разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Юнгова Марина Сергеевна

разработка урока русского языка по теме: "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_peredelka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
  • научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова;
  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.

Оборудование:

  • “Русский язык. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2013 г.
  • Рабочая тетрадь “Пишем грамотно. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2017 г.
  • Карточки планирования УД
  • Карточки со словами индивидуальные
  • Схемы по алгоритму.
  • Тест, ключ к тесту.
  • Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, доска, презентация для изложения нового материала).

Этап урока.

Деятельность учителя.

Формы, приемы, методы.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

2мин.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение.

Желтый – “мне хорошо”.
Красный – “мне тревожно”.
Синий – “мне грустно”.

Фронтальная работа.

Приветствие учителя и гостей.

 

Хором проговаривают слова.

 

 

 

 

Показывают цветовую карточку настроения.

II. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы:

5мин

Сейчас откройте свои тетради запишем число , классная работа. Будьте внимательны.

Минутка чистописания «Цц», Словарное слово: Очень(поставить ударение, подчеркнуть ошибкоопасное место, составить предложение с этим словом).

Мы очень любим гулять.

– На доске записаны пары слов, прочитайте их.

цирк – цырк
синици – синицы
станция – станцыя
цыган – циган

– Почему слова записаны парами?
– А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?
– А в каких частях слова неясное написание и после какого именного звука?
– Как вы думаете будет называться тема сегодняшнего урока?
– Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?
- Какова цель нашего урока?

Работа в тетради.

Проблемная ситуация.

 

 

Побуждающий диалог.

 

Фронтальная работа.

Записывают число, классная работа.

Дети читают про себя.

 

 

– Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет.
– Мы не знаем как правильно писать эти слова.
– В корне, в окончании после звука [ц].
– Обозначение звука [ы] после звука [ц].
– Писать буквы ы – и в корне, окончании слов.

Научится правильно обозначать звук [ы] после звука [ц].

Планирование УД.

3мин

– Давайте составим план изучения новой темы.
– Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?

Фронтальная работа.

 

Желающий пытается выставить план действий.

Работа с грамматическим материалом.

 5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Перед вами на доске записано 3 столбика слов:

Цирк
Циркуль
Цифра

   синицы 
 скворцы
 птенцы

   милиция
 акация
 станция

– Прочитайте слова первого столбика
– В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

– Что заметили?

– Прочитайте слова второго столбика
– В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

 – Что заметили?

 

– Прочитайте слова третьего столбика.
Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

– Звук [ы] какой буквой обозначается?

Наблюдение.

 

Частично-поисковый.

 

 

 

 

 

Частично-поисковый.

 

Частично-поисковый.

Читают слова.

 

– В корне слова.

– В корне после ц пишется буква и.

– В окончании слова.

– В окончании после ц пишется буква ы.

– Все слова оканчиваются на ция.
– Буквой и.

Выведение правила.

– Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод , в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и?

Работа в парах.

(Пытаются сформулировать правило.)
Ответы.

Работа с правилом.

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

5мин

– Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

– Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.
– Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!

– Значение, каких слов непонятно? 
– Кто сможет объяснить, что значит “цыкнул”?

Цы́кать (разг.) – прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

Работа с учебником.

Частично-поисковый.

Наблюдение.

Фронтальная работа.

Работа с источником информации.

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

 

Проговаривают вслух.

– Что значит цыц? Цыкнул?

 

Составление алгоритма.

5мин.

– Итак, определим по шагам, какие операция мы проводим?

Проверим алгоритм применения правила по учебнику.(с121-122)

Фронтальная работа.

1. слышу [цы];
2. разбираю слово по составу;
3. если слог в корне и слово не исключение , пишу ЦИ, если исключение – пиши ЦЫ;
4. если буква после ц – окончание – пишу Ы;
5. если слово на ЦИЯ – пишу И.

Физкульт-
минутка

3мин.

– А сейчас мы с вами отдохнем.

Мы ребята – молодцы
Укрепляем мыш
цы,
Разминаем паль
цы,
Упражненье “Ножни
цы”,
Прыгаем на 
цыпочках,
Как 
цыплята пикаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.

Коллективно.

Выполняют упражнения по стихотворению.

Актуализация знаний.

5мин

3мин

5мин

_ Кто в цирке был? Кому нравится цирк?

1) Задние в стихах.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на гитарах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.

Это задание выполняется в группах.

Вспомним правила работы в группах.

Нужно вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор.

1) Запишите это упражнение в тетрадь. Подчеркните вставленные буквы.

2) Работа в рабочих тетрадях: № 1 (самостоятельно)

с . 33 №1
– Кто не допустил ошибок? -Молодцы!

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Практическая работа.

 

Самоконтроль.

Оценивание
Взаимоконтроль
Оценивание.

Работа в парах.

 Работают по карточкам объясняют, проверяют.

 

Уважительное отношение друг к другу.

Выслушать каждого.

Один говорит- остальные слушают.

Не согласен -  предлагай.

Представитель группы – 1.

Зачитывают  и объясняют свой выбор.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Выполняют, проверяют, оценивают себя.

Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга.

Выполняют, зачитывают результат.

Итог урока.

Всю ли работу мы выполнили? 
Достигли ли мы поставленной цели?
Что нового узнали?
Кому было легко? Трудно?
Где нам пригодятся эти знания?

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы.

Экран настроения.

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение.
Желтый – “мне хорошо”.
Красный – “мне тревожно”.
Синий – “мне грустно”.

 

Показывают карточку настроения.

Домашнее задание.

4мин

Учебник с.122 №2

 

Записывают задание.

 

Спасибо за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....