Технологическая карта по русскому языку 4 класса на тему "Многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Еремеева Ольга Евгеньевна
Цели деятельности учителя: актуализация знаний об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: отличие между понятиями однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, устаревшие и заимствованные слова.
уметь: объяснять значение слов; находить многозначные слова, слова в переносном значении, заимствованные и устаревшие слова в предложении
Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: открытие нового знания
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_02_09.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.10.2018                                                                                                                                 учитель: Селянина Наталья Викторовна

Школа: № 152                                                                                                                                   студент: Еремеева Ольга

Класс: 4-А                                                                                                                                          методист: Зубарева Нина Сергеевна

Кабинет: 215

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Многозначные слова. Слова в переносном значении. Заимствованные и устаревшие слова».

Цели деятельности учителя: Актуализация знаний об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: отличие между понятиями однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, устаревшие и заимствованные слова.

уметь: объяснять значение слов; находить многозначные слова, слова в переносном значении, заимствованные и устаревшие слова в предложении

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 4 класс, 1 часть; презентация; рабочая тетрадь, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

10:40-10:41

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Приветствуют.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: комментарий к образцу

Практич.: выразительное чтение, устное грамматическое задание

 

Практич.: письменное задание

Словес.: учебный диалог.

Практич.: каллиграфическое упражнение, самоконтроль

10:41-10:43

10:43-10:47

Фронтальная форма работы

Итак, ребята, сейчас мы проведем словарную работу. Ваша задача придумать по одному предложению на тему город. Ваши предложения должны описывать город, что в нем находится. В ваших предложениях могут звучать такие слова, как улица, машина, магазин и тд.

Прочитайте предложения.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками.

 Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

Какое слово встретилось в обоих предложениях? 

Что вы можете сказать о значении этого слова? 

Как называются слова, которые имеют несколько значений? 

Прочитайте следующую пару предложений.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки.

Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

Что вы заметили?

Узнаем о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где будем искать необходимую информацию? 

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи.)

Все эти слова пришли к нам из других языков.

Как называются такие слова? 

Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь?

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Подготовить уже перед уроком)

Что общего у этих слов? 

Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? 

Выполняю устное упражнение

Выполняют устное задание

Отвечают на вопросы

-Шляпка

-В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.

-Многозначные.

- В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.

-В толковом словаре

-Заимствованные.

- Толковым.

- Это устаревшие слова.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

III. Постановка учебной задачи

Словес.: учебный диалог

10:47-10:48

Исходя из последнего вопроса, сформулируйте тему нашего урока.

Поставьте цели урока.

Тема урока: Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.

Цель урока: Актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. Открытие нового знания

Словес.: учебный диалог.

Практич.: толкование смысла, устная классификация слов, письменная классификация слов.

10:48-10:55

Фронтальная работа

Упр. 62 (с. 44).

Прочитайте стихотворение.

Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались?

Где можно уточнить значение этих слов? 

Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение.

- Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол.

- Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках.

- Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера.

 - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке.

- Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом.

- Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток.

- Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта.

 - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам.

Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

Выполняют упражнение устно и письменно

Отвечают на вопросы:

-В словаре иностранных слов.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Словес.: эвристическая  беседа

Практич.: чтение уч-ся

10:55-11:00

Фронтальная работа

Продолжаем работу.

Вспомните: какие слова называются однозначными, а какими многозначными?

Ребята, я буду называть слова, а вы будете говорить однозначное оно или многозначное.

Гребень, октябрь, хлеб, серёжки, бинокль, молния, капитан, идти.

- Гребень волны, гребень петушка- гребень (расчёска) - многозначное

- октябрь – месяц – однозначное;

- хлеб – мучное изделие, хлеба в поле – многозначное;

- сережки - украшение, сережки у берёзы – многозначное;

бинокль – приспособление предназначенное для видимости предметов вдалеке – однозначное;

- молния у куртки – молния в небе – многозначное;

капитан – должность на корабле – однозначное;

- Идти – действие – однозначное.

Отвечают на вопросы:

 - Слова, которые имеют одно значение называют однозначными, а слова, которые имеют два и более значения называются многозначными.

Выполняют упражнение устно и письменно

К.: построение речевого высказывания.

11:00-11:01

Динамическая пауза

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

То на стену посмотрели, То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот Повороты корпусом

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Повторяют действия за учителем.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.:

устное задание

Словес.: эвристическая беседа

Практич.: устная проверка, классификация слов

11:01-11:05

Работа в парах

Продолжаем работу.

Прочитайте словосочетания.

Ударил молотком – ударил мороз

Время летит – самолёт летит

Холодный ветер – холодная встреча

Железный гвоздь – железная дисциплина

Синее море – море цветов

Свежая рыба – свежий ветер

- Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении?

- Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении?

- Объясните их значение.

- Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова.

- Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов.

Отвечают на вопросы учителя

- Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба.

- Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: построение речевого высказывания.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.:

Письменное задание, синтаксический разбор.

11:05-11:10

Самостоятельная работа

Следующее задание. Я вам раздаю карточки, на которых представлены слова, вы должны понять и записать к какой группе относится каждое слово: многозначные, однозначные, устаревшие, заимствованные.

Проверка-5 тетрадей. По цепочке.

Выполняют письменное упражнение.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Практич.:

Письменное задание

11:10-11:14

Фронтальная форма работы

На доске представлены ребусы. Ваша задача решить их и найти среди них многозначное, устаревшее, в переносном значении слова

.

Решают ребусы.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: учебный диалог

11:14-11:17

Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?

Какие цели мы ставили?

Достигли  мы их?

Какие слова называются многозначными?

 Что понимается под прямым и переносным значением слов?

Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова?

Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Строят речевые высказывания

Анализируют урок

П.: анализирование результатов своего труда, выражение своего мнения в соответствии с  поставленными задачами

Словес.: слово учителя

11:17-11:20

Откройте дневники, записывайте домашнее задание.

С. 45 упр. 64, с. 46 упр. 68.

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Молодцы! Урок окончен!

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Оценивают свою работу.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...