Памятка "Работа над ошибками"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сергеенко Оксана Васильевна

Подборка основных правил за курс начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_rabota_nad_oshibkami.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Памятка

для учени__

Речицкой начальной школы

____________________________

  • Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

  • Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

  • Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

                     ·    ·   ·

Запомни!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • Перенос слова.

Выпиши слово. Раздели его на слоги для переноса. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так: оси-на, бескрай-ний.

Запомни!

Переносим только по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  • Гласные после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни буквы.

Например: малыши, карандаши, ландыши, роща, щавель, прощание.

  • Буквосочетание (чк, чн, чт, нщ, щн).

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Например: дочка, речка, ручка.

  • Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

                                                     

Например: алфавИт, Азбука, портфЕль.

  • Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Запиши ещё два своих примера.

Делай так: поле –  поля, червь –  червивый.

  • Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.

                                   

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  • Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Приведи два своих примера.

Делай так: мороз – морозы, ягодка - ягода, коробка - нет коробок.

Запомни!

Согласные на конце и в середине слова пишутся так же как и перед гласными.

  • Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: Илья, Егор, Алексей; Петров, Иванов, Смирнов; Волга,  Днепр, Обь.

Запомни!

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  • Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, групповой, подгруппа.

  • Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                          глаг.            глаг.         глаг.

Например: не пришел, не выучил, не знал.

Запомни!

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

  • Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или  найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

  • Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Обозначь орфограмму. Приведи два своих примера.

                     

Делай так: звёздный - звезда, звёздочка, честный - честь.

Запомни!

Для проверки непроизносимого согласного подбираем такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо.

  • Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: водовоз, самолет.

  • Предлог с местоимением (орфограмма–пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

                       пр.        пр.          пр.                                        

Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни!

Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  • Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка, езда, ездок.

  • Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

                     

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни!

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  • Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

                   пр.

Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

        Запомни!

Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово.        

Перед глаголами предлогов не бывает!

                   глаг         пр.

Пример: Лодка отплыла от берега.

  • Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё  2 слова с этой же приставкой.

                     

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

  • Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м. р.), шалаш, товарищ.

                    Ночь (ж. р.), мощь, тишь.

  • Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  • Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Например: листья, соловьи.

Запомни!

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  • Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выведи приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни!

Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

  • Правописание суффиксов –ик, -ек.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем суффикс. Запиши ещё  два своих примера.

Например: замочек - нет замочка, ключик - нет ключика.

Запомни!

Суффиксы –ик, -ек проверяются так: измени слово по вопросу НЕТ ЧЕГО? Если гласный звук исчез, значит пишем -ек, если сохранился, значит пишем -ик

  • Правописание суффиксов -онок, -ок.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем суффикс. Запиши ещё  два своих примера.

Например: бочонок, медвежонок, петушок. 

Запомни!

Суффиксы –ок, -онок пишутся после шипящих под ударением.

  • Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Обозначь их знаком  ○.

Например:

                                         ○                                   ○

            Сильный ветер сорвал листья с деревьев,   разметал их по дороге. 

                                                    

                                  ○                                    ○

Сильный ветер сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге.

  • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Вспомни правописание  окончания. Подбери и запиши свой пример.

                             1 скл.              1 скл.            3 скл.          3 скл.    

Делай так: на опушке - опушка, в сирени - сирень.

  • Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к  прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного. Выдели окончание прилагательного.

                                                  ед.ч., м.р., Д.п.            ед.ч., м.р., Д.п.                                    

Делай так: к дальнему лесу - к лесу (какому?) дальн[ему].

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет – писать, I спр., (-е, -ут, -ют),  

                    ставит – ставить, II спр., (-и, -ат, -ят).

  • Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст. времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст., вр., 2-го лица, ед. ч.).

Запомни!

На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками

Памятка при работе над ошибками...

Времена года. Найди ошибки художника.

Дидактическое пособие по теме "Когда наступит лето?" 1 класс УМК "Школа России"...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Ошибки, ведущие к ошибкам

Пробуем разобраться в причинах появления ошибок....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...