урок русского языка 4 класс Повелительное наклонение глагола
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Харламова Ираида Михайловна

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка). УМК "Начальная школа 21 века" . Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povelitelnoe_naklonenie_4_kl_urok_77.rar660.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку в 4 классе по теме

«Повелительное наклонение глагола»

     Цели урока: 

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности о значении, образовании и правописании глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонение глагола;
  • содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления,  
  • способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности, взаимоуважения, интереса к  предмету, любознательности.

УУД

  • Познавательные УУД: умение применять полученные знания.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формировать цели на уроке с помощью учителя: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение высказывать свое мнение, слушать ответы других.
  • Личностные УУД: развивать внимание, память, дружелюбие, толерантность, самостоятельность.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (урок-сказка)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание эмоционального фона.
  2. Беседа о глаголе и его морфологических признаках.

Вспомните, какая часть речи так говорит о себе:

 – Люблю действовать. Не люблю предлоги и известную всем частицу. А всем ребятам желает, чтобы русский   на "пятерку" знали на письме и в разговоре ее употребляли.

-  Сегодня мы с вами  продолжим  исследовать глагол как часть речи.  Вы уже  многое знаете о морфологических признаках глагола.  Давайте вспомним.

  1. Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 
  1. Глагол –это…
  2. Начальная форма глагола …неопределенная
  3. Начальная форма имеет суффиксы…-ти, -ть,чь.
  4. Суффикс –л-  - показатель …прошедшего  времени.
  5. Глаголы изменяются по …лицам и числам.
  6. Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.
  7. Назовите виды глагола…..совершенный и несовершенный.
  8. Глагол может употребляться в форме каких наклонений?

Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола. В этом нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Каждая группа заполняет схему по ходу урока.   Итак, сказка.

  1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

СЛАЙД

- С какой частью речи мы сегодня работаем? Заполните верхний прямоугольник.

В  некотором царстве, в некотором государстве правил могучий  король Глагол  и  было у него 3 сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

- Как звали 1 сына короля Глагола?  Запишите глаголы этой формы  

Брат Тимоня средним был.

Тот  командовать любил.

Только слышно от него:

То возьми! Подай того!

- Как звали 2 сына короля Глагола?  Запишите глаголы этой формы  

Меньший брат Иваном звался.

Он во все дела совался.

То зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

- Как звали 3 сына короля Глагола?  Запишите глаголы этой формы  

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Как назывался каждый город

Город,  которым правил старший (средний, младший) брат, назывался …

– Почему вы так думаете?

Однажды Глагол  решил посмотреть, как сыновья правят своими городами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом по улицам города Изъявительное наклонение.

Нас встречают жители города. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения? Заполнить схему.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам. 

А теперь мы попадаем в город Условного наклонения. Его жителей интересует, знаете ли вы, какое действие они обозначают? А как они образуются и пишутся? (заполнение схемы), (обозначают действие, которое возможно при определенных условиях, образуются от глаголов прошедшего времени и частицы бы (б), пишутся с частицей раздельно)

 

 IV.   Формулирование темы и целей урока

И наконец, мы попали  во владения третьего брата, в город Повелительного наклонения. знаете ли вы, какое действие они обозначают? А как они образуются и пишутся? ( обозначают совет, просьбу, приказ, образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса –и- или без него)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Жители города приготовили и для вас задания. Они просят вас выписать глаголы повелительного наклонения

КАРТОЧКА

Отвечай, ответил бы, отвечаю, пусть отвечает, иду, шел бы, иди, пускай идут.

Проверка. Какие глаголы заставили вас сомневаться? Почему?

 Определите тему урока.

- Назовите, какие цели вы поставите перед собой?

V.  Изучение нового материала

  1. Можно ли формы пусть отвечает, пускай идут считать формами повелительного        наклонения?

     Выражают ли они значение  пожелания?

