Урок русского языка Части речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гончарова Елена Петровна

Урок путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chasti_rechi.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного урока

Гончаровой Елена Петровны, русский язык, 4 класс

Тема урока: «Части речи»

Цель: актуализировать знания об изученных частях речи, упражнять в различии частей речи и определение их признаков, познакомить с самостоятельными и служебными частями речи.

Задачи: уметь правильно определять части речи  в речи, писать их; формировать элементы логической грамотности; воспитывать интерес к языку; развивать орфографическую грамотность; развивать мотивацию поисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1.      Личностные: воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте русского языка;учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
  2.      Метапредметные – способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
  3. Предметные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективныхспособов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование, анализ сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Форма проведения: Урок-путешествие

Оборудование:

Для детей: карточка«Листок успеха», карточки «Соедини слово и часть речи», карточки для работы в паре, сигнальные карточки.

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, опорные таблицы с названиями частей речи, электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

Конспект конкурсного урока

Время, мин.

Элементы

методической

структуры

занятия

Содержание этапов занятия

Педагогическая оценка*

2 мин

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

I. Эмоциональный настрой на урок.

- Наступил новый день. Сколько прекрасных слов мы можем сказать друг другу в течение дня. Слова обладают чудодейственной силой. Говорим слово «здравствуйте» и, значит, желаем здоровья. «Благодарю», значит, дарю вам благо. Эти волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло. И тот, кто умеет их говорить,- не знает ссор и обид. Мне хочется,чтобы все ребята говорили только добрые слова. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

4 мин

II. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. Постановка цели урока.

П.Чеснокова «О чем поспорили части речи?»

Инсценировка:

Как-то раз на  встрече

Сошлись все части речи

И стали спорить, кто важней,

А, значит, кто из них нужней.

Существительное

Обозначаю я предмет-  

Всему опора – спору нет.

Заводы, люди и планеты –

Все это разные предметы.

Значит, я всех нужней.

Прилагательное:

Ну, нет! Я всех нужнее

И, значит всех важнее.

Я слово замечательное, -

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предметов нет –

Об этом знает целый свет.

       Глагол:

Молчите!

Разве не знаете, глупые вы,

То, что без действий

Все вещи мертвы?

Ну, так признайте же силу мою,

Всем вам я радость движенья даю.

Значит, я всех нужней.

Местоимение:

- Меня бы вы послушали сначала!

Ведь многих из вас

Сумею заменить,

Мне суждено поэтому

Важнее всех вас быть.

Числительное:

Ну, что там Прилагательное!

Ну, что там Существительное!

Послушайте внимательно,-

Порядок и количество!

Всегда, везде, во всем;

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто б не мог считать.

И пальму первенства, друзья,

Вы мне должны отдать.

- А я предлог!

Всем вам я помогаю.

Слова я связываю, соединяю.

- Мы стали свидетелями этого странного спора. Можем мы решить  спор, какая часть речи самая главная? (нет)

-Так какая тема нашего урока?

-Давайте вернемся к этому вопросу в конце урока.

- Какие задачи ставим перед собой?  

- А теперь возьмите «Листок успеха» и  отметьте свои знания в решении задач на начало урока. (Приложение 1)

Начало урока

Конец урока

Знаю, что такое самостоятельные части речи

Знаю, что такое служебные части речи

Знаю, что такое междометие

Знаю, какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо

        

Тихомирова В., Селютина Е., Перепечаев В., Жакунец И., Медведева М.

11 мин

Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Имя существительное

Сегодня мы отправимся в путешествие вудивительную страну Морфология,где живут  части речи.

- О какой хорошо известной части речи эти слова?

Давно живу я в мире этом,

Даю названья все предметам. (Имя существительное)

Вы правы, имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

-Что такое имя существительное?

-Как изменяется имя существительное?

-Каким членом предложения может быть?

Прочитайте строки из стихотворения С. Есенина

        … И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

      В золотом огне.

