КОНСПЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Марцениус Елена Константиновна

Конспект по русскому языку

Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Цели деятельности учителя: закрепление правописания изученных орфограмм в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных; закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять спряжение и время глаголов;
  • научиться правильно употреблять –тся и –ться в окончаниях глаголов.

Личностные:

  • осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • учиться уважительно относиться друг к другу.

 Тип урока: Общеметодологической направленности.

Оборудование: ПНШ, учебник Каленчук М. Л.,Чуракова Н. А., 4 класс 3 часть, стр. 116-119; презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._bezudarnye_lichnye_okonchaniya_glagolov.docx252.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2018

ФИО учителя: Белоярова Т.В

Школа: № 95

ФИО студента: Марцениус Елена

Класс: 4-3

Кабинет: 206

ФИО методиста: Кондратьева И.И

Конспект по русскому языку

Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Цели деятельности учителя: закрепление правописания изученных орфограмм в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных; закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять спряжение и время глаголов;
  • научиться правильно употреблять –тся и –ться в окончаниях глаголов.

Личностные:

  • осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • учиться уважительно относиться друг к другу.

 Тип урока: Общеметодологической направленности.

Оборудование: ПНШ, учебник Каленчук М. Л.,Чуракова Н. А., 4 класс 3 часть, стр. 116-119; презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный – беседа)

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и также тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

(Словесный-беседа)

(Практический – запись в тетради)

(Словесный – беседа)

(Словесный-беседа)

(Наглядный-демонстрация)

(Словесный-беседа)

(Наглядный-демонстрация)

1 мин

10 мин

1 мин

- Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Хорошо. Открываем тетради, записываем число, день недели, классная работа.

-Сегодня 20 апреля, пятница.

- Сейчас мы сыграем в игру «Кто больше?». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них по поднятой руке. Выкрикнутые ответы не засчитываются:

1. Изменяемая часть слова?

2. Часть слова без окончания?

3. Без какой части не может существовать слово?

4. Часть речи, обозначающая действие предмета?

5. Какие лица могут иметь глаголы?

6. Как определить лицо глагола?

7. Какие спряжения глагола вы знаете?

8. Чем отличается 1 от 2 спряжения?

9. Каким будет окончание глаголов 3 лица множественного числа 1 спряжения?

10. Глаголов 3 лица множественного числа 2 спряжения?

11. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?

12. Посмотрите на таблицу изменение глаголов «хотеть» и «бежать» по лицам и числам.

13. Посмотрите на слайд, чем отличаются глаголы «учить» и «учиться»?

-Спина должна быто прямой. Руки на парте. Между партой и животом один кулачок.

-Двадцатое апреля, пятница, классная работа.

 

1. Окончание.

2. Основа.

3. Без корня.

4. Глагол.

5. 1,2 и 3.

6. 1 лицо глагола - подставляем местоимения Я, МЫ

2 лицо глагола - подставляем местоимения ТЫ, ВЫ

3 лицо глагола - подставляем местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

7. 1 и 2 спряжение, разноспрягаемые глаголы.

8.  Ко 2 спряжению относятся глаголы на:

  • ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
  • 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
  • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

9. –ут/ют.

10. –ат/ят.

11. Глаголы, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений. К ним относятся глаголы бежать и хотеть, а также приставочные производные от них.

13. «Учить» направлен на кого-то, «учиться» на себя.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П: анализ и синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: смысловое чтение.

3. Постановка учебной задачи

(Практический-чтение предложения)

(Словесный-беседа)

5

мин

-Прочитайте предложения на слайде.

-Прочитайте выделенные глаголы.

-На что оканчивается 1 глагол?

-На что оканчивается 2 глагол?

-Кто мне может сказать, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие вы себе поставите цели на этот урок?

«Витя поднимается по лестнице».

«Мне надо подняться по лестнице вверх».

-Поднимается, подняться.

-На –тся.

-На –ться.

-Правописание Ться и Тся в глаголах.

-Продолжить изучение окончаний глаголов, научиться правильно употреблять в глаголах    -ться или –тся.

П: смысловое чтение.

Р.: целеполагание

Динамическая пауза

1 мин

-Пришло время немного размяться. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

-Повторяют движения

Р: Саморегуляция

4. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический-упражнение)

(Словесный-чтение)

(Языковой анализ и синтез)

(Практический-упражнение)

(Наглядный-иллюстрация)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Практический-чтение упражнения)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Словесный-беседа)

1  мин

10 мин

5 мин

-Хорошо. Вернемся к предложениям. Кто догадался, от чего зависит употребление –тся или –ться в предложении?

-Да, вы правы. Давайте подтвердим это упражнением под номером 122. Записывайте в тетради упражнение 122.

