Конспект урока по русскому языку 4 класс( УМК "Школа России" авторы В.П. Канакина и В.Г. Горецкий) по теме: "Род и число имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку  4класс на тему: "Род и число имён прилагательныз" с новыми образовательными технологиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

        C:\Users\Лида\Desktop\1.jpg

КОНСПЕКТ УРОКА

          по русскому языку на тему:

     «Род и число имён прилагательных»

                          Класс 4 «В»

                        (УМК "Школа России")

                                                 

                                                        Учитель начальных классов

                                                      МОУ  «Дашковская» СОШ

                                                   Борц Лидия Николаевна

                                                 

        15.01.2019г.    

1.Тип урока: изучение нового материала

2.Цель урока: создать условия для формирования умения изменять  прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени    существительного                                                                                                  

3. Задачи:

  • Образовательные: содействовать усвоению умений подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
  • Развивающие: способствовать  развитию навыков и умений  образовывать однокоренные прилагательные от существительных
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и его традициям.

4.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

5. Образовательные ресурсы: Учебник(Русский язык, 4 класс «Школа России, авторы:  В. П. Канакина и   В. Г. Горецкий часть II, с. 7–9, ТПО с. 52-53, презентация «Род и число имен прилагательных»

6. Оборудование: Мультимедийный проектор,  ноутбук, интерактивная доска,

7. Универсальные учебные действия(метапредметные):

Познавательные: учебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

8.Образовательные технологии: проблемное обучение,  ИКТ,  здоровьесберегающая технология, игровая технология, проекты

                                         

        Ход урока

1.Мотивация. 

Цели для учителя: Способствовать созданию условия для эффективной работы                   Для учащихся: Подготовится для продуктивной работы.                                             Психологический настрой на учебную деятельность

 Приветствие учащихся.                                                                                                    Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.                                                                Будем грамотно писать, на вопросы отвечать.

Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принёс вам новые знания и радость.

Регулятивные: Волевая самореализация.

Коммуникативные: Умение выражать собственное мнение.

2.Актуализация.

Цель для учителя: Создать положительный эмоциональный настрой, организовать работу и умение работать самостоятельно.                                                                               Для учащихся: Участие в учебной деятельности.
Проверка домашнего задания (упр.7)

– Какие слова называют синонимами?( Слова близкие по значению называют синонимами.) Примеры из упр.7 грустный-печальный, сообразительный- смекалистый, маленький- крошечный, апельсиновый- оранжевый, ароматный – душистый, скорый – быстрый

Какие слова называют антонимами? ( Слова противоположные по смыслу называют антонимами) Примеры: узкий-широкий, медленный- быстрый, большой-маленький

Игра «5минут» Соревнуются две команды «Сообразительные» и «Смекалистые» кто больше придумает пар прилагательных антонимов

- А теперь мы проведем минутку чистописания

1. hello_html_m1d1176b.png 

2 строчка Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д 

Прочитайте и запишите устойчивые выражения. Что они обозначают?

3 строчка Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.

Дать характеристику звукам [б’] и [б].

Коммуникативные: Умение выражать собственные мысли., понимать речь другого.

Регулятивные: Формирование познавательной инициативы.

3. Выявление места и причин затруднения.

Цель для учителя: Помочь усвоению нового материала, высказать причину затруднения.

    Для учащихся: выявить причину затруднения.

Работа со словарными словами: семена, электричество, загадка разбор  слова по составу. Значение слова

4.Работа над новой темой.

Задачи учителя:

  1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
  2. Научить определять род, число, окончание имен прилагательных                                  

Цель: научиться правильно определять род, число имен прилагательных.

Слайд 2

– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его  прилагательное

Определите  тему урока, используя опорные слова.

( зеленый, красная, голубое;     новый- новые, лучший-лучшие)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы: -К существительным какого рода можно поставить эти прилагательные? Примеры детей

-Сколько предметов могут обозначать слова новый и новые? Ответы детей.

-Кто  точнее сформулирует тему  и задачи   урока?

«Род и число имён прилагательных»

– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и научимся определять род и число этой части речи

Внимательно слушаем песню и отвечаем на вопросы                                                                            – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

-Что происходит с прилагательным «оранжевый»? Ответы детей: « Изменяются окончания прилагательных.»)

- С чем это связано? ( Это связано с существительными, к которым относятся прилагательные.)

Примеры: оранжевое небо.( Существительное небо относится к среднему роду, значит и прилагательное оранжевое тоже будет среднего рода  и  т.д. оранжевая зелень, оранжевый верблюд)

- Оранжевые песни ( аналогично определить число прилагательного по существительному к которому  оно относится.)