Найдите в стихотворения существительное, соответствующее грамматическим признакам

м. р., ед. ч., П.п. (в огне)

ж.р., мн. ч., И. п. (снежинки)

2. Прилагательное

- Эта часть речи о себе говорит так:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!(прилагательное)

- Что такое имя прилагательное?

- С какой частью речи чаще всего употребляется   имя прилагательное?

Прилагательное неотделимы от существительных: как нитка с иголкой прилагательное постоянно следует за существительным.

Игра «Кто больше назовет признаков предмета»

- Подберите к слову Осень как можно больше прилагательных.

Восстановление деформированного предложения (по классу развешены карточки со словами золотая, больному, кровать, человеку, и, не поможет из них надо собрать пословицу)

- Составьте из группы слов пословицу. Запишите ее.

Больному человеку и золотая кровать не поможет.

- Как понимаете эту пословицу?

- Как надо заботиться о здоровье?

- Определите части речи. (Взаимопроверка)

- Найдите прилагательные, определите падеж. Дети показывают сигнальные падежные карточки.

3. Глагол

Наше путешествие продолжается дальше.

–Одна часть речи прислала о себе сообщение, догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

«Люблю действовать. Не люблю предлоги и известную всем частицу.»

– Эта часть речи называется … (глагол). Как вы определили?

Составление рассказа из глаголов

Глагол – это часть речи, которая помогает нам рассказать о том, что мы думаем, чувствуем, что видим, что желаем сделать. Ученая В. Чеснокова сочинила из глаголов целый рассказ. Послушайте отрывок из этого рассказа.

Светает. Звонит, просыпаюсь. Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу.

- Давайте с помощью глаголов составим свой рассказ о том, что мы делали в  школе.

- Как изменяется глагол?

Определение частей речи. Работа в парах

- Жители этой страны прислали нам письмо, но оно оказалась зашифрованный. Сможете ли вы понять, о чем в нем идет речь.

“Глокая куздра штеко будланула    бокра и курдячит в бокренка”

-Можно ли определить какие здесь есть части речи?

-Что вам помогло узнать части речи?

А теперь внимательными будьте

 и дайте ответ «Да» или «Нет».

 Игра «Да» - «Нет» (Приложение 2)

- Отвечать на вопросы «Да» или «Нет» вы будете с помощью сигнальной карточки. Приготовились!

1. Глагол обозначает предметы.

2. Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

3. Имя существительное не меняется по числам

4. Глагол изменяется по лицам и временам

5. У глаголов  в настоящем времени можно определить род.

6. Имя прилагательное в предложении связано с глаголом.

Щепкина М., Евтушков В., Дурнев М., Доль Д.

Корюков М., Замараева Ю., Шурыгина М., Резник М.

Савченко М., Березуцкий М.

Все учащиеся

5 мин

3

мин

Первичное закрепление знаний и способов действий. Индивидуальная работа

Физ. минутка

Выборочный диктант Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова, 1-я  группа записывают только имена существительные,2-я группа – имена прилагательные, 3-я группа – глаголы.

Грустный, честный, свистит, повозка, запоет, улыбка, ошибка,  ненастный, пятый, лечил.

- Что мы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

- Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Назовите прилагательные. Что обозначают?

Назовите существительные. На какие вопросы отвечают?

-Что еще объединяет слова1 группы, 2 группы, 3 группы? (орфограмма безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)

- Какое слово не вошло в эти группы, к какой части речи оно относится? (пятый)

- Люди постоянно что-нибудь считают: дни, секунды, деньги. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное.

 В стране «Частей речи» предлоги считаются драчунами и забияками, существительные и местоимения стараются держаться от них подальше. Какое правило мы вспоминаем после этой характеристики предлогов?

Работа на интерактивной   доске.

 Игра «4 лишний» (Приложение 3)

Соедините слова и части речи (самостоятельная работа)

Предлоги  

союзы            

    частицы

А              к       ах     около       и  до     с   ох      

  Но           ого     ой       караул        я           мы        они

- Назовите предлоги, союзы, частицы.

