Конспект урока по русскому языку 4 класс( УМК "Школа России" авторы В.П. Канакина и В.Г. Горецкий) по теме: "Род и число имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку 4класс на тему: "Род и число имён прилагательныз" с новыми образовательными технологиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
см. презентацию к уроку | 104.37 КБ |
презентация по русскому языку к теме "Род и число имён прилагательных" | 102.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку на тему:
«Род и число имён прилагательных»
Класс 4 «В»
(УМК "Школа России")
Учитель начальных классов
МОУ «Дашковская» СОШ
Борц Лидия Николаевна
15.01.2019г.
1.Тип урока: изучение нового материала
2.Цель урока: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного
3. Задачи:
- Образовательные: содействовать усвоению умений подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
- Развивающие: способствовать развитию навыков и умений образовывать однокоренные прилагательные от существительных
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и его традициям.
4.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
5. Образовательные ресурсы: Учебник(Русский язык, 4 класс «Школа России, авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий часть II, с. 7–9, ТПО с. 52-53, презентация «Род и число имен прилагательных»
6. Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска,
7. Универсальные учебные действия(метапредметные):
Познавательные: учебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
8.Образовательные технологии: проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающая технология, игровая технология, проекты
Ход урока
1.Мотивация.
Цели для учителя: Способствовать созданию условия для эффективной работы Для учащихся: Подготовится для продуктивной работы. Психологический настрой на учебную деятельность
Приветствие учащихся. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.
Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принёс вам новые знания и радость.
Регулятивные: Волевая самореализация.
Коммуникативные: Умение выражать собственное мнение.
2.Актуализация.
Цель для учителя: Создать положительный эмоциональный настрой, организовать работу и умение работать самостоятельно. Для учащихся: Участие в учебной деятельности.
Проверка домашнего задания (упр.7)
– Какие слова называют синонимами?( Слова близкие по значению называют синонимами.) Примеры из упр.7 грустный-печальный, сообразительный- смекалистый, маленький- крошечный, апельсиновый- оранжевый, ароматный – душистый, скорый – быстрый
– Какие слова называют антонимами? ( Слова противоположные по смыслу называют антонимами) Примеры: узкий-широкий, медленный- быстрый, большой-маленький
Игра «5минут» Соревнуются две команды «Сообразительные» и «Смекалистые» кто больше придумает пар прилагательных антонимов
- А теперь мы проведем минутку чистописания
1.
2 строчка Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д
Прочитайте и запишите устойчивые выражения. Что они обозначают?
3 строчка Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.
Дать характеристику звукам [б’] и [б].
Коммуникативные: Умение выражать собственные мысли., понимать речь другого.
Регулятивные: Формирование познавательной инициативы.
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель для учителя: Помочь усвоению нового материала, высказать причину затруднения.
Для учащихся: выявить причину затруднения.
Работа со словарными словами: семена, электричество, загадка разбор слова по составу. Значение слова
4.Работа над новой темой.
Задачи учителя:
- Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
- Научить определять род, число, окончание имен прилагательных
Цель: научиться правильно определять род, число имен прилагательных.
Слайд 2
– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его прилагательное
Определите тему урока, используя опорные слова.
( зеленый, красная, голубое; новый- новые, лучший-лучшие)
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы: -К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные? Примеры детей
-Сколько предметов могут обозначать слова новый и новые? Ответы детей.
-Кто точнее сформулирует тему и задачи урока?
«Род и число имён прилагательных»
– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и научимся определять род и число этой части речи
Внимательно слушаем песню и отвечаем на вопросы – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?
Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
-Что происходит с прилагательным «оранжевый»? Ответы детей: « Изменяются окончания прилагательных.»)
- С чем это связано? ( Это связано с существительными, к которым относятся прилагательные.)
Примеры: оранжевое небо.( Существительное небо относится к среднему роду, значит и прилагательное оранжевое тоже будет среднего рода и т.д. оранжевая зелень, оранжевый верблюд)
- Оранжевые песни ( аналогично определить число прилагательного по существительному к которому оно относится.)
– У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.
5.Физминутка
а) гимнастика для глаз
б) Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.(повторить 2раза)
– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.
– Послушайте сказку «Скромные просители» и вы найдёте подтверждение нашим наблюдениям
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. – Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуются – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.
– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Проведем исследование. – Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа. Подставляют данное прилагательное к именам существительным разного рода и числа.
Слайд 3,4
вкусная вкусный вкусное вкусные |
арбуз (м.р.)
груша (ж.р.)
яблоко (ср.р) вкусное
фрукты (мн.ч.) вкусная
Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа
6. Работа по учебнику с.7 упр.8 ( устно)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие?
- В каком числе они употреблены?
– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе.
– Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?».
-Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры.
7. Самостоятельная работа с.7 упр. 9
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Определите тему и главную мысль текста.
– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?
– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных
Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».
Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.
8. Работа в группах (повторить правила работы в группах)
Слайд 5 (Задание на карточках)
1группа Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.
Облака голубые, волшебные.
Речка глубокая, широкая
Пальто черное, длинное.
Стул высокий, деревянный.
Слайд 6
2 группа (замени имена существительные на прилагательное)
Платье из шерсти……(шерстяное платье)
Шапка из меха……
Матрешка из дерева……
Ваза из стекла…….
Сок из яблок…….
Слайд 7
3 группа (подбери к имени прилагательному антоним)
Маленький-
Быстрый-
Мокрый-
Длинный-
Широкий-
7.Закрепление.
Задачи учителя:
- Закрепить усвоение нового материала.
- Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал.
Цель: Проверить усвоение нового материала, научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
- утеплять;
- теплый;
- тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
- - ие;
- - ее;
- - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
- гладкая;
- короткая;
- толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
- имени существительного;
- глагола;
- местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;
Взаимопроверка.
Слайд 8 Сверка теста с доской
9.Итог урока
Задачи учителя:
- Дать анализ и оценить успешности достижения целей и наметить перспективу последовательности саморазвития с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.
- Дать реальную информацию о результатах учения
– Что нового узнали на уроке?
– Почему прилагательные называются именно так?
– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится?( Согласование)
– Что нового вы узнали об имени прилагательном?
(Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.
– Имена прилагательные изменяются по родам и числам.)
10.Рефлексия.
А) Чему мы научились на уроке
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Хочу похвалить...
Б) Говорящие рисунки:
-Если ты доволен собой и у тебя все получилось (то нарисуй улыбающееся лицо)
-Если на уроке было временами непросто, не все получилось (то нарисуй спокойное лицо)
-Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось.(то нарисуй грустное лицо)
В) Выставление оценок
11.Домашнее задание: стр.9 упр.13
Слайд 9 Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Я слово ищу, необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое. Оно уменьшительное или ласкательное, Еще называют его прилагательное
Подставляют данное прилагательное к именам существительным разного рода и числа. вкусная вкусный вкусное вкусные
проверяем вкусный арбуз м.р . ( - ый ,- ий ) вкусная груша ж.р . (- ая , - яя ) вкусное яблоко ср. р. (- ое ,-ее ) вкусные фрукты мн. ч. (- ые ,- ие )
Работа в парах. Ответы 1 группа Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос. Облака голубые, волшебные . ( м н. ч., - ые , какие?) Речка глубокая, широкая. ( ед.ч ., ж .р ., - ая , какая?) Пальто черное, длинное. ( ед.ч ., ср. р.,- ое ) Стул высокий, деревянный . ( ед.ч ., м.р .,
2 группа ( замени имена существительные на прилагательное ) Платье из шерсти……(шерстяное платье) Шапка из меха …… ( меховая шапка) Матрешка из дерева …( деревянная матрёшка) Ваза из стекла … ( стеклянная ваза) Сок из яблок …… ( яблочный сок)
3 группа ( подбери к имени прилагательному антоним) Маленький-большой Быстрый- медленный Мокрый- сухой Длинный-короткий Широкий-узкий
Ответы на тест 1. В (тёплый) 2. В (-ее) 3. С ( толстая) 4. А ( с им. с ущ.) 5. С (второстепенным)
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку (УМК «Школа России» Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Планирование...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное
Цели деятельности учителя: формирование представлений об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые ...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Единственное и множественное число имён прилагательных
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме имя прилагательное
Цели деятельности учителя: формирование закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».Планируемые результаты:Предметные: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Единственное и множественное число глаголов, 2 класс
Цели деятельности учителя: актуализация знаний о глаголе, как части речи; формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе.Плани...
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...