Конспект урока письма "Письмо буквы ь"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чекмарёва Анна Юрьевна

На этом уроке учащиеся знакомятся не только с написанием буквы ь, но и с одной из ролей этой буквы- показатель мягкости согласного звука. Урок проводится в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_bukvy_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Урок  русского  языка  в  1 А классе

Тема: Письмо буквы мягкий знак (ь).

                                   Подготовила учитель начальных классов

                                                                             Чекмарёва А.Ю.

2015 – 16 учебный год

Цель  урока:      *   Создать условия для знакомства учащихся с    написанием буквы мягкий   знак; для формирования умения писать букву мягкий знак и слова с  этой буквой; для знакомства с особенностью этой буквы и её ролью в словах.

                     *  Развивать орфографическую зоркость.

                     *  Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: 1. Презентация  к  уроку.

                           2. Карточки  со  словами и  буквами.

                           3. Карточки  с печатным  предложением.

                           4. Листы  для  рефлексии.

                                                Ход  урока.

  1. Мобилизующий этап.

- Прозвенел, дружок, звонок.

  Начинается урок.

  Ты сиди за партой стройно

  И веди себя достойно.

 

  1. Актуализация знаний.

      а)  - Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- А слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какую работу выполняют гласные звуки?

     

      б) Игра «Угадай-ка».

               На доске разбросаны буквы   А, О, Е, У, Я, И, Ы.

        - На какие группы можно разделить эти буквы?

        - Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

        - Какие указывают  на мягкость?                                                          

        - А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь                

         нет?

      - Отсутствует мягкий знак.

  1. Формулирование темы и цели урока.

     

 -Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего  урока письма?

- Письмо буквы ь.

 - Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего  урока. Используйте для этого слова, записанные на доске:

Познакомимся…

Научимся

- Познакомимся с написанием мягкого знака.

- Научимся писать слова, слоги и предложения с буквой ь.

- Чтобы достичь этой цели, вам нужно будет пройти нелёгкий путь. Сегодня мы отправляемся в путешествие к воздушному замку, который находится высоко в небе. Этот замок необычный, он сделан из мягких и лёгких материалов. В нём живут воздушные человечки. Они очень добрые и весёлые. Они «мягкие» по характеру. Путешествовать мы будем по облакам.

- Итак, друзья, в путь!

  1. Работа  по достижению поставленной цели

1.Первое облако. ( образец буквы в «облаке»)

 - Откройте прописи на странице 30.

- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

- Как он называется?

- С написанием какой буквы схоже написание буквы ь?

- Теперь давайте подготовим наши пальчики для письма:

- Похлопайте в ладоши.

- Постучите кулачками.

Объяснение написания буквы ь.

  - Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную

прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся

нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины

строки и закрываем овал на прямой.

 Письмо в воздухе (проговаривает учитель)

Письмо в прописи. Самооценка детских работ.

 

- Какое настроение в вас «пробудилось» при письме новой буквы. Я надеюсь, что нежное и воздушное.

2. Физкультминутка .(Второе облако.)

- Чтобы продолжить свой путь давайте отдохнём.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Тебе печку топить,
Тебе воду носить,
Тебе обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

3. Звуко- буквенный анализ слова лось. Письмо слова.

     (Третье облако.)

- Прочитайте слова, записанные на доске:

 Собака

Лось

Корова

-Найдите лишнее слово? Объясните почему?

- Давайте составим звуко- буквенную схему этого слова.

- Сколько слогов в слове?

- Какой первый звук? Охарактеризуйте его.

- Какой второй звук? Дайте ему характеристику.

- Что образуют эти два звука? Выберите нужное обозначение.

-Какой третий звук? Охарактеризуйте его. Каким цветом обозначим?

- Выберите нужную карточку.

- Сколько звуков в слове лось?

- Сколько букв? ( Слово собирается из букв).

- Почему букв больше, чем звуков?

- Теперь запишите  это слово в тетрадь.

- Какая буква помогла вам на письме обозначить мягкость согласного?

- Какова роль мягкого знака в слове?

 Четвёртое облако.

- Ребята, скажите, а что вы знаете об этом животном?

- Скажите, что зимой страшнее животным голод или холод?

- Как люди помогают перезимовать диким животным?

  1. Запись предложения № 1.( Пятое облако.)

- Прочитайте предложение. Лось был в лесу.

- Сколько в нём слов?

Повторение правил оформления предложения.

Запись предложения под диктовку.

- Назовите изученные орфограммы в словах предложения. (Подчёркиваются).

- Назовите буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного.

 

  1. Игра «Отгадай слово». Оформление  предложения № 1. (Шестое  облако.)

- Закончите следующее предложение.

- Почему лосям необходима соль?

- Составьте схему этого слова.

- Как мы на письме покажем мягкость последнего звука?

- Пропишите сначала слово соль.

- Теперь опираясь на схему,  впишите его в предложение.

  1. Списывание предложения с печатного текста.( Седьмое облако.)

На столах листочки с предложением  Мальчики насыпали соль на пень. 

       Дети переводят печатный текст в письменный.

- Назовите слова с ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?

  1. Игра «Превращение слов».

   - Мягкий знак не только указывает на мягкость согласных, но иногда, если он появляется в словах, то меняется их значение. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком, вы превратитесь в волшебников,  и будете превращать одни слова в другие:

Мел.   Хор.     Мол.

- Прочитайте первое слово. Объясните его значение. Давайте в это слово вставим мягкий знак. Какое слово получилось? Что оно обозначает? Что произошло со словом? Почему?

- Прочитайте второе слово. Что произошло?

- Прочитайте третье слово. Объясните значение этого слова.

Что иногда происходит со словами при появлении мягкого знака?

5. Подведение итога урока.

   - Ну вот мы и добрались до нашего волшебного замка. Спрыгнули с последнего облака и прямо на мягкие ступеньки. А там нас встречают ласковые, добрые, жизнерадостные жители замка- человечки « Мягкие знаки». (презентация).

-Что мы о них узнали?

- Для чего служит мягкий знак?

Детям раздаются индивидуальные листочки с буквами.

- На листочках обведите  мягкий знак и прочитайте слово.

Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

- Какое слово получилось? (Молодец!)

- Молодцы, ребята!

   

6. Рефлексия.

     - А теперь я бы хотела узнать ваше отношение к уроку. Перед вами рисунки с облаками. Раскрасьте их цветами вашего настроения, чтобы я узнала- понравился вам урок или нет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Конспект урока "Заглавная буква"

Конспект урока  " Заглавная буква  в именах собственных"....

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ". Программа "Школа 2100"

Целью данного урока является развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце....

Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Удвоенные буквы согласных в корне слова, 1 урок", 3 класс

Конспект урока в 3 классе по программе "Школа 2100".       Цель урока: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах э...

Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...