- Какие слова не относятся к данным частям речи.  (я   мы   они)  Куда их можно отнести?

- Какие слова остались? (караул, ох, ого, ах)

- Эта часть речи называется «Междометие», она выражает эмоции и побуждения, но не называет их. К междометию относятся знакомые с детства слова «баю-бай», «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста». Эта часть речи  особая,  она не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Игра «Будь внимателен!»

Бежит, восемнадцать, ты, здоровье, красивый, я, облака, смелый.

Имя существительное    хлопаем

Имя прилагательное      прыгаем

Глагол                                 шагаем

Местоимение                   приседаем

Имя числительное            руки вверх

Перепечаев В.. Доль Д., Селютина Е.

Богданов Р. Медведева М.

6 мин

Открытие новых знаний.

- Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны? (Просмотр ролика «Части речи» из электронного приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

-Какие части речи можно отнести к самостоятельным частям речи?

-Какие к служебным?

Составление таблицы

Части речи

Самостоятельные

Служебные

имя существительное

Предлог

Прилагательное

Союз

Глагол

Частица

Местоимение

Числительное

Наречие

- О каких частях речи у нас мало знаний?

-Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии учащихся).

Тихомирова В., Замараева Ю.

6 мин

Обобщение  Развитие устной учебно-научной речи

Работа в группах.

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану.

План

На какие вопросы отвечает.

Что обозначает?

Как изменяется?

Какую роль играет в предложении?

Примеры (Составить и записать предложения)

- При подготовке к уроку творческая группа нарисовала рисунки «Какой я представляю себе часть речи».

Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

Все учащиеся

Сафонников Р., Тибекина А., Медведева М.

5 мин

Проверка знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Приложение 4) Тест

1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

А) лошади – имя существительное

Б) двинулись – глагол

В) семнадцать – прилагательное

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный…

А) глаголом

Б) именем прилагательным

В) наречием

3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

А) числительным

Б) прилагательным

В) местоимением

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

А) потом, мы, второй, он

Б) сам, весь, этот, себя

В) ты, они, меня, вы

5. Слова сгруппированы. В какой группе слова одной части речи

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб

Б) веселый, радостный, солнечные, теплая

В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы

6. Местоимение:

 А) обозначает предмет

Б) признак предмета

В) указывает на предмет

7. Служебные части речи это:

А) Имя существительное, союз, предлог

Б) Междометие, частица, союз,

В) Частица, союз, предлог

Самопроверка и оценивание:

1 А, 2 Б, 3 А, 4 В, 5 Б, 6 В, 7 В

Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно сделать, чтобы ее повысить?

Все учащиеся

3 мин

Итог урока. Рефлексия.  

-Оцените свою работу в конце урока на листке успеха.

-Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним спор частей речи. Что мы можем посоветовать им? Так и у нас в классе все ребята нужны и важны, нужно жить в дружбе и согласии, уважать мнение другого.

-Чему учились на уроке?

-Кто доволен своей работой?

Оцените свою работу на уроке

Продолжите фразу:

Я сегодня узнал …

 Было интересно…

Теперь я могу…

 Меня удивило…

 Мне захотелось…

Гружевская К.,

Шурыгина М.,

Лысых С.

3 мин

Домашнее задание

 (творческое по выбору)

Составить  вопросы для викторины «Знаешь ли ты части речи» или  придумать загадки по данной теме.

Литература

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Волгоград: Учитель 2004.

Волина В. В. Весёлая грамматика., М.: Знание,1995.

         Касаткина Н.А., Занимательный материал к урокам обучения грамоте и

         русского языка (стихи,       кроссворды, загадки, шарады)., Волгоград: Учитель, 2005.

Лакоценина Т. П., Необычные уроки в начальной школе., Ростов-на-Дону ЗАО «Книга», «Учитель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи"

Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...

Урок русского языка "Части речи"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Урок русского языка "Части речи"

Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"...

Урок русского языка ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!

Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи. 2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости. 3. Содействовать воспитанию коллективных навыков рабо...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...