Открытый урок по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Хаак-оол Кежикмаа Константиновна

Аннотация

к уроку русский язык по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока -  урок изучение новых  знаний.

Данный урок разработан с использованием ЭОР с различной формой предъявления информации (анимация, иллюстрация, интерактив), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом.  Использование ЭОР делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно.

Кроме традиционных заданий и упражнений урок содержит творческое задание по составлению синквейна, каждый ученик составляет синквейн со словом «зима».

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку  3 класс

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели урока: формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, распознавать части речи, определять изученные орфограммы, работать со словарем, развивать творческое мышление, воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи,  различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, работать со словарем.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, герои сказок Мудрая Сова, Ученый Кот, конверты с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

р\т  с 7 — 9   упр  9,  12

- Назовите знакомые части речи.

- Что такое имя существительное?

III. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец – то ты пришла

К нам волшебница……( ЗИМА)

- Назовите зимние месяцы.

- Какой по счету месяц январь?

- Записать  заглавную и строчную буквы - Зз

- К слову ЗИМА  подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень.

IV. Словарная работа.

- Наши уроки не обходятся без словарной работы. Снеговик принес нам много зимних слов.

З..МА, ИН..Й, СЕВ..Р, К..ТОК, М..РОЗ,УЛ..ЦА, СВ..РКАЕТ,  К..НЬКИ.

- Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь.

- Найдите лишнее слово.

- Что вы знаете об имени существительном.

V. Самоопределение  к деятельности.

Работа в парах по вариантам.

- Найдите лишнее слово

1) ручей, ребенок, гроза, книга

2) сова, ученица, конь, пень

3) собака, туман, город, пенал

- Сформулируйте тему урока. ( Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

VI. Работа над темой урока.

- Сегодня к нам на урок пришли гости Мудрая Сова и Ученый Кот. Обратите внимание, какой у героев в жизни девиз: « Хочу все знать!»

- А, вы ребята, хотите знать как можно больше и уметь как можно больше?

- Молодцы!

Сначала  знаний все, что знаем об имени существительном.

-Ребята, скажем хором Одушевленные. Одушевленные имена существительные обозначают предметы, относящиеся к живой природе, отвечают на вопрос КТО? Приведите примеры. Что можем сказать об неодушевленных именах существительных?

Открыли учебники стр

Алгоритм

Видео.

Мудрая Сова  и  Ученый  Кот    принесли вам задания.

1.Задание Ученого Кота

- Составьте синквейн к слову зима

Первый вариант
1) существительное по теме: зима.
2) прилагательные: холодная, морозная.
3) глаголы: морозит, засыпает, сковывает.
4) фраза: Она покрывает всё снегом.
5) последнее существительное: мороз.
Второй вариант
1) зима.
2) лютая, студёная.
3) пришла, студит, сверкает.
4) Всем нужно тепло одеваться.
5) холод.

2. Задание Мудрой Совы

Работа с карточками.

VII. Физкультминутка

Пора немного отдохнуть.

Если я назову одушевленное имя существительное, выполняем прыжки на месте.

Если неодушевленное имя существительное – приседаем.

Если назову другую часть речи – летаем.

Озеро,  мышь, баянист,  книга,   летать,  праздник,  веселый,  кукушка,  музыка,  восемнадцать,   заяц,  дорога,  воробей, окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка,  морж, льдина, тюлень.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в тетрадях

Задание от Ученого Кота

Пальчиковая гимнастика.

 с 12  упр  15  ( Взаимопроверка)

Работа  с карточками,

А теперь  предлагается вам следующее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего  урока.

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? Сверху пишем букву О (одушевленные предметы), если слова отвечает на вопрос  что? Запишите букву Н (неодушевленные предметы) .

Упр 18 стр 13

IX. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что получалось, что вызвало трудности? Отразите это в листе самооценки. Положите  свой листок в тетрадь.

- Что обозначают одушевленные имена существительные?

- Что обозначают неодушевленные имена существительные?

- Оцените свою работу?

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

X. Подведение итогов урока.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос Кто? Что?

Выставление оценок.

Д/з.  Составить и записать два предложения с одушевленными именами существительными и неодушевленными.

- Мудрая Сова и Ученый Кот благодарят вас за работу.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeg

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Слайд 3

Минутка чистописания.

Слайд 5

Словарная работа.

Слайд 6

это - ____________________________ Обозначает ______________________ Отвечает на вопросы _________? _______?

Слайд 7

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 8

Ручей, ребенок, гроза, книга Сова, ученица, конь, пенал Собака, туман, город, пенал

Слайд 9

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Слайд 11

Хочу все знать !

Слайд 12

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 13

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ Одушевлённые КТО? ДЕВОЧКА КОШКА ЗМЕЯ БАБОЧКА

Слайд 14

Цветы Дом Компьютер Солнце, тучи Неодушевлённые

Слайд 15

Алгоритм: Нахожу имя существительное Ставлю в начальную форму Кто? Что? Обозначает … Одушевлённое, неодушевлённое

Слайд 16

Стр. 12 Упр 15

Слайд 17

Оцени: «5» - без ошибок «4» – 1, 2 ошибки «3» – 3 ошибки

Слайд 18

Молодцы!

Слайд 19

Д. з.: №18 стр.13 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Урок на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс программа Бунеева

Открытый урок проведенный на региональном конкурсе молодых учителей "Новый учитель- новой школе" г. Новокубанск Краснодарский край Интересный изапоминающийся,который был проведен на незнакомом классе,...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Открытый урок по теме:Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Конспект урока предназначен для урока русского языка во 2 классе. Цель урока: открыть новые знания имена существительные обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, ...