План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хомподоева

План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.yaz_3kl.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс

Учитель: Хомподоева И.В.

Вид урока: Урок постановки учебной задачи.

Тема: Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?». Работа основы слова

Этап

Де учителя

Де учащихся

Результат

1

 Орг. момент

-Открываем тетради, пишем число.

-Из чего состоят слова?

-Из каких частей состоят слова?

-из букв, звуков.

-из окончания, основы, корня,…

Умение использовать способ выделения в слове окончания.

Умение слушать, задавать вопросы.

2

Ситуация успеха

- А все ли вы знаете о работе этих частей в слове? (о работе окончания и о работе основы)

-Напишите слова ДВОР, ДВОРУ, ДВОРОМ и выделите в них основу и окончания. Покажите на одной модели, из каких двух частей состоят все три изменения?

Проверка с доски:

-Кто хочет показать свою модель на доске?

-все согласны с такой моделью?

-у кого другая модель?

-Как думаете, ДВОР, ДВОРУ, ДВОРОМ – это три разных слова или изменения одного и того же слова?

-Почему вы так считаете?

Да, нет

Самопроверка с доски 

Изменение одного и того же слова 

Умение слушать, задавать вопросы.

Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Постановка УЗ

(разрыв)

-Почему вы решили, что эти слова называют один и тот же предмет?

-Какая часть слова подсказала вам это?

-Какую же работу выполняет основа в слове?

-На что она указывает?

- Как вы поняли, что это разные изменения слова?

-Какая часть слова на это указывает?

Итог: Значит, подходит ваша модель?

-Вы знаете, что у одного и того же слова может быть несколько изменений, которые отличаются друг от друга. Значит, и работа окончаний тоже разная. В чем заключается эта работа, мы разберемся на следующих уроках.

- А сегодня о чем будем говорить?

(А пока попробуем уточнить то, что мы знаем о работе основы)

Основа слова

О чем идет речь, что означает слов

Окончание

Да

ПУЗ: о работе основы слова

3

Решение поставлен-ной задачи

Конкретизация

-Как хотите работать индивидуально, в паре или в группе?

Работа в группах.

Будем работать в группе.

1) -Запишите слова ДВОР, ДВОРНИК  друг под другом. Выделите основу и окончание.

-Обсудите в группе, это изменения одного и того же слова или это разные слова?

-Почему вы решили, что они называют разные предметы?

-Проверяем работу групп.  

-Выделите в этих словах ту часть, которая на это указывает.

-у этих слов основы одинаковые?

- Как можно показать, что у этих слов разные основы и что они называют разные предметы?

Можно ли это сделать так?

ИТОГ:

Мы выяснили, что если у слов основы неодинаковы, то это разные слова, потому что они называют разные предметы.

А всегда ли это так?

2) Запишите слова ДВОР, ДВОРИК.

-Одинаковы ли у них основы? Отметьте это.

-А какие предметы они называют - разные или один и тот же? Покажите это на схеме.

-Может быть это одно и то же слово?

-Отличаются ли эти слова друг от друга по своему значению? Чем именно?

Двор-дворик –это однокоренные слова, но это разные слова, обозначающие двор и маленький дворик, называют они разные предметы

ИТОГ:

Слова с разными основами могут называть один и тот же предмет, но по-разному

Водитель, водяной- выделите основы слова

Запишите пословицу, проверяя орфограмму доски.

-О чем эта пословица?

-Как понимаете смысл?

От какого слова образовалось слово ОРЕШЕК?

Покажите на схеме, что это разные слова, которые называют один и тот же предмет.

Алгоритм работы в группе:

-Выбираем командира

-Разговариваем шепотом,

-Работаем самостоятельно

-Обсуждаем мнения

-приходим к одному ответу.

Разные слова, родственные слова

Дети объясняют значения слов

Выходит группа, вывешивает  на доску и рассказывает

- …. С чем ты не согласен?

-…… (диалог)

-У кого другое мнение?

разные

СХЕМА

СХЕМА

Нет, да

Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение.

Умение слушать, договариваться и работать в группе; задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

5

Итог урока.

-Какой вопрос поставили к началу урока?

-Ответили ли мы на поставленный вопрос?

-Удалась ли работа в группе? Давайте послушаем наших командиров.

Основа слова

да

Умение проводить  самооценку на основе критериев соблюдения норм взаимодействия.

Рефлексия

- Давайте оценим свою работу. Для этого выберите фразу, и закончите её

Хочу себя похвалить  ….

Хочу поблагодарить …

Хочу себе посоветовать…

Я сегодня узнал(а)….

Я сегодня понял(а)….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание», УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выд...