Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 3класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами);
- способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Русский язык 3 класс              

Тема:

Фразеологизмы

Цели:

- создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами);
- способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

УУД:

Предметные результаты:

научатся находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи,
писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, работать со словарями.

Метапредметные результаты:

овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные результаты:

смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка.

Тип урока:

Урок изучения нового.

Оборудование:

Учебник «Русский язык»: 3 класс, часть I, под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, презентация, карточки с заданиями, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент
                                        
Прозвенел уже звонок,
                                        Начинается урок
                                        Прежде, чем за парты сесть,
                                        Посмотрите, всё ли есть?

II. Минутка чистописания.

        - Отгадайте загадку:
                                        Тает снежок,
                                        Ожил лужок,
                                        День прибывает.
                                        Когда это бывает?                                (Весной)

        - Назовите первый звук в этом слове?
        - Какой буквой обозначается этот звук?
        - Пропишите букву в.

         

III. Постановка проблемной ситуации.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А предложения? (из слов)
- Какое значение может быть у слова? (прямое и переносное).

- Закончите предложение:

                                        Дружнее этих двух ребят
                                        На свете не найдёшь.
                                        О них обычно говорят
                                        Водой … (не разольёшь).

- Как вы думаете, почему автор считает, что таких ребят редко можно найти на свете? (очень дружные, не ссорятся никогда).

- А какие слова это подтверждают? («водой не разольёшь»).

- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать выражение «водой не разольёшь» (фразеологизм).

- Значит, какая тема нашего урока? (фразеологизмы)

IV. Изучение нового материала.

        Игра «Слова заблудились» (слайд)

- Говорят ли так? Попробуйте исправить. Запишите в тетрадь правильные сочетания.

                                                Ползёт как рыба.
                                                Трещат, как черепаха.
                                                Молчит, как сороки.

- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? Почему? (нельзя, теряется смысл)

        Слово «фразеологизм» состоит из двух частей:

«фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение», «логос» - «слово, понятие».

Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.

- Зачем же существуют в языке такие странные сочетания слов? (чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее).

V. Физкультминутка:                        А теперь, ребята, встали,
                                                Ручки дружно вверх подняли,
                                                Наши пальчики размяли,
                                                А потом опять их сжали.
                                                Кулачками повращали,
                                                Головою покачали

                                                И ногами постучали.
                                                Отдохнули! Помолчали!
                                                И опять работать стали!

VI. Работа по учебнику.

1. - Откройте учебник на странице 49, найдите упражнение 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
- Кого  называют словом «тапир»? (животное, живущее в жарких странах)

- Что означает выражение «повесил нос»? (расстроился). Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами.

Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Что же поможет нам понять, что означают эти выражения? (фразеологические словари)

- Откройте словарь на странице 157-158. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.

2.  Выполните упражнение 84 на странице 49 с помощью словаря.

VII. Закрепление материала. (слайд)

1. Соотнесите фразеологизм и объясните его значение.

- О ком так говорят:

Живут как кошка с собакой.                                Отсутствие музыкального слуха.

Медведь на ухо наступил.                                        Бесплатно, без билета.

Как кот наплакал.                                                Много работать, быть занятым.

Делать из мухи слона.                                        Быть невнимательным.

Крутиться как белка в колесе.                                Не дружно, постоянно ссорятся.

Ворон считать.                                                Сильно преувеличивать.

Ехать зайцем.                                                        Очень мало, почти ничего.

2. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение 87 на странице 50. Найдите устойчивые словосочетания, выпишите в тетрадь. Проверьте написанное с помощью интерактивной доски.

3. Групповая работа.

- Найдите фразеологизмы,  объясните их значение (слайд).

                                        Глеб у доски повесил нос,
                                        Краснеет до корней волос.

                                        Он в этот час как говорится
                                        Готов сквозь землю провалиться.
                                        О чём же думал он вчера?

                                        Когда баклуши бил с утра?

- Почему же Глеб чувствовал себя неловко? (не выполнил домашнее задание)

- Что бы вы посоветовали Глебу?

4. Тест. (слайд)

-        1. О каком человеке можно сказать так:

                Он звёзд с неба не хватает:

                                - способный

                                - не очень способный

                У него денег куры не клюют:

                                - богатый

                                - бедный

                Он водит всех за нос:

                                - показывает людям дорогу

                                - обманывает людей

                У него зимой снега не выпросишь:

                                - щедрый

                                - жадный

VIII. Итог урока.

- С каким понятием мы познакомились?

- Что такое фразеологизмы?

- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?

- Какие фразеологизмы вам запомнились?

IX. Рефлексия.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Покажите цветом:

        - красный — доволен собой;

        - зелёный — испытывал затруднения;

        - синий — было трудно.

X. Домашнее задание.

                страница 50, упражнение 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....