урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Харламова Ираида Михайловна

Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Автор

Харламова Ираида Михайловна

  1. Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Туранская школа

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

3

  1. Название материала

Технологическая карта

  1. Вид ресурса

Разработка учебного занятия

  1. УМК

Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

  1. Название темы

Урок по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

  1. Цели, задачи урока

Цель: : познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательная:  познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать  внимание  и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения,  уважение к  мнению друг  друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

  1. Тип урока

Урок открытия знаний

  1. Планируемые результаты

Применяют орфографические правила;

Контролируют свои действия, проверяют написанное

  1. Личностные результаты

Расширяют познавательные интересы, учебную мотивацию; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный опыт с предложенным вариантом; обнаруживают умения преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, достигают положительных результатов труда

  1. Универсальные учебные действия

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его; соблюдают грамматические и орфографические нормы письменной речи

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Учебник С.В.Иванов и др.  Русский язык ,  3 класс, часть 1, Рабочая тетрадь № 1 «Пишем грамотно»,  опорные карточки к правилам, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, слова-карточки для организации групповой работы

Ход урока

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

В перемену отдыхали,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня мы с вами – исследователи.

- Кто такие исследователи?

- Чем они занимаются?

- Мы с вами тоже проведём исследование, которое поможет открыть ещё один секрет русского языка.

- Какими качествами должен обладать учёный-исследователь?

Я, как участник  исследований,  буду вашим координатором.

Проверяют готовность к уроку.

- Это учёные.

- Исследуют, изучают различные явления, предметы.

- Он должен быть внимательным, наблюдательным, ответственным.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Чистописание 

- Первый этап исследований:

Послушайте меня внимательно.

     Тетрадь наклонно положу.

      Ручку правильно держу.

      За посадкою слежу.

      С чистотою я дружу,

      На «отлично» напишу.

    - Группа, каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?

- Назовите их. (карточки вывешиваются на доску).

- Охарактеризуйте эти звуки.  (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

 - Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.   Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,) На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.  

- Отразите свои наблюдения в Карте исследования.     (ученическая тетрадь)

2.  Словарная работа (работа с карточками):

- Переходим ко второму этапу исследований.

       К..ньки, д…кабрь, п…льто, в…скр…сенье, щ…вель,  к…мпьютер.

-Вставить пропущенные буквы.

3.Взаимопроверка

4. Составление опорной схемы

- Что объединяет эти слова?

- Какую работу выполняет Ь в этих словах?

(по ходу работы выставляется опорная схема

                      Ь

     

показатель          разделительный

мягкости

- Шипящие согласные звуки

- [ч’] [щ’] [ш] [ж])

- дают характеристику звуков . 

- записывают число, классная работа, слоги и сочетания с данными буквами.  

Работают индивидуально с карточками

Меняются карточками, оценивают

- Слова с безударной гласной, непроверяемой (словарные слова);

Наличие Ь знака;

Имена существительные.

- Ь – показатель мягкости

- Ь - разделительный

3. Игровая пауза

-  Пока играет музыка, вы должны определить коллег для дальнейшей работы. 1 группа: у кого слова с Ь-показатель мягкости, 2 группа – Ь разделительный

Дети под музыку рассаживаются в группы по работе Ь в словах, которые получили на перемене.

4. Постановка учебной задачи

Создаёт проблемную ситуацию. Работа в группах. 

- Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

- Продолжаем исследования.

Прочитайте слова: Вьюга, ельник, варенье, речь, пень   

- Что объединяет эти  слова?

- Выберите из них слова «Своей группы»

 - Какое слово не взяла ни одна из групп?

 - Для чего в нём пишется Ь?

-  На какой звук оканчивается слово?   

- Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.

- Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]?

  Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё   понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

*   Спокойствие – тишь.

*    Ребята – молодежь.

*    Поддержка – помощь.

 С данными словами проводится аналогичная работа.

         Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

- Кто уже может определить объект наших исследований?

- Какую цель мы должны   перед собой поставить?

- Во всех словах есть Ь.

В группах выполняют классификацию

- Мы не использовали  слова «речь».

Дети дают свои варианты ответов.

- Мягкий, непарный 

- Да

-Нет

- Объект наших исследований-Ь.

- Узнать, какую ещё работу  выполняет Ь?

5. Построение проекта выхода из затруднений

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. 

1. Наблюдение:

-Учёные-филологи предложили нам для исследования группу слов (карточки со словами в конвертах)

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

- Прочитайте слова.

- Что их объединяет?

- По какому признаку можно разделить эти слова на группы?

2. Работа в группах

1  группа делают разделение  по наличию Ь.

2  группа  делают разделение по роду.

Результат исследования фиксируете в Карте исследования.

3.Подведение итогов работы.

.

- Что интересного заметили?

4.Вывод

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак?

(по ходу работы выставляется опорная схема

сущ. ж.р.        Ь   после   ш, щ, ж, ч)

- Обратимся к учебнику 

и сравним наш вывод с выводом учёных – филологов

- Давайте вспомним, какую цель исследования   мы перед собой поставили.

5. Работа с опорной схемой:

- Дополним наши наблюдения :

                                                Ь

показатель                    раздели-                     показатель   мягкости                       тельный                       сущ. Ж.р.

- Это им. сущ.ед.ч.

- Шипящий звук на конце

- По наличию Ь.

- По роду.

 работают в группах, пишут в тетрадях. По 1 человеку в группах работают на планшетах для демонстрации результатов работы.

Группы выставляют планшеты с выполненным заданием.

- Делили по разным признакам. А результат одинаковый.

- Если это имя существительное женского рода ед.ч.

Читают вывод в учебнике.

-Какую ещё работу выполняет Ь?

-  Ь указывает на грамматический признак – род  имён сущ.

6. Первичное закрепление-

1. Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова в два столбика в зависимости от наличия Ь

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  2. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  3. Без него не откроешь замок (Ключ)
  4. Его надевают в дождь  (Плащ)
  5. Маленький ребёнок  (Малыш)
  6. Добыча охотника. (Дичь)
  7. Середина ночи. (Полночь)
  8. Мелкие деньги. (Мелочь)
  9.  Горчица оставляет во рту …. (Горечь)
  10.  Морской, речной бывает он  (Пляж)
  1.  Выборочное списывание. Фронтальная работа. Учебник упр.2 стр. 171.

3.Составление алгоритма действий

- Чтобы наши исследования были полезны составим алгоритм действий (по ходу рассуждений схема дополняется)

Алгоритм рассуждений

- С чего начинаются рассуждения?

        Есть на конце слова шипящий

                       звук?

да                                          нет  

 

существит.                 Не пишу Ь                                      

Ж.р.?

Да                                         нет

Пишу Ь знак            Не пишу Ь   

По мере появления затруднений обращаются к консультантам.

При объяснении пользуются правилом учебника

- Есть ли на конце слова шипящий звук?

- Если «нет» - Ь не пишем, если «да», то определяем род

- Если м.р. - Ь не пишем, если ж.р.,  то Ь пишем.

7. Применение новых знаний

1. Работа в  паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание с новой орфограммой.  Допишите, если необходимо, мягкий знак. Не забывайте про алгоритм!  В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.

Карточка.

ночь                        чиж                              манеж                      морж

пейзаж                   экипаж                         ландыш                    дич

ключ                       реч                               рож                           мелоч

помощ                    чертёж                         гараж                        москвич  

полночь                  королевич                   нож                            марш  

дрожь                      камыш                         вещ                            тиш  

 Проверка   работы в парах.

  - Как выполняли работу?

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

2. Самостоятельная работа

Учебник , с.172, упр.3

Выполнение задания в паре.

По мере появления затруднений обращаются к консультантам.

Дети объясняют последовательность выполнения работы.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Определяют уровень самостоятельности при выполнении работы.

8. Рефлексия

Организует проверку усвоения материала

- А закончим мы наше исследование составив общий вывод.

Сочинение синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 

- составление синквейна

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

9. Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Учебник – правило, с.171, упр.4    или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору). По возможности пройти онлайн-тест и принести распечатку результата. Ссылка на тест: https://banktestov.ru/test/?id=46179   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Урок русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Представлена технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по УМК «Гармония». В качестве дополнительного методического пособия конспект может быть использован учителями, работающими по...