Тема урока: "Правописание гласных на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ловпаче Сусанна Байзетовна

Цель урока:

Формирование навыка правописания гласных на конце наречий.

Задачи:

образовательные:

·         Уточнение представления детей о наречии;

·         Знакомство с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;

·         Усвоение правила написания букв О А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-;

·         Формирование орфографической зоркости.

развивающие:

·     Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы.

воспитательные:

·         Воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки, компьютер, экран, мультимедийная презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka-po-teme-glasnye-na-kontse-narechiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

"Правописание гласных на конце наречий"

Цель урока:

Формирование навыка правописания гласных на конце наречий.

Задачи:

образовательные: 

  • Уточнение представления детей о наречии;
  • Знакомство с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;
  • Усвоение правила написания букв О А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-;
  • Формирование орфографической зоркости.

развивающие: 

  • Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы.

воспитательные: 

  • Воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. Орг.момент

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и писать. Слайд 2

Дети готовятся к уроку.

  1. 2.Актуализация опорных знаний

1. Словарная работа. Работа с карточками. Из трёх слов выбрать слово, в котором имеется данная орфограмма. Слайд 3

Удвоенная согласная НН

Оди_адцать две_адцать три_адцать

Удвоенная согласная ЛЛ Слайд 4

Га_ерея э_ектричество ко_ектив

Непроверяемая безударная гласная Е в корне слова Слайд 5

Д_алог б_седа ин_ц_атива

Непроверяемая безударная гласная А в корне слова Слайд 6

_ттенок _ктивный _рнамент

Проверяемая парная согласная Ш в корне слова Слайд 7

Экипа_ пейза_ фини_

2. Обобщение знаний.  Слайд 8

- Какую большую тему изучаем?

Сегодня мы раскроем ещё один секрет блока "Правописание".

Повторим некоторые сведения, которые понадобятся для изучения новой темы.

- Что такое наречие? Слайд 9

- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограмму в суффиксе. Слайд 10

Быстрый -

Тихий -

Горячий -

Певучий -

Правый -

- Как образовались эти наречия?

- С помощью, каких суффиксов образуются наречия?

У наречий много секретов, но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок при письме.

Дети на листочках пишут только правильные ответы:

Одиннадцать

Коллектив

Беседа

Активный

Финиш

- « Наречие»

- Наречие - неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? обозначает признак действия, признак признака.

быстро (безударная гласная О в суффиксе)

тихо (безударная гласная О в суффиксе)

горячо (ударная гласная О после шипящей Ч в суффиксе)

певуче (безударная гласная О после шипящей Ч в суффиксе)

справа, направо, вправо

- Наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

- Многие наречия образуются от прилагательных с помощью суффиксов -О, -Е.

3. Изучение нового материала.

На экране: слева, докрасна, затемно, издавна, начисто, вправо.  Слайд 11

- Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи относятся эти слова?

- Подумайте, пожалуйста, на какие 2 группы можно разделить эти наречия? Запишите в тетради.

Слайд 12

- Объясните своё решение.

- Выделите эти суффиксы в словах.

- Выделите приставки в каждой группе. Что вы заметили?

Слайд 13

- Сформулируйте правило написания суффиксов наречий

Слайд 14

-а                         -о
с-                         за-
до-                       на-
из- (ис-)               в-

- Есть два "волшебных" слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется на конце А.

- Обратите внимание, что в данном случае наречие ведёт себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуй подставлять вместо наречий проверочное существительное

(например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии:

С -ЛЕВ - А

НА - ЛЕВ - О

С ОКН - А

НА ОКН - О

Карточка самоконтроля.

Упражнение 1 учебника стр.62. Вставь суффиксы -а или -о . Подчеркни исключения .

- Это наречия

слева

вправо

издавна

начисто

докрасна

затемно

- У одних наречий на конце суффикс , а у других – суффикс .

(Дети в тетрадях выделяют суффиксы)

- Наречия с суффиксом  имеют приставки: с-, до-, из-(ис-).
– Наречия с суффиксом
 имеют приставки: за-, на-, в-.

- В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Влево, налево, слева, справа, направо, вправо, досыта. насухо, досуха, запросто, слегка, снова, запросто, изредка, сначала, накрепко, затемно, дословно ,задолго , заново, засветло, дочиста, издавна, наглухо .

4.Физминутка

Слайд 15

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Откройте учебник на стр.62. Прочитайте задание к упражнению 2. Это упражнение вы делаете самостоятельно. При выполнении помните о правописании суффиксов  и  на конце наречий. Выполняйте задание.

- Один ученик выполняет задание у доски (выписывает только слова, в которых пропущена орфограмма и доказывает правильность своего выбора), а остальные выполняют упражнение в тетрадях. 

Проверка: ученик у доски показывает выполнение задания, остальные – проверяют и сравнивают свои работы с его.

6. Творческая работа.

- Прочитать отрывок из стихотворения "Точный адрес". Слайд 16

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

- Выписать наречия, объяснить орфограммы.

- Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-

7.Итог урока

- Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового? 

- От чего зависит написание букв О и А на конце наречий?

- Какие трудности были сегодня на уроке?

- Чему научились?

Молодцы ребята! Слайд 17

8. Домашнее задание

Слайд 18.

учебник упр. 2 стр. 64

На этом урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

Урок русского языка в 4 классе ( "Начальная школа 21 века"). Тема: «Правописание гласных на конце наречий»

План-конспекут урока русского языка в 4 классе (программа "Начальная школа 21 века") может быть полезен опытным учителям и молодым педагогам. Тема урока - "Правописание гласных на конце наречий". Урок...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Иванова С.В. комплекта учебно-методических пособий "Начальная школа 21 века"...