Урок русского языка в 4 классе по теме: " Изменение имён существительных и прилагательных женского рода по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бояркина Мария Семёновна

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 4 классе61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение имён прилагательных и существительных

                                        женского рода по падежам .

(Слайд №1)

Цели урока:   

                       - формировать умение склонять имена прилагательные

                         и существительные женского рода в единственном числе;

                       - познакомить с приёмами распознавания падежей;

                       - развивать логическое мышление.

Задачи урока:1. Повторим склонение имён прилагательных и существи-  

                           тельных женского рода единственного числа.

                        2. Продолжим учиться грамотно и красиво писать.

                        3. Будем работать над развитием речи

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны уметь склонять имена прилагательные

                         и существительные женского рода в единственном числе; Метапредметные:

 Регулятивные:  способность организовать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 

Коммуникативные:  развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; предлагать помощь и сотрудничество.

 Познавательные:  развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; делать выводы на основе анализа объектов; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в тексте.

Ход урока:

1. Орг.момент

Дети садятся за порты, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух: (Слайд №2)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Урок русского языка. Сегодня мы с вами познакомимся со склонением имён существительных и    прилагательных; повторим состав слова; продолжим учиться грамотно и красиво писать; будем работать над развитием речи.

(Слайд №3)

2. Речевая разминка . (Слайд №4) (Хоровое чтение)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

(Слайд №5)

-  Прочитайте выделенные слова и назовите в них орфограммы (цепочкой)

- Что объединяет эти слова?

(Они обозначают предметы; отвечают на вопросы кто? что?; существительные)

3. Пальчиковая гимнастика (Слайд №6)

Чтобы лучше нам писать,

Надо пальчики размять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будут пальчики гулять,

А детишки все писать.

4. Чистописание (Слайд №7)

-оньк-, -еньк-

-ышк-, -ишк-

-ушк-, -юшк-

-очк-, -ечк-

- Кто догадался, что записано на доске? (Суффиксы)

- Почему я эти суффиксы объединила в одну группу? (Они придают словам уменьшительно-ласкательное значение)

На доске написаны слова (Слайд №8 1-ая часть)

Тарелка, береза, Таня, солнце, корова, пальто, дядя, синий.

- Образуйте с помощью суффиксов новые слова, разделите их в три группы

(Слайд №8 2-ая часть), выделите суффиксы. (Сначала устно, затем письменно)

Женский род

Мужской род

Средний род

 

 

 

- Какое слово «лишнее»? Почему? В какую группу можно это слово дописать?

После письменного выполнения делаем проверку (Слайд №9)

5. Склонение имен существительных и прилагательных (слайд №10)

- Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?

(Изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам.)

(Слайд №11) Просклоняй словосочетание Синяя  тарелка.

 (С комментированием.) Окончания выделите

(Слайд №12) 

Именительный что? тарелка, какая? синяя

Родительный чего? тарелки, какой? синей

Дательный чему? тарелке, какой? синей

Винительный что? тарелку, какую? синюю

Творительный чем? тарелкой, какой? синей

Предложный о чём? о тарелке, какой? синей

Вывод (Слайд №13)

Падеж

Падежные окончания

    Существительных женского рода

      Прилагательных

Именительный

-а, -я

  • ая, - яя

Родительный

- и

  • ой, - ей

Дательный

- е

  • ой, - ей

Винительный

- у

  • ую, - юю

Творительный

- ой, - ей

  • ой,- ей,
  • ою,- ею

Предложный

- е

  • ой, -ей

6. Словарная работа (Слайд №14)

В скобках поставьте вопросы, подпишите окончания и укажите падеж имён существительных

1. Чудесная (что?) погода (и.п)

2. вокруг (. . . ?) деревн… (. . . )

3. размазал (. . .?) по тарелк…(. . .)

4. доволен (. . . ?) встреч… (. . . )

5.пишут о (. . . ?) о космонавт… (. . . )

А теперь проверим себя (Слайд №15)

1. Чудесная (что?) погода (и.п)

2. вокруг (чего?) деревни (р.п )

3. размазал (где?) по тарелке (д.п)

4. доволен (чем?) встречей (т.п. )

5.пишут о (ком?) о космонавте (п.п)

7. Физкульт.минутка (для глаз) (Слайд №16)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5

Повторить 4-5 раз

8. Творческое задание (Слайд № 17)

Составить устно мини-рассказ о погоде за окном (2-3 предложения)

9. Игра «На память» (Слайд №18)

Одна девочка решила подарить подруге фотографию. Она начала писать

 На память подруг… Зо… и запнулась: какую букву писать?

  Узнать не трудно. Для этого нужно определить род и падеж этого слова

(Слайд №19) На память подруге Зое

10. Работа с толковым словарём (Слайды №20, №21)

Растолкуем слово внимательный

1. Старательный, сосредоточенный

2. Любознательный, чуткий.

11. Хоровое чтение

Прочитаем хором предложение: (Слайд №22)

Стану я старательным  таким, вежливым,  внимательным к другим

12. Итог урока (Слайд №23)/Рефлексия.                                            

13. Домашнее задание: просклонять словосочетание «Внимательная ученица» (Слайд №24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"

Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об измен...