Словоизменение глаголов.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Савадерова Екатерина Сергеевна

Предмет: русский язык.

Дата проведения урока: 15.03.2017.

Тема урока: Словоизменение глаголов.

Цель урока:формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Задачи урока:

-овладеть системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»;

-развивать память, мышление, речь;

-воспитывать интерес к уроку и уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик узнает, как определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
  • Ученик научится самостоя­тельно подбирать примеры к правилам.
  • Ученик получит возможность овладеть понятием «спряжение».

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций. Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
  • Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Познавательные УУД: научиться определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Оборудование: учебник, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_russkiy_savaderova.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока

Предмет: русский язык.

Дата проведения урока: 15.03.2017.

Тема урока: Словоизменение глаголов.

Цель урока:формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Задачи урока:

-овладеть системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»;

-развивать память, мышление, речь;

-воспитывать интерес к уроку и уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик узнает, как определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
  • Ученик научится самостоятельно подбирать примеры к правилам.
  • Ученик получит возможность овладеть понятием «спряжение».

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций. Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
  • Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Познавательные УУД: научиться определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Оборудование: учебник, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организация начала урока

Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!)

Приветствие учителя.

Личностные УУД

Актуализация знаний

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Как вы думаете, все ли вам известно о глаголе? Сейчас мы это проверим, посмотрите на слайд и дополните предложения.

Глагол отвечает на вопросы…что делать? Что сделать?

Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или……инфинитив.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы имеют суффиксы………….ть, ти

Частица «не» с глаголами пишется ……….раздельно.

Какие временные формы имеют глаголы…..прошедшее, настоящее, будущее время.

Суффикс л у глаголов указывает на ……. (форму прошедшего времени глагола )

Глагол в предложении обычно является…сказуемым

-Молодцы!

Повторение пройденного.

– Что такое склонение? Склоне́ние — словоизменение именных частей речи

– Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам.)

– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Работают со слайдом.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД

Целеполагание

– Прочитайте название параграфа на с. 75.

– Как вы понимаете значение слова словоизменение? (образуются формы слова)

– А что такое словообразование? (образуются новые слова)

– В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)

Читают название параграфа.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

Коммуникативные

Открытие новых знаний

Упр. 247.

– В каком времени стоит глагол идти?

– Как изменяется глагол в настоящем времени?

– Что значит личное окончание? (Это окончания при изменении глагола по лицам)

– Измените глагол плести, кричать по лицам и числам, как в образце.

– Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

А теперь выполним интересное задание. У вас есть карточки с заданием на столах. (Измените по лицам и числам глаголы говорить и спасти).

Говорить

Единственное лицо

Множественное лицо

1 л.

Я…..

1 л.

Мы…..

2 л.

Ты…..

2 л.

Вы…..

3 л.

он(а)….

3 л.

Они…..

– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)

– Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)

Сделайте самопроверку, сравните с экраном.

– Прочитайте первый текст в рамке на с. 76.

– Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение.

А теперь понаблюдаем. Назовите окончания глаголов 2-го лица ед. числа.

Что вы заметили.

– Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма?

Как она обозначается?

– Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.) А теперь назовите глаголы 2-го лица мн. числа. Какие они? (длинные)

Подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.

– Прочитайте вывод во второй рамке. Мы с вами это сейчас пронаблюдали, а теперь давайте потренируемся записывать глаголы во 2-м лице в ед. и мн. числе

2-го л., ед. и мн.ч.

1. Упр. 249.

Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.

Проверим по цепочке.

- Что вы заметили в личных окончаниях? (во 2 лице ед. числа в окончании гласные е и ) (во 2 лице мн. числа в окончании первая буква гласного  меняется е и) Наверное это тоже что-то значит. А что, узнаете позже.

Встаем из-за парт и повторяем движения за мной.

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? - 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ

Различие глаголов I и II спряжения.

Работа с текстом определения (с. 77).

– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими цифрами: I и II.)

– Прочитайте второе предложение.

– Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения.

А теперь давайте определим спряжение у глаголов в упр. 249

– Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.)

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

- Когда легко определить спряжение глагола?

Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

Выполняют упражнение.

Работают по карточкам.

Проверяют свои работы.

Работают по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Читают и анализируют вывод.

Выполняют упражнение письменно в тетради и на доске

№1.вместе

№2. Сам.

Отвечают на вопросы.

Работают с определением.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Применение знаний на практике

А теперь выполним Упражнение 250. Поработайте в парах. По очереди, называйте глаголы, выделяйте окончания, определяйте спряжение, обсуждайте, согласны вы или нет, и вместе записывайте.

Образец записи:

Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II).

Выполняют упражнение.

Познавательные УУД

Итог урока

– Назовите ключевое слово урока.

– Что такое спряжение?

– Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

Рефлексия

А теперь встаньте из-за парт,

поднимите руки вверх те, кому все было понятно и интересно,

разведите руки в стороны те, кому было интересно, но встретились трудности,

вытяните руки вперед те, кому было не понятно и не интересно.

Рефлексия.

Личностные УУД

Самоанализ урока

1.Трудности, возникшие при подготовке к уроку ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Положительные моменты урока   ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Недостатки в ходе урока и их возможные причины   ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Предложения по улучшению качества урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

Интерактивная игра "Собираем урожай". Словоизменение прилагательных.

Электронные упражнения предназначены для работы с учащимися 2-3 классов коррекционной школы VIII вида, имеющими нарушения письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени. Цель: авто...

Словоизменение глаголов. Презентация.

Презентация к уроку русского языка на тему "Словоизменение глаголов"....

Тест по теме «Словоизменение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Тест по теме «Словоизменение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов...