Урок русского языка во 2 классе "Мягкий знак (ь) на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Кунгаа Роза Адар-ооловна

Тема: Мягкий знак (ь) на конце слова
Цель: показать значение мягкого знака на конце слова, формирование умения писать слова с мягким знаком в конце.

Задачи урока:

1. Образовательные: формировать понятия: буква мягкий знак звука не обозначает, мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак.

2. Коррекционно – развивающие: развитие фонематического восприятия, речевого внимания, уточнение и расширение словарного запаса, тренировка зрительного внимания, памяти и логического мышления.

3. Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратность при выполнении работы, заботливого отношения к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Мягкий знак (ь) на конце слова
Цель:
 показать значение мягкого знака на конце слова, формирование умения писать слова с мягким знаком в конце.

Задачи урока: 

1. Образовательные: формировать понятия: буква мягкий знак звука не обозначает, мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак.

2. Коррекционно – развивающие: развитие фонематического восприятия, речевого внимания, уточнение и расширение словарного запаса, тренировка зрительного внимания, памяти и логического мышления.

3. Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратность при выполнении работы, заботливого отношения к животным.

Оборудование: презентация, карточка слов,  карточки  для индивидуальных заданий, учебник Русский язык  2 класс,  Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова,  2011 г.

Ход урока

Этапы

Название используемого оборудования, программного обеспечения, информацион ных ресурсов

Деятельность учителя

(с указанием действий с оборудованием)

Деятельность учащихся,

 ожидаемые ответы

1

Организа ционный момент

Презентация

к уроку

Слайд 2

- Давайте, поздороваемся с солнцем. Слайд 2

- Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра.

- Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение. И дружно начнём наш урок.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

2

Тема и задачи урока

Презентация

 к уроку

Слайд 3

Презентация

к уроку

Слайд 4

Упражнение на внимание.  Слайд 3

-Ребята, посмотрите, сколько и какие буквы видите.

- А внизу отражение этих букв. Внимательно посмотрите и скажите, совпадает ли отражение каждой букве?

            Мягкий знак – хитрый знак,  Слайд 4

            Не назвать его никак.

            Он не произносится,

            Но в слово часто просится.

- Сегодня мы будем изучать мягкий знак (ь) на конце слова.  

Нам предстоит выполнить задания, чтобы  научиться правильно и аккуратно писать новые слова с мягким знаком.

- Отражение буквы р не совпадает, а получилось ь (мягкий знак)

Презентация

к уроку

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика.

- Прежде чем начать работать в тетради, выполним гимнастику для пальцев. Слайд 5

        Пальчики

Будем пальчики считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно пригибать пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно пригибать пальцы)

Все такие нужные,  (Широко расставить в стороны сразу двух рук)

Крепкие и дружные. (Сжимать и разжимать сразу двух рук)

Пять и ещё пять, (Широко расставить пальцы правой, затем левой руки)

Вместе ровно десять. (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)

Выполняют пальчиковую гимнастику

3

Актуализация опорных знаний

Презентация

к уроку

Слайд 6

Чистописание.

Открываем рабочие тетради. Вспомним правила.

- Запишите число и название дня недели.

    -Угадайте, о какой букве говорится так:

                               Мягкий голос,

                               Мягкий шаг,

                               Это буква … (ь)

  - Сегодня мы повторим правильное написание буквы мягкий знак (ь). Слайд 6

  - Посмотрите, как правильно писать. Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на  середине строки довожу до овала.

- Напишите мягкий знак пальчиком в воздухе, затем на парте.

- Теперь правильно, аккуратно пропишем мягкий знак на строчке.

 – Обведите в кружок самую удачную и красивую букву, написанную вами.

Тетрадочку открою,          И наклонно положу.

Сяду прямо, не согнусь

И за работу возьмусь.  

1.Показ правописание буквы на доске.

2.Выполняют упражнение вместе с учителем.                               3.Все дети прописывают ь в тетради.

4

Работа по теме урока

Презентация

к уроку

Слайды 7-9

1) Дифференциация слов изображённых на картине

- Ребята, скажите, что вы знаете о мягком знаке? Слайд 7

- Мягкий знак звука не обозначает, а  указывает на мягкость предшествующего согласного звука. 

– Посмотрите картинки и прочитайте слова. Слайд 8

– Что обозначает слово “шест”?

– Шест – это длинная палка.

– Что обозначает слово “шесть”?

– Шесть – это цифра и число.

– Сравните слова, сколько букв в слове “шест”? А в слове “шесть”?  Слайд 9

– Почему в слове “шест” меньше букв?

- Прочитайте хором слово шест, как произносится звук [т]?

