Урок Обучение грамоте. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Приданникова Евгения Сергеевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuchenie_gramote_zh.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте № 56.

 1 класс.

Технологическая карта.

Тема: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Педагогическая цель

Создать условия для знакомства с новой буквой Ж, ж; применять полученные знания в окружающей жизни.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

результаты:

предметные

В совместной деятельности с учителем, одноклассниками и другими детьми, учить выполнять звукобуквенный анализ слов, анализировать слова, соотносить их со схемами; выделять заданный звук в звучащей речи, определять роль буквы ж в слове; писать заглавную и строчную  букву Ж,ж на основе двигательных элементов по  алгоритму, составлять слоги и слова с этой буквой; читать слова  по слогам; научить правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

·        

личностные

Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранить ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителемв конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником – текст, иллюстрация); ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем, сверстниками и другими детьми, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Основное содержание темы, понятия и термины

 Гласный и согласный звук, звук [ж], буквы Ж, ж, схема слова, схема предложения, слог

Образовательные ресурсы

Л.Ф. Климанова.  С.Г. Макеева. Азбука. 1 класс. Л.Ф. Климанова.  Рабочая тетрадь «Читалочка». Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова. С.Г. Макеева (1 CD)

Оборудование:

Мультимедийная доска, карточки для групповой работы «схемы звуков» .

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (УУД)

Приемы

контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

А ну – ка, дети, встаньте в ряд

Я командир вы мой отряд!

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания

Фронтальная. Словесный. Вопросы учителя

- Ребята послушайте стихотворение, возможно вы догадаетесь, кто у нас в гостях.  

Жук жужжит в железной банке,

Жук не может жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

-Почему жука называют бедным?

-Почему горька жизнь жука?

- Какой звук повторяется в стихотворении чаще других?

- Посмотрите, кто изображён на «волшебном» рисунке в Азбуке?

- Какие звуки издаёт жук, когда летит?

- Кто изображён на оставшихся двух рисунках?

- Что вы знаете о жуке и жабе?

-Жук – это насекомое. Имеет 3 пары ног. Размеры тела у разных жуков бывают от 2 мм до 30 см и более.

- Жабы – это ночные наземные животные. Они входят в воду, чтобы отложить яйца – икринки, для продолжения рода. Зимуют  в земле. Питаются насекомыми.

 (Cоставление звуковой схемы слова жук)

- Произносим первый звук в слове жук.

-Что это за звук? Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит?

-Твёрдый это звук или мягкий?

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначите звук  [ж]?

- А теперь произносим следующий звук в слове жук. Что это за звук?

- Как выходит воздух при произношении этого звука?

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначите звук [у] ?

и т.д.

- А теперь составим звуковую схему слова жаба.

(Работа проводится аналогично)

- Ещё раз произнесите хором  первый звук в слове жук, а теперь в слове жаба.

- Что это за звук?

- У нас в гостях сегодня всего один звук. Это согласный твёрдый звук  [ж].

- Этот  звук  можно обозначить  заглавной буквой  Ж и строчной буквой ж.

- На «волшебной» картинке  как разукрашена буква?

- Как вы думаете, почему?

-Зачем нужна заглавная буква Ж, а строчная буква ж ?

- Чем заглавная буква отличается от строчной?

- А на что похожа буква ж?

Посмотри – ка : буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Твёр

Слушают учителя, отвечают на вопросы, зарисовывают в тетради звуковые схемы слов. Высказывают свои предположения и мнения.

С помощью учителя обобщают имеющиеся знания о гласных и согласных звуках.

Принимают учебную задачу.

Устные ответы, рассказ, запись в тетради

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником (стр.14 - 15) и СД

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, рассказ. Деятельност

ный метод.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове согласный твёрдый звук  [ж] »

Ужи, стрижи, жук, Женя, вода, мел, лыжи, снежинка, май, жираф, живот, Жора.

- Игра из  электронного учебника «Найди в словах звук [ж]»

- Следующая игра «Буква заблудилась».

- Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её в слово и прочитайте.

лу_а,   _аба,  сне_ок,  лу_ок,  _ало, кру_ок,  _аворонок.

- Какое слово «лишнее»? Почему? (жаворонок – из 4 слогов, а остальные из 2 слогов)

- Из букв этого слова составьте другие слова.

 (жар, вор, ворона, кора, нора, корона, рок)

- С любым из этих слов составьте предложение.            

