Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Дательный падеж имен существительных".
проект по русскому языку (3 класс)

Козлова Наталья Вадимовна

Зачетная курсовая работа- проект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Структура

1.Учебный предмет  русский язык 3 класс

2.УМК В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого «Школа России»    

3.Тема урока: УМК «Школа России»  

 «Дательный падеж», 23 урок в  разделе« Части речи. Имя существительное»

4.Тип урока: изучение нового материала

 5.Задачи урока:

-развитие познавательных логических УУД анализа и синтеза на основе организации практической деятельности  и с опорой на мотивационную сферу и самостоятельного открытия способа определять дательный  падеж существительного по вопросу, предлогу;

- развитие регулятивного УУД через поиск информации в предложенных источниках, на основе осуществления пошагового и итогового контроля результатов,  постановки цели собственной познавательной деятельности  и умение удержать её,  прогнозирования результата  и взаимоконтроля;

-развитие коммуникативных УУД на основе участие в коллективном обсуждении и решении учебной задачи, в выполнении различных ролей в группе, паре; сотрудничество в совместном решении проблемы.

6.Ожидаемые результаты

Предметные:

-умение различать в речи имена существительные в дательном падеже;

-умение задавать вопросы к слову в форме дательного падежа и находить предлоги характерные для данного  падежа;

-умение находить в высказывании второстепенный член, выраженный существительным в форме дательного падежа;

Метапредметные:

познавательные:

- умение грамотно строить речевые высказывания;

-умение извлекать информацию из источника;

-умение выявлять сущность ,особенности объектов;

-умение на основе анализа объектов делать выводы;

-умение обобщать и классифицировать по признакам;

коммуникативные:

- умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

-умение сотрудничать с учителем;

-умение работать в группе, в паре

регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- умение прогнозировать предстоящую работу;

личностные:

-умение высказывать своё мнение, выражать своё эмоциональное отношение в учении;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

7.Оборудование урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2часть, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, проектор, карточки  для  дифференцированной работы и работы в парах, группах и индивидуально,  тетради, листы самооценки и контроля.

8.Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения  темы « Дательный падеж имени существительного»

В области морфологии:

-знают грамматические признаки имен существительных (-роль существительного в речи;-одушевленные и неодушевленные имена сущ.;-собственные и нарицательные имена сущ.; склонение, общее понятие о падежах;)

-умеют в высказывании различать имена существительные в И. п., Р.п., знают особенности  И. п. ,Р.п.

В области фонетики и графики:

-умеют различать звуки и буквы, умеют выделять шипящие согласные звуки на конце слов, являющимися именами существительными;

В области орфографии:

-умеют записывать имена существительные мужского и женского рода в форме единственного числа с шипящим согласным на конце слова(знакомы с орфограммой- «ь знак после шипящих»)

9.План урока (этапы)

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

      1.

Организационный момент (создание благоприятной психологической обстановки)

1 мин.

      2.

Проблемно-мотивационный этап

5 мин.

      3.

Операционно-познавательный этап

25 мин.

      4.

Рефлексивно-оценочный этап

8 мин.

     5.

Итог урока

2 мин.

10.Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.Орг. момент

-Доброе утро, дети! Все  ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к работе.

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные  давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку 5!

Дети проверяют свою готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные УУД (контроль)

Коммуникативные УУД (настрой на учебное сотрудничество)

2.Проблемно-мотивационный этап

-Что вы знаете об имени существительном?

На интерактивной доске:

Падеж

Слово-помощник

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении

И.п.

Есть

Кто?

Что?

-

подлежащее

Р.п.

Нет

Кого?

Чего?

От,

до,

из,

около,

для

второстепенный

Д.п.

Рад

Кому?

Чему?

Опрос учащихся по таблице:

-Что вы знаете о существительном в именительном падеже? В родительном падеже? В дательном падеже?

Почему не удалось полностью заполнить последний ряд таблицы?

-А для чего нам нужны эти знания?

-Петя подписал маме открытку : «Дорогой мами!»-и мама огорчилась. Как вы думаете, почему?

-Чтобы не огорчать своих родных ,мы должны знать все тайны падежей.

-Отвечают на вопросы

Устное заполнение таблицы

Не хватает  знаний о существительных в дательном падеже

-Для того, чтобы правильно говорить и писать  без ошибок

-Петя допустил ошибку в слове «мама»

Познавательные УУД: анализ(умение находить закономерность)

Регулятивные УУД: действия целеполагания.

Компетентностный подход

3. Операционно-познавательный этап

Физкультминутка

4.Рефлексивно-оценочный этап

-Узнаем, какие окончания бывают у существительных в дательном падеже.