- Прочитайте хором слово шесть, как произносится звук [т']?

– Какая буква в слове показывает, что согласный [т']  нужно произносить мягко?

Вывод: в слове шест звук [т] звучит твердо, а в слове шесть – звук [т'] звучит мягко.  Мягкий знак  показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко

-Мягкий знак звука не имеет.

-Шест,  шесть

- Шест - 4буквы

- Шесть - 5букв

- Звук [т] произносится  твёрдо.

- Звук [т'] произносится мягко.

-Буква ь показывает, что букву [т'] нужно произносить мягко.

Презентация

к уроку

Слайд 10

 2) Речевая зарядка.  Слайд 10

- Посмотрите, какие хорошие котята. Вы любите  кошек, собачек и других животных?

- Они братья наши меньшие. Их нельзя обижать, а нужно заботиться о них. Посчитайте, сколько котят?

- Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении?

- В каких словах есть на конце мягкий знак?

- Как нужно произносить согласный звук [т'] перед мягким знаком?

- Вместе хором правильно, чётко проговариваем  предложение.

Шесть котят есть хотят.

- Звук [т'] нужно произносить мягко.

Хором проговаривают предложение.

3) Работа с учебником.

а) – Посмотрите на картинки, назовите каждый предмет и чётко повторите последний звук в слове. (с.84)

- Как  произносится конечный согласный в каждом слове?

Лось, сирень, кровать, дверь, руль.

б)  Списывание слов в тетради и подчёркивание мягкий согласный вместе с мягким знаком (ь) двумя чертами.

- Какая буква помогает на письме мягким согласным в конце слова?  

(Проверка выполненной работы)

в) - Читаем правило в учебнике. (с.84)

- Согласный звук  произносится мягко.

- Буква мягкий знак.

5

Физкульт минутка  

Зарядка

Мы устали сидеть!

На зарядку встанем дружно.

Потянемся влево и вправо

Раз, два, три четыре.

Наклоны  влево и вправо

Пять, шесть, семь, восемь.

И вперёд все ровно,

Девять, десять.

Вот и сделали зарядку.

Выполняют упражнения проговаривая

6

Закрепление

Карточки слов

Презентация

 к уроку

Слайд 11

Презентация

 к уроку

Слайд 12

Работа со словами.

1)Прочитайте слова на доске.  

Мел, ел,  ель, хор, мель, угол, ел, хорь, уголь

2) Разделите слова на две группы и запишите в тетради парами по образцу:  мел              мель

Самостоятельная работа  по карточке  для 1-2 группы учащихся:

Зимой … короткий, а … длинная.

 

(Проверка выполненной работы)

- Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

3) Работа с предложениями. (Устно) Слайд 11

- Дополни неполные предложения словами. А слова выбрать из предложенных вариантов.

- Подумайте, какую букву нужно вставить вместо точек.

- Прочитайте неполные предложения:

(Осен… ,  среда, вечер)     … – время года.

(Месяц, неделя, день)  … – время суток.

(Апрел… ,  декабр… ,  июн...)  … – месяц зимы.

- Прочитайте дополненное предложение.

- Хором проговариваем предложение.

Учащихся по одному выходят к доске и делят слова по образцу  

Дети 1-2 группы выполняют дополнительное задание  

Подбирают подходящее слово и букву.

7

Итог

1) - О какой букве мы говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Какую работу выполняет мягкий знак в конце слова?

2) Домашнее задание: 

1-2 группа: упражнение 4 на с.85

3-4 группа: упражнение 3 на с.85

3) Выставление оценки за работу на уроке.

8

Рефлексия

Презентация

к уроку

Слайд 13

- Хорошо работали. Солнышко “улыбается”. Радуется за вас.

- С хорошим настроением, закончим урок.

- Спасибо за работу, ребята.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА УРОКЕ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ,

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

        

Наименование

Назначение

1

Презентация к уроку

Наглядное сопровождение урока

2

Карточка слов

Для письменного задания

4

Карточка с заданием

Для индивидуальной  работы  учащимся 1-2 группы

6

Учебник Русский язык 2 класс,  Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова,  2011 г.

Для выполнения задания по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Урок русского языка по теме "Парные согласные на конце слова"

Данная разработка урока составлена  методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка", способствует развитию УУД учащихся....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Знаки препинания в конце предложения»

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав...

Тренажер к уроку русского языка по теме :"Парные согласные на конце слова"

Тренажер позволяет в увлекательной форме закрепить полученные знания по теме....

Технологическая карта урока русского языка «Предложение и знаки препинания в конце предложения» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Предложение и знаки препинания в конце предложения»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о предложении, закрепление умений оп...