-Прочитайте задание к этому номеру со слайда.

-На это задание я даю вам 5 минут.

летает – «безударный гласный в корне» -лет- (полёт); «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

лежит – «безударный гласный в корне» -леж- (лежбище); сочетание ЖИ-ШИ на стыке корня и окончания;

чихнул – «безударный гласный в корне» чих- ( звукоподр. «чих»);

забивается – «безударный гласный в приставке» за-; «безударный гласный в корне» би- (бить); «безударный гласный в окончании» -ет (I спр.); орфограмма «-тся/-ться» – пыль (что делает?);

садится – «безударный гласный в корне» сад- (посадка); орфограмма «-тся/-ться» – пыль (что делает?);

свернуться – «безударный гласный в корне» вер- (повёрнутый); орфограмма «-тся/-ться» может (что делать?); «правописание приставки с-»;

будет – «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

ликует – «безударный гласный в корне» лик- (обличие); «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

знает – «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.

-Время вышло. По цепочке проверяем, как вы справились с этим заданием.

-Прочитайте текст на слайде (№124). Посмотрите на глаголы, в которых выделены глагольные суффиксы. Какого они спряжения?

-Докажите свои предположения.

-Прочитайте текст устно вставляя пропущенные буквы и объясняя их выбор.

-Какой глагол имеет ударное личное окончание?

-Прочитайте подчеркнутый глагол. На слайде вы видите 3 возможных значения этого слова. Какое значение этого походит в данном предложении?

-Если к глаголу задается вопрос и в нем есть мягкий знак (что делать, что сделать), то мы употребляем –ться, а если мягкого знака в вопросе нет (что делает, что сделает), то мы употребляем –тся.

-Упражнение 122.

-Выпиши столбиком выделенные слова. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма. Устно подбери проверочное слово к глаголам с безударными гласными в корне слова. Устно назови спряжение безударных

глаголов с личным окончанием. Устно обоснуй выбор орфограммы «-ться» или «-тся».

летает – «безударный гласный в корне» -лет- (полёт); «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

лежит – «безударный гласный в корне» -леж- (лежбище); сочетание ЖИ-ШИ на стыке корня и окончания;

чихнул – «безударный гласный в корне» чих- ( звукоподр. «чих»);

забивается – «безударный гласный в приставке» за-; «безударный гласный в корне» би- (бить); «безударный гласный в окончании» -ет (I спр.); орфограмма «-тся/-ться» – пыль (что делает?);

садится – «безударный гласный в корне» сад- (посадка); орфограмма «-тся/-ться» – пыль (что делает?);

свернуться – «безударный гласный в корне» вер- (повёрнутый); орфограмма «-тся/-ться» может (что делать?); «правописание приставки с-»;

будет – «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

ликует – «безударный гласный в корне» лик- (обличие); «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.;

знает – «безударный гласный в окончании» -ет – I спр.

-1 спряжения.

-Привязывают (привязывать), приказывают (приказывать), оказывается (оказывать), привязываются (привязывать).

обак (словарное слово), веревкой (веревочка), привязывают (1 спр.), любят (2 спр.), оказывается (1 спр.), привязываются (1 спр.)

-Сидеть.

-Значение под номером 2. (привязываться – стать близким, преданным кому-либо).

Р: саморегуляция.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: анализ и синтез.

П: смысловое чтение.

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: планирование учебного сотрудничества.

Р: саморегуляция.

П: доказательство.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

5. Включение в систему знаний

(Словесный-беседа)

(Практический – работа с раздаточным материалом)

(Языковой анализ и синтез)

(Наглядный – демонстрация)

(Практический-упражнение)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Наглядный-демонстрация)

(Языковой анализ и синтез)

(Словесный-беседа)

7 мин

5 мин

-Хорошо, вы правы. Ответьте мне на вопрос, какие личные местоимения русского языка вы знаете?

-Хорошо. А теперь назовите мне все падежи.

-Какую форму наклонений глаголов вы знаете?

-Теперь возьмите карточки, которые я вам раздала. На них вы видите текст (№125). В выделенных словах подчеркните знакомые орфограммы и укажите обозначением часть слова, в котором находится эта орфограмма. На это задание я даю вам 2 минуты.