-Проверьте свою работу.

Фиксирует ответы учащихся на доске

-Понаблюдаем за вопросами и предлогами у существительных в дательном падеже

-Проверим работу на доске.

Наклоните голову к правому плечу,

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-Назовите имена существительные в дательном падеже, которые встретились в физкультминутке.

Как вы определили, что это существительные в дательном падеже?

Понаблюдаем за ролью в предложении существительных в дательном падеже.

Проверка выполнения задания, фиксирует ответы учащихся на доске.

-Составим добрые советы для гостей и жителей города

Индивидуальное выполнение задания «Открой тайну изменения слов».Читают словосочетания ,дописывают окончания, указывают падеж существительных:

куртка(кого?) лётчик…;

памятник(кому?)

лётчик…

участник (чего?)

ярмарк…;

радовались(чему?)

ярмарк…

Анализируют ответы

Работа в парах:

составляют словосочетания с существительными в дательном падеже, записывая 2 вопроса: смысловой и падежный.

Образец: ходим(где? по чему?)по улице

Подъехали(куда?__)

(Нижний Новгород)

Экскурсия(где?__)

(город)

Подошли (__)___памятник

Спустились(______)

____лестница

Удивились(______)

___(красота)

Анализ ответов.

Дети выполняют физкультминутку.

-Дети называют эти слова.

По вопросам, по предлогам.

Работа в парах по восстановлению деформированных предложений, нахождению грамматической основы.

Несут , огню, к, нижегородцы, Вечному, цветы.

Памятник, Чкалову, у , поставлен , Валерию ,Кремля.

Проверяют работу

Дарите радость(кому?)____

Спешите делать добро(кому?)_____

Будьте благодарны(кому?)_

Любите свой город и дарите счастье(кому?)____

Обсуждают добрые советы в группе, записывают на листке, один человек из каждой группы представляет вывод у доски

Регулятивные УУД

(определение учащимися области своего знания)

Регулятивные УУД

(оценка результативности)

Познавательные УУД

(самостоятельное формулирование задания)

Коммуникативные УУД

(участие в диалоге, отстаивание своей точки зрения, принятие точки зрения другого)

 Познавательные УУД

(сравнение и доказательство)

Коммуникативные УУД

(учебное сотрудничество с учителем)

Познавательные УУД:

определение круга своего знания и своего незнания

Познавательные УУД:синтез

Регулятивные УУД:

сотрудничество

Предметные знания

(орфограмма в имени собственном)

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, распределить обязанности.

5.Итог урока

-Какие тайны открыл для вас дательный падеж?

-Какое задание вам понравилось на уроке?

-Какое задание вызвало затруднение?

-Кто легко справился со всеми заданиями?

-Предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью теста:

1.Имя существительное обозначает…

М-действие предмета

П- предмет

О- признак предмета

2.Дательный падеж отвечает на вопросы…

У- кто? что?

Л- кого? чего?

Я- кому? чему?

3.Предлоги в дательном падеже…

А- о, об

Т- к, по

Р- от, около, без

4.Это существительное стоит в дательном падеже…

О- трава

К- в лесу

Ь- по дорожке

-Молодцы,ребята!

-Ваше домашнее задание:стр.47,упр.85

Составить 3-5 пожеланий родителям, используя существительные в дательном падеже.

Отвечают на вопросы

П- предмет

Я- кому? чему?

Т- к, по

Ь- по дорожке

Регулятивные УУД: осуществление оценки результативности

Личностные УУД: смыслообразование обучения

Самоанализ  урока

№ п\п

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

Реализация компетентностного подхода

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2

4

Развивающая направленность заданий

2

5

Логика построения урока

2

6

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

Характер используемой наглядности

2

9

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2

11

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2

13

Формирование познавательных УУД

2

14

Формирование регулятивных УУД

2

15

Формирование коммуникативных УУД

2

                                              Всего баллов

32

 

Анализ соответствия структурных частей проекта урока                                                        

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3

Литература

1.Бакулина Г.Д. Интеллектуальное развитие младших школьников  на уроках русского языка 2 класс.-Влада,2003

2.Бесова М.Познавательные игры для младших школьников от А до Я.-Ярославль,2004

4.Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» .М.,Просвещение,2011

5.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС под ред. Деменевой Н.Н.Издательство «АРКТИ»,2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»

Конспект урока по русскому языку:« Обобщение  знаний об имени существительном» 2 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных»

Цели педагогической деятельности:создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.Задачи:Образовательная: активизировать способность язы...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...