- Предлагаю потренироваться и напечатать строчную и заглавную букву ж, Ж.  

Показ написания букв Ж ж в электронном учебнике)

-Составим и напечатаем слоги с буквой ж. Буква ж согласная. Какие буквы должны взять, чтобы получились слоги?

- Прочитаем получившиеся слоги. Что вы заметили?

- Когда – то очень давно у твёрдого звука [ж] был «братец» мягкий звук. Но со временем он утратил свою мягкость. И теперь мы произносим этот звук только твёрдо.

- На странице  учебника Ваня показывает буквосоченание.  Прочитайте его. Что вы знаете о произношении и написании этого сочетания.

- Сочетание жи  хоть и звучит твёрдо, но рядом с буквой ж никогда не пишется буква ы, а всегда пишется буква и. Так принято в русском языке. Это правило нужно запомнить.

Сочетание ЖИ пиши с буквой И.

- Давайте прочитаем слова с этим сочетанием и запомним, как оно пишется.

- А вот ещё одна игра называется она «День и ночь».

Как из насекомого получить цветок?

 На доске напечатано слово, прочитайте его. А теперь закройте глаза, откройте, что изменилось. Напечатаем эти слова в тетради.

жук –лук -  лак – мак

Отвечают на вопросы. Слушают объяснения, работают в парах.

 

Учатся находить заданный звук в потоке звучащей речи. Учатся составлять слоги - слияния.

 

Устные ответы, письменное выполнение задания

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Раз шажок,                                                                    Два шажок,                                                  Левый,                                                             Правый сапожок.                                                     Я учу Алёшку                                                     Топать понемножку.

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений

 Работа с учебником (стр. 14) и СД

 Работа в парах.

Объяснение учителя.

Работа  в парах.

Из данных слогов нужно составить как можно больше слов.

( Предлагается несколько карточек со слогами из них нужно составить слова и записать.)

Слоги: у, е, жи, лу, чи, лы, но, ры.

(Слова : ужи, ежи, чижи, лужи, лыжи, ножи, жиры, жилы)

- Ребята, когда вы закончите работу в паре, то возьмитесь за руки и образуйте «домик», это будет сигнал, что работа закончена.

Проверка работы пар.

Чтение слов в столбиках по учебнику. (Самостоятельно)

-Прочитайте слова, которые обозначают один предмет.

- А теперь прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов.

-Как изменятся слова жаворонки и журавли, если будут обозначать один предмет?

Чтение текста «Жук и жаба» цепочкой.

Работа по вопросам.

- Почему жуку пришлось бросить свой домик?

-А почему домик понравился жабе?

- Прочитайте текст «Кто где живёт?»

- Дополните предложение о еже.

Самостоятельно написать  начальную букву слова под каждой картинкой.

Учатся читать слоги и составлять из них слова.

Формируют умения самостоятель-

но работать с электронным пособием.

Письменная работа в тетради

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Учатся позитивно относиться к своему здоровью.

Правильное выполнение движений

 IV. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с учебником (стр. 15),

.

Индивидуальная. Практический, словесный. Частично-поисковый.

Самостоятельное чтение рассказа «Ёжик».  

Чтение текста  вслух детьми, которые хорошо умеют читать                                                          Работа по вопросам.                                              - У кого жил ёжик?                                                     - Что Женя принёс ёжику?                                               - Куда подевался ёжик?                                      - Почему ёжик вылез из коробки?                Подбор рифмы.                                                 (… - мы увидели ежа.                                              … - молока несём ежу.                                           … - не мешают нам ежи.)                                      - Прочитайте предложения данные ниже. Дополните их.

Составляют рассказ по сюжетной картинке.

Учатся применять полученные знания в жизненной ситуации. Формулируют ответы на вопросы, выполняют задания

Упражнение в чтении текстов

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

–Вам понравился урок?

–А что больше всего понравилось?

Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

- Я  положила  каждому на парту кружок, на котором нарисовано лицо. Если вы запомнили все, чем мы занимались на уроке, и вам все было понятно, то нарисуйте улыбку на этом лице. Если что-то вызвало затруднения или было непонятно, то нарисуйте строгое лицо. Если вы плохо поняли тему урока, то нарисуйте унылое лицо.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют итоговый контроль

Устные ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"

Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...

урок обучения грамоте " Звук и буква А"

Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...