Главные вкладки

    Словоизменение глаголов.
    план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

    Савадерова Екатерина Сергеевна

    Предмет: русский язык.

    Дата проведения урока: 15.03.2017.

    Тема урока: Словоизменение глаголов.

    Цель урока:формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

    Задачи урока:

    -овладеть системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»;

    -развивать память, мышление, речь;

    -воспитывать интерес к уроку и уважительное отношение друг к другу.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Ученик узнает, как определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
    • Ученик научится самостоя­тельно подбирать примеры к правилам.
    • Ученик получит возможность овладеть понятием «спряжение».

    Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций. Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
    • Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    • Познавательные УУД: научиться определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

    Оборудование: учебник, презентация.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 15_russkiy_savaderova.docx24.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта пробного урока

    Предмет: русский язык.

    Дата проведения урока: 15.03.2017.

    Тема урока: Словоизменение глаголов.

    Цель урока:формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

    Задачи урока:

    -овладеть системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»;

    -развивать память, мышление, речь;

    -воспитывать интерес к уроку и уважительное отношение друг к другу.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Ученик узнает, как определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
    • Ученик научится самостоятельно подбирать примеры к правилам.
    • Ученик получит возможность овладеть понятием «спряжение».

    Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций. Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
    • Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    • Познавательные УУД: научиться определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

    Оборудование: учебник, презентация.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Организация начала урока

    Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

    Интересная часть речи
    В русском языке живёт.
    Кто что делает, расскажет:
    Чертит, пишет иль поёт,

    Вышивает или пашет,
    Или забивает гол,
    Варит, жарит, моет, чистит –
    Все расскажет нам … (
    глагол!)

    Приветствие учителя.

    Личностные УУД

    Актуализация знаний

    – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    - Как вы думаете, все ли вам известно о глаголе? Сейчас мы это проверим, посмотрите на слайд и дополните предложения.

    Глагол отвечает на вопросы…что делать? Что сделать?

    Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или……инфинитив.

    Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы имеют суффиксы………….ть, ти

    Частица «не» с глаголами пишется ……….раздельно.

    Какие временные формы имеют глаголы…..прошедшее, настоящее, будущее время.

    Суффикс л у глаголов указывает на ……. (форму прошедшего времени глагола )

    Глагол в предложении обычно является…сказуемым

    -Молодцы!

    Повторение пройденного.

    – Что такое склонение? Склоне́ние — словоизменение именных частей речи

    – Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

    – Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам.)

    – Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)

    Открывают тетради, записывают число, классная работа.

    Работают со слайдом.

    Отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    Коммуникативные УУД

    Целеполагание

    – Прочитайте название параграфа на с. 75.

    – Как вы понимаете значение слова словоизменение? (образуются формы слова)

    – А что такое словообразование? (образуются новые слова)

    – В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)

    Читают название параграфа.

    Отвечают на вопросы.

    Регулятивные УУД

    Коммуникативные

    Открытие новых знаний

    Упр. 247.

    – В каком времени стоит глагол идти?

    – Как изменяется глагол в настоящем времени?

    – Что значит личное окончание? (Это окончания при изменении глагола по лицам)

    – Измените глагол плести, кричать по лицам и числам, как в образце.

    – Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

    А теперь выполним интересное задание. У вас есть карточки с заданием на столах. (Измените по лицам и числам глаголы говорить и спасти).

    Говорить

    Единственное лицо

    Множественное лицо

    1 л.

    Я…..

    1 л.

    Мы…..

    2 л.

    Ты…..

    2 л.

    Вы…..

    3 л.

    он(а)….

    3 л.

    Они…..

    – Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)

    – Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)

    Сделайте самопроверку, сравните с экраном.

    – Прочитайте первый текст в рамке на с. 76.

    – Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение.

    А теперь понаблюдаем. Назовите окончания глаголов 2-го лица ед. числа.

    Что вы заметили.

    – Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма?

    Как она обозначается?

    – Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему? (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.) А теперь назовите глаголы 2-го лица мн. числа. Какие они? (длинные)

    Подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.

    – Прочитайте вывод во второй рамке. Мы с вами это сейчас пронаблюдали, а теперь давайте потренируемся записывать глаголы во 2-м лице в ед. и мн. числе

    2-го л., ед. и мн.ч.

    1. Упр. 249.

    Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.

    Проверим по цепочке.

    - Что вы заметили в личных окончаниях? (во 2 лице ед. числа в окончании гласные е и ) (во 2 лице мн. числа в окончании первая буква гласного  меняется е и) Наверное это тоже что-то значит. А что, узнаете позже.

    Встаем из-за парт и повторяем движения за мной.

    Потихоньку дружно встали

    И движенья показали.

    -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

    -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

    -Как бежишь? - Вот так!

    -Как летишь? - Вот так!

    -Как плывёшь? - Вот так!

    -Как сидишь? - Вот так!

    - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? - 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ

    Различие глаголов I и II спряжения.

    Работа с текстом определения (с. 77).

    – Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими цифрами: I и II.)

    – Прочитайте второе предложение.

    – Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения.

    А теперь давайте определим спряжение у глаголов в упр. 249

    – Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.)

    Чтоб определить спряжение,

    Посмотри на окончание.

    И ещё на ударение

    Обрати своё внимание!

    Когда окончание под ударением,

    Легко ты узнаешь, какое спряжение.

    - Когда легко определить спряжение глагола?

    Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

    Выполняют упражнение.

    Работают по карточкам.

    Проверяют свои работы.

    Работают по учебнику.

    Отвечают на вопросы.

    Читают и анализируют вывод.

    Выполняют упражнение письменно в тетради и на доске

    №1.вместе

    №2. Сам.

    Отвечают на вопросы.

    Работают с определением.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    Применение знаний на практике

    А теперь выполним Упражнение 250. Поработайте в парах. По очереди, называйте глаголы, выделяйте окончания, определяйте спряжение, обсуждайте, согласны вы или нет, и вместе записывайте.

    Образец записи:

    Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II).

    Выполняют упражнение.

    Познавательные УУД

    Итог урока

    – Назовите ключевое слово урока.

    – Что такое спряжение?

    – Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    Отвечают на вопросы.

    Познавательные УУД

    Рефлексия

    А теперь встаньте из-за парт,

    поднимите руки вверх те, кому все было понятно и интересно,

    разведите руки в стороны те, кому было интересно, но встретились трудности,

    вытяните руки вперед те, кому было не понятно и не интересно.

    Рефлексия.

    Личностные УУД

    Самоанализ урока

    1.Трудности, возникшие при подготовке к уроку ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Положительные моменты урока   ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Недостатки в ходе урока и их возможные причины   ________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    4.Предложения по улучшению качества урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

    Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

    Формирование падежного словоизменения у детей с речевыми нарушениями.

    В настоящее время психолингвистический подход становится приоритетным направлением в изучении становления языковой способности детей, заключающийся в  выявлении общих и частных закономерностей фо...

    Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

    Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

    Интерактивная игра "Собираем урожай". Словоизменение прилагательных.

    Электронные упражнения предназначены для работы с учащимися 2-3 классов коррекционной школы VIII вида, имеющими нарушения письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени. Цель: авто...

    Словоизменение глаголов. Презентация.

    Презентация к уроку русского языка на тему "Словоизменение глаголов"....