Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Крылова Раиса Викторовна

Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagola_r_ya.docx196.58 КБ
Файл spryazhenie_glagola.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Спряжение глагола.

Ход урока:

1. Орг. момент:          ( Сл. 1 )

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, тихонько присядьте.

- Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.                        

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.    

- Я вижу, как нежный миленький цветок

Проклюнулся сквозь корку снега,

Подставил солнцу стебелёк:

Какая тишь, тепло и нега!

Несёт он радостную весть,

О том, что скоро, очень скоро

Деревья будут зеленеть,

И лес раскинет новый полог.

- Вы догадались, о каком цветке идёт речь?

- Сегодня мы вместе вырастим свои подснежники.                                                 ( Сл. 2 )

- Из россыпи слов сконструируйте предложение: (Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять)

 - Почему именно с этой фразы философа Декарта  мне хочется начать урок?    ( Сл. 3 )

- Чем будут для нас эти слова?

- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы будете трудиться и оценивать себя после каждого выполненного задания.          ( Сл. 4 )

- Вот первое: буквосочетания для каллиграфической минутки вы определите, поставив слова, которые вы видите на слайде, в форму 3 лица множественного числа:

растёт – раст…(ут)    

тает –та… (ют)  

кричит – крич… (ат)

видит – вид… (ят)

- Верно, мы будем писать буквосочетания -ат -ят  -ут  -ют. Пропишите их до конца строки.          

- Давайте составим предложение со словом весна. (К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами )

- Выполните синтаксический разбор данного предложения. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

- Слова, какой части речи, представлены на слайде?

-Если перевести слова речь и слово на греческий язык, то мы услышим  известное для нас слово глагол. 

-Придумайте однокоренные слова к слову глагол.

Глагол – глаголить, разглагольствовать,

-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,

разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)

-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,

глаго́лать, глаго́лица.

глаго́ливый, глаго́лать, глаго́лица.

- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слов глаго́лать, глаго́ливый.

Глаго́ливый – (устаревшее слово) – говорливый,  беседливый.

Глаго́лать – говорить, сказывать.

- Значение  какого слова мы ещё не узнали? (глаголица).

- Как вы думаете это современное слово? Почему? Я согласна с вами, поэтому  предлагаю вам обратиться к Рубрике «Путешествие в прошлое».

-Ознакомьтесь с текстом, который видите на экране.                                           ( Сл. 5 )

http://gigabaza.ru/images/49/97566/m2f26d3f9.png

Многие исследователи полагают, что в основе букв Глаголицы лежат – крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры.

-В названиях первых пяти букв алфавита заключён смысл учения.

 А (аз)

 Б (буки)                        

 В (веди)

 Г (глаголь)

 Д (добро)  

- Смысл этих букв  переведён на современный язык. Аз – я, буки – буквы, веди – ведаю, глаголь – глаголю, добро – добро.

 - Составьте предложение из названий первых пяти букв глаголицы.

Я буквы ведаю, глаголю добро.

- Вернёмся к нашему слайду. По какому орфографическому признаку мы можем разделить данные слова на две группы?                                                                  ( Сл. 6 )                                                      

- Кто готов сформулировать тему урока? ( Спряжение глагола )                         ( Сл. 7 )

- Какие учебные задачи поставим? Определять спряжение глаголов, продолжать учиться работать в паре, группе )

                                                      - Что без меня предметы?

                                                        Лишь названье

                                                        А я приду –

                                                        Всё в действие придёт:

                                                        Летит ракета,

                                                        Люди строят здания,

                                                        Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- А сейчас поработаем в группах конструкторского бюро, составим кластер по теме: «Глагол».                                                                                                                     ( Сл. 8 )

                                                                                                               

- Проверяем.                                                                                                                

- Итак, что такое глагол?

- Назовите  постоянные признаки глагола.

- Что относится к непостоянным признакам глагола?

- Итак, что такое спряжение глагола?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Внимательно посмотрите, в букве Е одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы И – две палочки, римская цифра 2.

- Где мы можем себя проверить? ( в учебнике, с. 61, правило. )

- Какие слова исключения мы должны помнить?

                                                Ко II же спряженью

                                                Отнесём мы, без сомненья,

                                                Все глаголы, что на – ить,

                                                Исключая, брить, стелить.

                                                И ещё: смотреть, обидеть,

                                                Слышать, видеть, ненавидеть,

                                                Гнать, держать, дышать, вертеть,

                                                И зависеть, и терпеть.