Свистят – орфограмма «безударный гласный в корне», проверочное слово свист;

аукают – «безударный гласный в корне, который надо запомнить»; «безударный гласный в окончании глагола» (аукать – I спр.);

голые (деревья) – «безударный гласный в окончании прилагательного» (мн.ч. И.п.; какие?);

стоят, ветрам, листвой – «безударный гласный в корне» (стой, ветры, лист);

от стужи – «правописание предлогов»; «безударный гласный в окончании существительного» (I скл. Р.п. от стены); «сочетание ЖИ-ШИ»;

почернели – «безударный гласный в приставке» (поезд), «безударный гласный в корне + О/Ё после шипящих в корне слова» (чёрный);

дуб – «парный согласный в корне слова» (дубы);

чугунною – «сочетание ЧУ-ЩУ», «написание удвоенной буквы согласного» (чугун + н), «безударный гласный в окончании прилагательного» (какою? – литературная форма вопроса какой? Т.п. ж.р. ед.ч.);

рокочет – «безударный гласный в корне» (рокот), «безударный гласный в окончании глагола» (рокотать – I спр.);

сбросит – «правописание приставки с-», «безударный гласный в окончании глагола» (сбросить – II спр.);

захочет – «безударный гласный в приставке» (запись), «безударный гласный в окончании глагола» (разноспрягаемый глагол захотеть – захочет, захотим).

-Проверяем. Читайте по цепочке, объясняя выбор орфограмм.

-Хорошо. Теперь в этих же карточках устно найдите личные местоимения и назовите их число, род, падеж, пользуясь таблицей на слайде.

Картинки по запросу изменение местоимений по падежам 4 класс

-Хорошо. Посмотрите на слайд, там вы видите текст (№126). Прочитайте его, поставив глаголы в скобках в форму настоящего времени 3 лица, ед.числа (пляшет), указывая спряжение этих глаголов.

-В какой форме стоят выделенные слова?

-Найдите глагол, который стоит в повелительной форме.

-Устно образуйте от этого глагола глагол повелительной формы мн.ч

-Форму буд.времени, 2-го лица, мн.ч.

- Я ты, он, она, оно, мы, вы, они

-Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл.

- Повелительная (глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника)

Свистят – орфограмма «безударный гласный в корне», проверочное слово свист;

аукают – «безударный гласный в корне, который надо запомнить»; «безударный гласный в окончании глагола» (аукать – I спр.);

голые (деревья) – «безударный гласный в окончании прилагательного» (мн.ч. И.п.; какие?);

стоят, ветрам, листвой – «безударный гласный в корне» (стой, ветры, лист);

от стужи – «правописание предлогов»; «безударный гласный в окончании существительного» (I скл. Р.п. от стены); «сочетание ЖИ-ШИ»;

почернели – «безударный гласный в приставке» (поезд), «безударный гласный в корне + О/Ё после шипящих в корне слова» (чёрный);

дуб – «парный согласный в корне слова» (дубы);

чугунною – «сочетание ЧУ-ЩУ», «написание удвоенной буквы согласного» (чугун + н), «безударный гласный в окончании прилагательного» (какою? – литературная форма вопроса какой? Т.п. ж.р. ед.ч.);

рокочет – «безударный гласный в корне» (рокот), «безударный гласный в окончании глагола» (рокотать – I спр.);

сбросит – «правописание приставки с-», «безударный гласный в окончании глагола» (сбросить – II спр.);

захочет – «безударный гласный в приставке» (запись), «безударный гласный в окончании глагола» (разноспрягаемый глагол захотеть – захочет, захотим).

- они (3 л. мн.ч. И.п.), её (3 л. ед.ч. ж.р. В.п.), он (3 л. ед.ч. м.р. И.п.).

пляшет (I спр.), кружит (II спр.), сушит (II спр.), дует (I спр.), качает (I спр.),

свистИт (II спр., определяется по ударному личному окончанию).

-СЕти (мн.ч. В.п. – ударение на первом слоге)

-В сетИ ( ед.ч. ж.р. П.п. – ударение на втором слоге).

-Пусти

-ПустИте.

-пУстите.

Р: анализ и снтез.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализ.

К: планирование учебного сотрудничества.

П: анализ и синтез.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: поиск и выделение необходимой информации.

6. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный-беседа)

(Наглядный – демонстрация)

2 мин

– Да, вы правы. А наш урок подошел к концу.

-За работу на уроке я бы хотела поставить оценки….После звонка подойдете ко мне.

-А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке?

-И в заключении вы видите на экране лестницу.  

-На верхней ступени будут стоять те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут рассказать о ней другим ученикам.

-На средней ступени будут стоять те ученики, которые не очень активно работали сегодня на уроке и нуждаются в повторении темы.

-На нижней ступени будут стоять те ученики, которые не работали сегодня на уроке и нуждаются в повторном изучении темы.

-Наши себя? Сейчас возьмите маленькие листочки и галочкой отметьте выбранную вами ступень.

-На этом у меня все. Урок окончен. Мне было приятно с вами поработать.

-Я сегодня узнал…..

Выбирают ступень

-Спасибо за урок.

Р.: самоанализ.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...