   При помощи  какого слова  образуется форма повелительного наклонения? Пусть, пускай – это частицы. Глаголы какого   лица  и числа употребляются с частицей пусть, пускай.

(пусть, пускай +глаголы  3лица ед. и мн. числа) дети сами делают вывод.

  1. Работа по учебнику

       Чтение вывода по учебнику.

        Упражнение 1 ( с комментированием) записываем

 Спи, закрывай- основа совпадает с основой наст. времени,  при помощи суф. И

Пусть приснится – частица пусть

 

  Физкультминутка:

 Час настал для отдыха

 Встали вместе, встали дружно

Все мы на зарядку.

Я буду называть глаголы, а вы

- если услышите глагол в форме изъявительного наклонения – вытянитесь к солнцу

- в форме условного – прыгаете

- в форме повелительного наклонения – наклоняетесь вниз

 Бегут, торопятся ручьи( тянутся)

Я решил бы, если б не устал( прыгают)

Садись напротив меня( наклоны  вниз)

Люблю тебя, Петра творенье( тянутся)

Если бы вы протянули руку, то заметили бы( прыгают)

Появляется травка( тянутся)

Потянитесь к солнцу ( вниз)

3. Работа над правилом образования формы повелительного наклонения

  Какие глаголы в форме повелительного наклонения вы услышали?        

Что выражают глаголы в форме повелительного наклонения? ( совет, просьбу, приказ)

Когда их употребляют обращаются к кому- то.

Как вы думаете, есть ли разница в употреблении форм пиши, учись, пусть пишет, пускай учится? К кому обращаются, когда употребляют глаголы пиши , учись? Пускай пишет, пускай учится?

Пиши, учись – глаголы 2 лица, пусть пишет, пускай учится  - обращение к 3 лицу.

 Чтение вывода по учебнику

VI. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА

  1. Самостоятельная работа

  Упражнение 2 – слабые ( 3 предложения)  - проверка вслух

По карточкам – сильные   - сама проверяю

        

карточка

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

2. Фронтальная работа

Прочитайте предложения и исправьте ошибки, употребляя нужную форму глаголов.

       1. Серёжа, вытащь мне игрушку. ( вытащи)

       2. Работу закончь вовремя. ( закончи)

       3.  Не ехай по этой дороге.  (не езди )

       4. Едь по этой дороге. ( поезжай)

3.   Сказка :      Жили братья, не тужили,  да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.

Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

в) игра-сценка «Три брата» 

 - Определите, кому принадлежат слова. Докажите свой выбор

Епифан: Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..

Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,

Снаряжайся! В царстве  враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

 

Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

 Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..

-Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?

- Почему?

-А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным,  условным, повелительным.

VII.  Итог урока

1.  Обобщение знаний о глаголе повелительного наклонения ( работа в группе, заполнение кластера)

        

                                             . содержит просьбу, приказ, совет

        . образуется от основы настоящего ( будущего)

Повелительное наклонение                времени при помощи суффикса и

                                                               

                                                                . при помощи частиц пусть, пускай + глагол 3 л.

                          . изменяются по числам

2. Тестовые задания ( слайд)  - собираю. проверяю

1. Укажите глагол повелительного наклонения

       А) отдохните

        Б) помогаешь

        В) думал

        Г) сделал бы

2. Укажите глагол повелительного наклонения

А) улыбается

Б) соберётся

В) отправься

3. Укажите глагол повелительного наклонения

А) тишь

Б) брешь

В) режь

4.  Укажите глагол повелительного наклонения

1. Не смейте забывать учителей

2.Ведь лучшее всё  в нас от их усилий.

3. Учителями славится вся Россия.

        А) 1

        Б) 2

        В) 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Наклонение глагола"

данная разработка подходит для 4 класса начальной школы по программе "начальная школа 21 века", а так же может использоваться в 5 классе....

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Презентация 4 класс русский язык "Суффиксы повелительного наклонения глагола"

Презентация составлена к уроку русского языка в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа", учебник  М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова 3 часть....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...