                                                Вы запомните, друзья:

                                                Их на – е спрягать нельзя.

- Я предлагаю вам поработать в парах и  выступить в роли исследователей, записав глаголы в 2 столбика  в форме мн. ч.

- Пиш_м, зна_т, люб_т, поднима_т, тащ_т, дыш_т

пишем

любят

знают

тащат

поднимают

дышат

 - Проверяем:                                                                                                              ( Сл. 9 )

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Физминутка: -Давайте немного отдохнём.                                                            ( Сл. 10 )

Влево- вправо  повернись и в подснежник  превратись!  (Присели, глаза закрыты  )

Видим мы подснежники-

Маленькие, нежные. (Сидят на корточках)

Из под снега вырастают,

Нам головками кивают. (Киваем головой)

Дунул ветер на цветочки. (Покачиваемся)

Задрожали лепестки.  (Трясем кистями рук)

Вы, цветочки, не дрожите,  (трясем кистями рук)

Выше голову держите. (Поднимаем голову.)

Из-за тучки солнце выйдет-

Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)

Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)

И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)

Вот подснежники проснулись,

(Встают и протирают глаза.)

Улыбнулись, потянулись.

(Улыбаются и потягиваются.)

Раз — росой они умылись.

(Умываются.)

Два — изящно покружились.

(Кружатся.)

Три — нагнулись и присели,

(Наклоняются и приседают.)

И на солнце поглядели.

(Поднимают голову вверх.)

Поглядели, поглядели и за парты тихо сели.

- Весной нашему организму, как никогда, необходимо большее количество витаминов. Я предлагаю вам выступить в роли корректоров, поработать с деформированными предложениями и составить рецепты витаминных салатов, определив спряжение глаголов.                                                                                                                      ( Сл. 11 )

                               Рецепт фруктового салата:

          1.        Берёшь клубнику, яблоки,  бананы, ананас.

          2.        Моешь фрукты и ягоды.

          3.        Яблоки чистишь.

          4.        Фрукты и ягоды режешь кубиками в салатницу.

          5.        Перемешиваешь ложечкой  все ингредиенты.

          6.        Выливаешь сверху малиновый сироп.

          7.        Всё перемешиваешь и добавляешь сахар.

          8.        Пробуешь и угощаешь гостей.

                               Рецепт салата «Акварель»:

          1.        Вымываешь овощи и зелень.

          2.        Слегка обсушишь всё.

          3.        Мелко порежешь: капусту-мелкими кольцами, лук-полукольцами,  перец и                                                                                     огурцы-соломкой,  редис и помидоры-кубиками.

          4.        После этого всё премешиваешь.

          5.        Солишь и  заправляешь маслом.

                              Рецепт салата «Здоровье»:

          1.        Очищаешь морковь.

          2.        Натираешь её на крупной  тёрке.

          3.        Яблоки и огурцы нарезаешь тонкими полосками.

          4.        Переложишь продукты в салатник.

          5.        Добавляешь морскую капусту.

          6.        Заправляешь сметаной, солью и перемешиваешь.

          7.        Формируешь горку в салатнике.

          8.        Украшаешь дольками яйца или мелко нарезанной зеленью петрушки.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Гимнастика для глаз:                                                                                                                                        ( Сл. 12 )

Вы на фото долго смотрели,

Ваши глаза утомиться успели,

Красные колпачок и зелёный одень на пальчики,

Это будут мальчики-с-пальчики!

За красным колпачком внимательно следи,

Рисуй в воздухе любые фигуры и глаз с него не своди.

Красный цвет раздражитель для глаза!

А теперь сделайте зелёным колпачком большой круг,

Который успокоит их сразу!

Дифференцированная с/р:

- Весна - самое яркое и красивое время года. В этом вы сейчас убедитесь, выполняя дифференцированную с/р. Перед вами 3 карточки, выберите 1 из 3, с которой бы вы хотели поработать.

Синквейн на тему: «Глагол»        

- В заключении урока, давайте составим синквейн.                                               ( Сл. 13 )

Глагол

Главный, важный.

Командует, поясняет, управляет.

Без него никак нельзя, мы с глаголами – друзья.

В предложении – король.

Рефлекия:                                                                                                                   ( Сл. 14 )

- Какие новые знания вы пополнили в своих сундучках?

