Конспект урока по русск.яз. 4 класс Тема: «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола»
план-конспект урока по русскому языку

Галеева Жанна Жамилевна

Тема: «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  06.04.18г.                                                                                                                      ФИО учителя: Маркина С.В.

Школа: № 95                                                                                                                              ФИ студента: Галеева Ж.

Класс: 4-5                                                                                                                              ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет:  305

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола»

Цели деятельности учителя: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться находить глаголы 2-го лица мн.ч. и глаголы повелительного наклонения в текста;
  • научиться их различать.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • носить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Тип урока: обще-методологической направленности.

Оборудование: учебник русского языка УМК  «Перспективная начальная школа» 4 класс ч.3, презентация,  карточки с заданиями.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный;

Прием: беседа

1 мин.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением!

- Меня зовут Жанна Жамилевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. 

- Встаньте ровно, настройтесь на получение интересных знаний и радостного настроения! Я обещаю, что этот урок будет необыкновенно познавателен и запомнится вам надолго. Садитесь. 

«Здравствуйте!»

Слушают учителя.

Р.: целеполагание .

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный; практический

Прием: тест.

5 мин.

-Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Возьмите карточку №1. Сейчас вам необходимо будет пройти тест в парах, после которого по цепочке мы начнем проверять. Верный ответ обведите кружочком.

Глагол – это:

  • часть слова;
  • часть речи.

Глагол обозначает:

  • признак предмета;
  • действие предмета.

Глагол изменяется в настоящем и будущем временах:

  • по лицам и числам;
  • по числам и родам.

В предложение глагол является:

  • подлежащим;
  • сказуемым.

Суффикс – это:

  • часть слова;
  • часть речи.

Суффиксы пишутся:

  • после корня;
  • перед корнем.

Суффиксы нужны:

  • для образования новых слов;
  • для связи слов в предложении.

- Начинаем проверять с первой пары, по цепочке. Кто не согласен с ответом пары, поднимите руку.

- Кто теперь по этому тесту составит текст о глаголе и суффиксе, а затем сможет его рассказать?

 Выполняют указания учителя.

Выполняют тест в парах.

Глагол – это:

  • часть слова;
  • часть речи.

Глагол обозначает:

  • признак предмета;
  • действие предмета.

Глагол изменяется в настоящем и будущем временах:

  • по лицам и числам;
  • по числам и родам.

В предложение глагол является:

  • подлежащим;
  • сказуемым.

Суффикс – это:

  • часть слова;
  • часть речи.

Суффиксы пишутся:

  • после корня;
  • перед корнем.

Суффиксы нужны:

  • для образования новых слов;
  • для указания на форму слова.

 

Выполняют проверку.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и изменяется в настоящем и будущем временах по лицам и числам. В предложении является сказуемым.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Р.: саморегуляция.

П.(общеуебные): поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение  диалогической и монологической формами речи.

III. Постановка учебной задачи

Методы: словесный

Прием: учебный диалог.

 

3 мин.

- Посмотрите на слайд. Слова  какой части речи здесь представлены?

- Есть ли здесь глаголы в повелительной форме?

- Кто прочитает их?

- В форме какого лица и числа находятся остальные глаголы?

- Посмотрите на последний  глагол. Можно ли не произнося этот глагол, определить его форму?

- Произнесите этот глагол в повелительной форме.

- Теперь произнесите в форме 2-го лица мн.ч.

- Чем похожи эти глаголы?

- Чем отличаются?

- В каком случае мы употребляем глаголы в повелительной форме?

- А когда употребляем глаголы 2-го лица мн.ч.?

- Сегодня мы с вами продолжим работать над тем, как различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола.

Глаголы. (Сделайте, дайте, возьмёте,   протянете, положите)

Да.

Сделайте, дайте.

В форме 2-го лица мн.ч.

Нет.

ПоложИте.

ПолОжите.

Одинаковое написание.

Ударением.

Когда мы требуем или просим что-то.

Когда задаем вопрос или что-то утверждаем.

Лог.: постановка и решение проблемы-формулирование проблемы.

Л.: смыслообразование.

Динамическая пауза

2 мин.

- А теперь задание, справа от вас на стене находится повелительная форма глаголов, а слева глаголы 2-го лица мн.ч. Под каждой партой приклеен глагол определенной формы, ваша задача встать у той формы глагола, к которой он относится.

- Кому непонятно?

Выполняют задание.

Р.: саморегуляция

IV. Включение в систему знаний

Метод: словесный, практический

Приемы: беседа, языковой анализ, упражнение.

30 мин.

- Откройте учебник на стр. 120. Рассмотрите плакат летучей мыши.

- Что там показано?

- Это образец чего? 

- Найдите №127. Прочитайте задание. По цепочке начинаем выполнять.

- Теперь вам нужно записать столбиком начальные формы выделенных глаголов. Какой вопрос у начальной формы глагола? Верно.  

- У вас получилось три слова или шесть?

- Теперь рядом с каждым глаголом запишите сначала повелительную форму, в которой он стоит в одном из предложений, а затем – форму 2-го лица мн.ч. из другого предложения. В повелительной форме выделите суффикс повелительной формы и окончание мн.ч. В форме 2-го лица мн.ч. выделите окончание.

