Обучение грамоте 1 класс УМК «Перспективная Начальная Школа», «Согласные звонкие звуки [з, з'], Буквы [З], [з]»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [з], [з]

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: графический образ буквы [з] 

Уметь: выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их; распознавать в словах новые звуки; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

Личностные: смыслообразование: связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; знание основных моральных ном и ориентации на их выполнение

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник «Азбука», УМК «Перспективная Начальная Школа», 1 класс, презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 11.11.18                                                                                        ФИО учителя: Залялова_________________

Школа: 148         ФИО студента: Першина А.Д

Класс: 1 «м»                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.________________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (Обучение грамоте)

Тема: Согласные звонкие звуки [з, з], Буквы [З], [з]

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [з], [з]

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: графический образ буквы [з] 

Уметь: выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их; распознавать в словах новые звуки; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

Личностные: смыслообразование: связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; знание основных моральных ном и ориентации на их выполнение

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник «Азбука», УМК «Перспективная Начальная Школа», 1 класс, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

3 мин

- Доброе утро, дорогие ребята! Меня зовут Алена Дмитриевна. Сегодня я проведу у Вас урок обучения грамоте. Я очень рада видеть Вас, и хочу поскорее  начать работу с Вами. Прошу Вас присаживайтесь.

-Ребята, послушайте скороговорку

Затоптали утки за будкой незабудки

-Давайте проговорим эту скороговорку вместе.

-Кто желает произнести данную скороговорку?

-Ребята, это ведь скороговорка, значит, как ее нужно произносить?

-Верно, ребята. А кто попробует это сделать?

 –Молодцы!

Приветствовать учителя

слушать

проговаривать хором

очень быстро

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: беседа

Практический: работа на карточках

6 мин

-Ребята, а кто-нибудь из вас заметил,  какой звук чаще всего встретился?

-Верно, ребята, а теперь ответьте мне на вопрос: сколько здесь предложений?

-Назовите первое предложение.

-Сколько слов в этом предложении?

-А давайте составим схему этого предложения. Кто пойдет к доске? Хорошо. Всем остальным, я сейчас, раздам листы, на которых Вы будете работать.

-Как обозначается слово «утки»?

-Как мы обозначим слово «затоптали»?

-Так, верно. А кто мне скажет, что такое слово «за»? Как мы его обозначим?

-Кто мне может сказать, про что мы не должны забывать, составляя схему предложения?

С чего начинается предложение?

-И в конце, что мы не забываем ставить?

-Правильно. Ребята, посмотрите на доску. Все ли у вас так? Хорошо, ребята.

 [з], [з]

одно

Затоптали утки за будкой незабудки

пять

это слово обозначает предмет, мы обозначаем его красным квадратом

это слово-название действия, мы его обозначим синим цветом

в-слово-помощник, мы его обозначим серым треугольником

с заглавной буквы

точ

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

ІІІ. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, назовите животных, которых вы видите. (Зайчик, зебра.)

-На какую букву начинаются эти слова?

-А хотите узнать, как называются эти слова?

-Об этом  мы с вами узнаем на протяжении нашего сегодняшнего урока.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Поставьте перед собой цель в работе на этот урок.

на букву з

да

Тема сегодняшнего урока – «Звуки [ з, з,] и буква, которая их обозначает»

Мы должны познакомиться с новыми звуками и новой буквой.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

ІV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа

Практический: работа с учебником

8 мин

-Ребята, давайте рассмотрим схему в верхнем левом углу.

-Что это такое?

-Каких звуков?

-Хорошо, а теперь попробуем определить эти звуки в наших словах. Что это изображено?

-Произнесите последний звук? Попробуйте дать ему характеристику.

- А это, что такое?

-Произнесите последний звук? Попробуйте дать ему характеристику

-А теперь сравните звуки [з]и [з`]. В чем разница?

-Так, правильно. Звуки [з] и [з`] на письме обозначаются буквой Л.

-А теперь, ребята, давайте попробуем сконструировать эту букву. Посмотрите, из каких элементов состоит буква Л?

-Возьмите в руки карандаш и напечатайте. У всех получилось буква Л?

-Отлично.

схема звуков

согласного твердого

зонт

[з]

согласный, твердый, звонкий

зерна

звук [з] произносится твердо, а звук [з`] мягко

она имеет два звука: согласный твердый звонкий [з] и согласный мягкий звонкий  [з`]

Из 2х полуовалов верхний меньше чем нижний

К.: построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Динамическая пауза

1 мин

-Ребята, вы, наверное, устали? Давайте с вами немного отдохнем.

— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный:

 презентация

Практический: работа со звуко-буквенной схемой

Практический: работа с учебником

7 мин

-Ребята, посмотрите на нижнюю часть страницы 53. Что изображено на рисунке?

-Посмотрите, пожалуйста, сколько букв в слове змей?

-Какой звук в начале?

-Какой он?

-Хорошо. Назовите гласные звуки.

-Дайте им характеристику.

-Хорошо. Обратите внимание на второй этаж схемы.

-Что показывают нам условные обозначения? (Синие дуги). Прочитайте его по слогам.

-Замечательно. А теперь обратите внимание на слово изюм.

Изюм-сушенный виноград

-Посмотрите, пожалуйста, сколько букв в слове?

-Какой звук в начале?

-Какой он?

-Хорошо. Назовите гласные звуки.

-Дайте им характеристику.

-Хорошо. Обратите внимание на второй этаж схемы.

-Давайте прочитаем его по слогам.

-Так, хорошо. А теперь ребята переверните страницу. Что это такое?

-Давайте прочитаем их вместе.

-  Сравните слоги в каждом столбике.

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

- Как произносятся согласные в первом и во втором столбике?

- Как произносятся согласные в третьем столбике?

- Какая буква показывает, что звук [з’] читается мягко?

-Для чего нам нужно хорошо уметь читать слоги?

-Вот мы сейчас  с вами и почитаем.

-Какие слова вам непонятны?

Узор

Изюм

Змей

4 буквы

[з]

согласный, твердый, звонкий

[е]

звук [е] -ударный,

один слог

змей

4 буквы

[з]

согласный мягкий,звонкий

[и], [ю]

первый звук [и] - безударный, второй звук [й,у] - ударный

и-зюм

звуковая схема слога

читать

все с буквой [з]

произношением

твердо

мягко

[и]

чтобы читать слова

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

беседа

Наглядный:

 презентация

Практический: работа со схемой

5 мин

- Итак, ребята, давайте с вами вернемся к картинкам на странице 53.

- Что нарисовано на первой картинке?

-Произнесите первый звук. Попробуйте дать ему характеристику.

-А это что такое? Произнесите первый звук. Попробуйте дать ему характеристику.

Сравните данные звуки. 

-Попробуйте составить предложения с этими словами.

-А теперь, ребята, послушайте мои предложения:

Узором были украшены стены.

Мальчик любит кушать изюм.

-А сейчас, ребята, я раздам вам конверты, и вы будете в парах составлять эти предложения.0

узор

согласный, твердый, звонкий

изюм

согласный, мягкий, звонкий

в слове изюм, звук [з`], произносится мягко, а в слове узор звук [з] произносится твердо.

составлять предложения

читать предложения

составлять схемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Пальчиковая гимнастика

1 мин

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с учебником

4 мин

-Ребята, давайте прочитаем слова на стр 54

-Самостоятельно составьте схему третьего слова.

Читают

составляют

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы, самооценка

2 мин

-Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Расскажите, чему учились на уроке

-Расскажите всё, что узнали о звуках [з], [з’].

- Какая буква обозначает звуки [з], [з’].

– А сейчас, ребята, я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке своими карандашами.

-Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, вы все поняли, вам было легко и интересно на уроке.

-Поднимите синий карандаш, если для вас урок был средним, вы поняли материал, но в процессе работы у вас возникали некоторые трудности.

-Поднимите красный карандаш, если урок вам не понравился,  на уроке вам было скучно и  вы ничего не поняли.

- Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

Звуки [з], [з`], Буквы З, з Мы учились различать звуки [з], [з’] и букву З в словах, учились читать слоги, слова и предложения

Звук [з] - согласный,  звонкий, твёрдый.

Звук [з’]- согласный, звонкий, мягкий

Буква З

Оценивают свою работу на уроке

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа".

Данный материал поможет учителям при изучении гласных букв и звуков, а также здесь имеются слоговые схемы....

обучение грамоте по программе Перспективная начальная школа "Буква з" (презентация)

В презентации поэтапное изучение буквы "З", звуков парные по мягкости и твёрдости, которые она даёт. Поиск детьми этого звука в словах и определение того как он звучит в них....

Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста

Цель: научиться списывать с печатного  текса, находить в нём опасные места.    Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [З] и [З"]"

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК " Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [з] и [з"]...