- Оцените себя, каким был для вас урок?

- Я говорю большое спасибо всем активным участникам учебного процесса. Я проверю и оценю вашу работу в маршрутных листах.

- Мы вырастили свои подснежники, благодаря своим знаниям.

Когда тепла так для цветения мало,
Когда снега не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели.

Но где взять красок ярких для цветенья,
Когда цветок взлелеян снегом был?
Снег холодом фантазии и рвенья
Творца - художника остановил.

Ещё весна отдаст нам сладострастье,
Ещё подарит яркие цветы,
Останется подснежник слабым счастьем,
Как знак невинной, чистой красоты.

- Я думаю, что у вас замечательное настроение. Давайте поделимся им с нашими гостями и подарим небольшие букетики подснежников в память о нашем уроке.

- Выходя из класса, оставьте на доске солнышки те, кто доволен уроком.

Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Вставьте безударную гласную в окончании глаголов и определите их спряжение.
                                                              Весна.


Все мы испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег сбега…т с полей. Солнце

облива…т весенний лес светом. Под его лучами та…т снег. Ве…т теплом.


Фамилия и имя:      _________________________

2 карточка. Вставьте подходящие по смыслу глаголы настоящего времени. Определите их спряжение.

                                                              Весна.
____________ весна. Ярче ____________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Природа

 _________________ .  _______________ цветы. Весело __________________заботливые пчелы.


Фамилия и имя:     ____________________________________

3 карточка. Составьте текст о весне. Определите спряжение глаголов.
_______________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист учени___ 4 «А» класса___________________________________________

Задания:

Самооценка:

Оценка:

1.) Каллиграфическая минутка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать

2.) Работа в паре:

http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать

3.) Работа с деформированным текстом:

 – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над тим работать

4.) Синквейн:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над тим работать

                 Восстанови последовательность и определи спряжение глаголов:  

   

                               Рецепт фруктового салата:

                  Пробуешь и угощаешь гостей.

                  Моешь фрукты и ягоды.

                 Выливаешь сверху малиновый сироп.

                  Фрукты и ягоды режешь кубиками в салатницу.

                  Перемешиваешь ложечкой  все ингредиенты.                  

                  Всё перемешиваешь и добавляешь сахар.                  

                 Берёшь клубнику, яблоки,  бананы, ананас.

                 Яблоки чистишь.

                 Восстанови последовательность и определи спряжение глаголов:  

                               Рецепт салата «Акварель»:                  

                  Солишь и  заправляешь маслом.

                        Мелко порежешь: капусту-мелкими кольцами, лук-полукольцами,  перец и                                                                                     огурцы-соломкой,  редис и помидоры-кубиками.

                  После этого всё премешиваешь.

                  Вымываешь овощи и зелень.

                 Слегка обсушишь всё.

                 Восстанови последовательность и определи спряжение глаголов:            

                              Рецепт салата «Здоровье»:

                 Формируешь горку в салатнике.

                 Яблоки и огурцы нарезаешь тонкими полосками.

                  Очищаешь морковь.

                  Натираешь её на крупной  тёрке.

                 Заправляешь сметаной, солью и перемешиваешь.

                  Переложишь продукты в салатник.

                  Добавляешь морскую капусту.          

                  Украшаешь дольками яйца или мелко нарезанной зеленью петрушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №7» г.Батайск Учитель: Крылова Раиса Викторовна Урок русского языка в 4-А классе

Слайд 2

Мало, иметь, ум, хороший, его, применять, главное , хорошо.

Слайд 3

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Слайд 4

растёт – раст … тает – та… кричит – крич … видит – вид… КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА:

Слайд 6

растёт видит кричит тает КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА:

Слайд 7

Спряжение глагола.

Слайд 8

Работа в группах: Глагол (действие , состояние) Неопределенная форма Что делать? что сделать? - ть - ти - чь Постоянные признаки Непостоянные признаки ВИД СПРЯЖЕНИЕ ВРЕМЯ НАКЛОНЕНИЕ СОВЕРШЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ ПРОШЕДШЕЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ РОД ЧИСЛО ЛИЦО ЧИСЛО

Слайд 9

пиш е м люб я т зна ю т тащ а т поднима ю т дыш а т Работа в парах:

Слайд 11

Работа с деформированными предложениями:

Слайд 13

Синквейн на тему: « Глагол»

Слайд 14

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.

Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...