– У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

5.Физминутка

а)  гимнастика для глаз

б)  Поднимает руки класс – это раз,

     Завертелась голова – это два,

     Три – руками три хлопка,

      На четыре – руки шире,

      Пять – руками помахать,

       Шесть – на место тихо сесть.(повторить 2раза)

– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

– Послушайте сказку «Скромные просители» и вы найдёте подтверждение нашим наблюдениям
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.                                                                                                                              – Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными?                                  В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуются – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Проведем исследование.                           – Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.                                                    Подставляют данное прилагательное к именам существительным разного рода и числа. 

    Слайд 3,4

                       

вкусная

вкусный

вкусное

вкусные

hello_html_55ae9b1f.pngарбуз (м.р.)

hello_html_191be2cc.png груша (ж.р.)                                                                    

                                                                                                                                                 

hello_html_m35b0a654.pngяблоко (ср.р)        вкусное

hello_html_39cf65ad.pngфрукты (мн.ч.)        вкусная

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа

6. Работа  по   учебнику с.7 упр.8  ( устно)                                                                                                      

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие?

- В каком числе они употреблены?

– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе.

– Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?».

-Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры.

7.  Самостоятельная работа   с.7 упр. 9

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тему и главную мысль текста.

– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных

Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.

8. Работа в группах (повторить правила работы в группах)

Слайд 5    (Задание на карточках)

1группа  Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.

Облака голубые, волшебные.

Речка глубокая, широкая

Пальто черное, длинное.

Стул высокий, деревянный.

Слайд 6  

2 группа (замени имена существительные на прилагательное)

Платье из шерсти……(шерстяное платье)

Шапка из меха……

Матрешка из дерева……

Ваза из стекла…….

Сок из яблок…….

Слайд 7  

3 группа (подбери к имени прилагательному антоним)

Маленький-

Быстрый-

Мокрый-

Длинный-

Широкий-

 7.Закрепление.

Задачи учителя:

  1. Закрепить усвоение нового материала.
  2. Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал.

Цель: Проверить усвоение нового материала, научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Тест

1. Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
  2. теплый;
  3. тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.

  1. - ие;
  2.  - ее;
  3. - яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

  1. гладкая;
  2. короткая;
  3. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:

  1. имени существительного;
  2.  глагола;
  3. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
  2.  В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
  3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
    членом предложения;

Взаимопроверка.

 Слайд 8   Сверка теста с доской

9.Итог урока

Задачи учителя:

  1. Дать анализ и оценить успешности достижения целей и наметить перспективу последовательности саморазвития с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.
  2. Дать реальную информацию о результатах учения

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так?

– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится?( Согласование)

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

(Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Имена прилагательные изменяются по родам и числам.)

10.Рефлексия.

А) Чему мы научились на уроке

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить...

Б) Говорящие рисунки:

-Если ты доволен собой и у тебя все получилось (то нарисуй улыбающееся лицо)

-Если на уроке было временами непросто, не все получилось (то нарисуй спокойное лицо)

-Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось.(то нарисуй грустное лицо)

В) Выставление оценок

11.Домашнее задание: стр.9  упр.13

Слайд 9   Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку учителя начальных классов Борц Л. Н . Род и число имен прилагательных

Слайд 2

Загадка Я слово ищу, необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое. Оно уменьшительное или ласкательное, Еще называют его прилагательное

Слайд 3

Подставляют данное прилагательное к именам существительным разного рода и числа. вкусная вкусный вкусное вкусные

Слайд 4

проверяем вкусный арбуз м.р . ( - ый ,- ий ) вкусная груша ж.р . (- ая , - яя ) вкусное яблоко ср. р. (- ое ,-ее ) вкусные фрукты мн. ч. (- ые ,- ие )

Слайд 5

Работа в парах. Ответы 1 группа Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос. Облака голубые, волшебные . ( м н. ч., - ые , какие?) Речка глубокая, широкая. ( ед.ч ., ж .р ., - ая , какая?) Пальто черное, длинное. ( ед.ч ., ср. р.,- ое ) Стул высокий, деревянный . ( ед.ч ., м.р .,

Слайд 6

2 группа ( замени имена существительные на прилагательное ) Платье из шерсти……(шерстяное платье) Шапка из меха …… ( меховая шапка) Матрешка из дерева …( деревянная матрёшка) Ваза из стекла … ( стеклянная ваза) Сок из яблок …… ( яблочный сок)

Слайд 7

3 группа ( подбери к имени прилагательному антоним) Маленький-большой Быстрый- медленный Мокрый- сухой Длинный-короткий Широкий-узкий

Слайд 8

Ответы на тест 1. В (тёплый) 2. В (-ее) 3. С ( толстая) 4. А ( с им. с ущ.) 5. С (второстепенным)

Слайд 9

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Единственное и множественное число имён прилагательных

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».Планируемые  результаты:Предметные: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Единственное и множественное число глаголов, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о глаголе, как части речи; формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе.Плани...

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...