Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"
    план-конспект урока по русскому языку

    Занкина Наталья Евгеньевна

    Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 14.09.18 г.

    Школа: № 95

    Класс: 2-8

    Кабинет: № 203

    Учитель: Сорокина Г.Ю.

    Студент: 43 группы Занкина Наталья

    Методист: Кондратьева И.И.

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тема «Форма слова. Окончание.»

    Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.

    Планируемые результаты

    Предметные: 

    • Уметь выделять окончание.
    • Уметь сравнивать формы одного и того же слова.

    Личностные:

    • Учиться формировать собственное мнение.
    • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
    • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова, 2 класс, 1 часть, презентация, раздаточный материал

    Челябинск, 2018

    Этапы урока.

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный – слово учителя

    1 мин.

    - Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

    Улыбнись! Даже если на сердце темно

    И мешают в дороге ошибки,

    Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

    Разве это не стоит улыбки?

    - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

    Л: самоопределение

    2.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный - беседа

    4 мин.

    - Итак ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущих уроках.

    - Какие слова называют главными в предложении?

    - Какие слова называют неглавными?

    - Почему слова в предложении могут стоять в разном порядке?

    - Давайте мы в этом убедимся. Прочитайте предложение, которые вы видите на экране.

    Мы вчера были в театре

    - Я буду задавать вопросы, а вы будете на него отвечать.

    - Кто вчера был в театре?

    - Когда мы были в театре?

    - Где мы были вчера?

    - Слова поменялись? А что изменилось?

    - Итак ребята, сегодня мы с вами посмотрим какими ещё способом может меняться смысл предложения.

    - Главными словами в предложении называют основу. (подлежащее, сказуемое и тд.)

    - Неглавными словами называют второстепенные члены предложения.

    - С помощью порядка слов уточняется смысл предложения.

    Нет. Изменился порядок слов.

    К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

    3.Постановка

     учебной задачи

    Словесный - беседа

    5 мин.

    - Ребята, перед вами на слайде два предложения. (предложения на сайде)

    (Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса)

    -  Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь записываем эти два предложения.

    - В них разный смысл?

    - Чем они отличаются? Докажите. (подчеркивают главные  слова)

    - В этих предложениях разный порядок слов?

    - Значит с помощью чего смысл изменился?

    - Почему же в предложениях разный смысл?

    - Чем различаются слова в предложениях?

    - Итак, тема нашего урока «Форма слова. Окончание.».

    - Какие цели вы поставите себе на этот урок?

    - Да.

    - Они отличаются главными словами.

    - В этих предложениях одинаковый порядок слов.

    - Они различаются разной формой слов.

    - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.

    Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

    К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

    Р: целеполагание.

    4.Открытие

     нового знания

    Словесный – беседа

    8 мин.

    - Ребята, откройте учебник на странице 23 и найдите две схемы

    1.                                                   2)

    - Давайте рассмотрим схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится?

    - Сравним пары слов кошка-кошку, колбаса-колбасу. Чем эти слова отличаются друг от друга?

    - Правильно, это формы одного слова, но они отличаются окончанием.

    - Какое слово из двух в предложениях является главным – первое или второе?

    - Правильно, ребята. А теперь запишите к себе в тетрадь обе пары слов. Затем подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Которая меняется.

    - Ребята, как вы думаете как называется эта часть слова?  

    - Правильно ребята. Изменяемая часть слова - это его окончание (термин на слайде)

    - Значит формы слова образуется при помощи окончания.

    - Итак, какие два способа изменения смысла предложения мы знаем?

    Высказывают предположения

    - Они отличаются окончанием.

    - Первое

    Кошка-кошку

    Колбаса-колбасу

    - Изменяемая часть слова называется окончанием.

    1. С помощью порядка слов.
    2. С помощью изменения формы слова.

    Физминутка

    2 мин.

    Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

    (видео)

    5.Первичное закрепление во внешней речи

    Практический – работа с учебником

    5 мин.

    - Теперь ребята откройте учебники на странице 24 и рассмотрите рисунок. На этой картинке найдите формочки с песком.

    - Ребята, во всех этих формочках один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную форму.

    - У слов тоже бывают разные формы. Одно и тоже слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса, колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса – нет колбасы. Ем колбасу). Это будут разные формы одного и того же слова колбаса.

    Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический - вставление пропусков

    5 мин.

    - Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание. На это задание у вас есть 3 минуты.

    Измените форму слова ЛИСА

    хвост …

    увидел …

    подкрался к…

    охотился за …

    рассказ о …

    - Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде)

    - Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-».

    - А если совпал поставьте «+».

    - Итак ребята, делаем вывод. Что такое формы слова?/ Как называется изменение формы слова?

    лисы

    лису

    лисе

    лисой

    лисе 

    - Это изменение одного и того же слова.

    Р: коррекция.

    7.Включение в систему знаний

    Словесный – беседа

    Практический – работа с предложениями

    7 мин.

    - Итак ребята, сегодня на уроке вы узнали, что бывают разные формы одного и того же слова.

    - Посмотрите на экран и прочитайте предложения. В них пропущены слова, ваша задача вставить их. Делаем устно.

    1. Роса – утра краса.

    2. Без ….. и трава не растёт.

    3. Земля пьёт воду, а трава ……..

    4. Утром лес …… умывается.

    -Что изменилось в слове РОСА?

    Роса, без росы, росу, росой

    - Верно ребята, вы совершенно правы.

    - А как называется изменение слова роса?

    1. Роса – утра краса.

    2. Без росы и трава не растёт.

    3. Земля пьёт воду, а трава росу.

    4. Утром лес росой умывается.

    - В слове роса изменилось окончание.

    - Изменение формы слова.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

    8.Рефлексия деятельности (по продукту)

    Словесный - беседа

    2 мин.

    - Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

    - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома придумать и записать предложения, соответствующие схемам на странице 23.

    - Давайте повторим, что же такое окончание?

    - А что такое формы слова?

    - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание.

    - Окончание – это изменяемая часть слова.

    - Формы слова – это изменения слова.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    П: структурирование знаний (общеучеб.).

    Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)

    План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...

    Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

    Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

    Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

    конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

    Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...