст. времени.

    Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

    Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст., вр., 2-го лица, ед. ч.).

    Запомни!

    На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над ошибками

    Памятка при работе над ошибками...

    Времена года. Найди ошибки художника.

    Дидактическое пособие по теме "Когда наступит лето?" 1 класс УМК "Школа России"...

    Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

    Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

    Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

    Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

    Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

    Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

    Как выполнить работу над ошибками по русскому языку

    Материал представляет собой памятку по выполнению работы над ошибками по русскому языку....

    Ошибки, ведущие к ошибкам

    Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....