- Чем отличаются окончания повелительной формы мн.ч. и формы 2 лица мн.ч.?

- Какой вывод мы можем сделать? Молодцы!

- Сейчас вам необходимо разделиться на 8 групп. У каждой группы карточки с заданием. Возьмите карточку №2. Ваша задача – записать рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч. каждого глагола.

- На выполнение вам 5 минут.

Глагол в н.ф.

Повелительная форма глагола

2 лицо мн.ч. глагола

Гулять

Охранять

Бежать

Заставлять

Шагать

Кричать

Указывать

- А теперь давайте проверим. Каждая группа по очереди будет называть по одному глаголу с теми формами, которые вы образовали. Если кто-то не согласен, что формы образованы верно, поднимает руку.

- Выделите в глаголах повелительной формы суффикс и окончание, которые указывают на их форму. Затем выделите окончания в глаголах 2-го лица мн.ч.

- Какой суффикс и окончание вы выделили у глаголов повелит.формы?

- А какое окончание в глаголах 2-го лица мн.ч.?

- Теперь, посмотрите на экран. Кто прочитает стихотворение?

Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?»
И «Кем ты будешь?»
И «Кого ты больше любишь —
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду
На беседу
К логопеду!
Он мне скажет:
«Порычите!»
Он попросит:
«Помычите!
Пошипите, пожужжите!
И язык мне покажите!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!

- Назовите в этом стихотворении глаголы повелительного наклонения. Давайте запишем их в тетрадь. Разберем эти глаголы по составу.

- Кто разберет первый глагол?

- Какой вопрос мы зададим к глаголам 2-го лица мн.ч.?

- Какое окончание у этих глаголов?

- Посмотрите на пары глаголов на слайде:

полОжите положИте

проЯвите проявИте

склОните склонИте

подАрите подарИте

- Прочитайте их так, чтобы в первом столбике были глаголы 2-го лица мн.ч., а во втором были в повелит.форме.

- Давайте разберем их по составу. Начинаем с первой пары слов.

- Итак, как же отличить глаголы 2-го лица мн.ч. и глаголы повелительной формы?

 Выполняют указания учителя.

Показаны вопросы к глаголам 2-го лица мн.ч. и к глаголам повелит. формы мн.ч.)

Выполняют указания.

Терять

Охранять

Гулять

Что делать?

Три.

Терять -  теряйте, теряете.

Охранять – охраняйте, охраняете.

Гулять – гуляйте, гуляете.

В повелит. форме окончания –те, а в форме 2-го лица мн.ч. окончание –ете.

ВЫВОД: повелительная форма и форма 2 лица мн.ч. отличаются по составу: в повелительной форме мн.ч.  окончание – те, в форме 2 л мн.ч.  – ете.

Выполняют указания.

Глагол в н.ф.

Повелительная форма глагола

2 лицо мн.ч. глагола

Гулять

гуляйте

гуляете

Охранять

охраняйте

охраняете

Бежать

бегите

бежите

Заставлять

заставляйте

заставляете

Шагать

шагайте

шагаете

Кричать

кричите

кричите

Указывать

указывайте

указываете

Выполняют указания учителя.

Суффикс –й- и –и-, окончание -те.

Окончание –ете.

Читает стихотворение один ученик.

Порычите, помычите, пошипите, пожужжите, покажите.

Выходит один ученик к доске и разбирает по составу одно слово.

Порычите, помычите, пошипите, пожужжите, покажите.

Что делаете?

Окончание –ете.

Выполняют указание учителя.

Выполняют указание учителя.

К доске выходит один ученик и разбирает пару слов.

Р.: целеполагание.

П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение  диалогической и монологической формами речи.

П.(общеуебные): поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

V. Рефлексия деятельности (по продукту)

Метод: словесный,

Прием: беседа.

3 мин.

- С какими глаголами работали на уроке?

- Чем отличается повелительная форма глагола от формы 2 лица мн. ч.?

- Какой суффикс образует повелительную форму глагола?

А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке надо выбрать карандаши определенного цвета.

Урок полезен, всё понятно - зеленый цвет.

Лишь кое-что, чуть-чуть неясно – жёлтый цвет.

Да, трудно всё-таки учиться – красный цвет.

- Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.

С глаголами повелит. наклонения и глаголами 2 лица мн.ч.

Повелительная форма и форма 2 лица мн.ч. отличаются по составу: в повелительной форме мн.ч.  окончание – те, в форме 2 л мн.ч.  – ете.

Суффикс –й-.

Выбирают соответствующий карандаш.

Р.: оценка

П. (общеуебные): рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деят-ти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

урок русского языка в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов"

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;способствовать восп...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...

Русский язык. Форма 2-го лица множественного числа и повелительная форма глагола

Форма 2-го лица множественного числа и повелительная форма глагола...

Учимся различать форму 2-го лица множественного числа глагола

Учимся различать форму 2-го лица множественного числа глагола...

Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Подробный конспект урока объяснения нового материала...

Конспект урока по русскому языку на тему :"Учимся писать суффиксы -ик; -ек-"

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;Задачи урока:−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ...