урок русского языка Парные звонкие и глухие согласные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

урок 2 класса п русскому языку по теме Парыне звонкие и глухие согласные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvonkie_i_gluhie.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Дата проведения: 30 ноября

Класс: 2

Учитель:  Конгар Р.Д

Урок-сказка по теме:  Звонкие и глухие согласные

 Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цели:

Образовательные:

 1.Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

Развивающие:

2.Развивать умение анализировать звуковой состав слова.

Развивать умение находить в словах  звонкие и глухие согласные звуки.

      Развивать речь учащихся посредством изучения словарных слов.

Воспитательные:

      .Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и любить природу.

Методы и приемы: игровой, наглядный

Оборудование:

Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм:  «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки

учебник Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» 2 класс 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Дорогие ребята.  Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно

Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Конгар Роляна  Данововна. Давайте дружно поработаем на уроке.

.А теперь – за работу!

Проверка домашнего задания

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения

2

Чистописание

Загадка

- В алфавите эта буква находится между буквами л и н. Что это за буква? (М)

- Из каких элементов она состоит?

- Пишем буквы Мм.

 Пишем красиво и аккуратно

Ребята прописывают буквы Мм.

- Наклонные с закруглением внизу

3

Мотивация

Ребята, вы любите сказки? Какие сказки знаете? Наш

 урок будет необычным. Сегодня у

нас урок-сказка.

Дета называют  известные им сказки

4

Настрой

- Итак, сядьте поудобнее,слушайте -внимательно. Сказка начинается.   За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими горами в стране звуков находится царство «Соглас ные звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие согласные» и Глухие согласные».

Смотрят презентацию королевства согласных

5

Определение темы

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Посмотрите на лестницу. Это лестница не простая.

О согдасных звуках

6

Планирование

Целепологание

 Внимательно посмотрите что узнаем на первой ступеньке?

- Назовите буквы звонких согласных.

- Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

Чему будем учиться на 2-ой ступеньке?  Посмотрите как они стоят?

- Чему будем учиться на 3-ей ступеньке лестницы?

-Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя

упражнения на странице учебника?  

- Почему солнышко не улыбается?

И так начинаем подниматься по лестнице.

Различать звонкие и глухие согласные

Различать парные и непарные согласные

Выделять звуки в словах.

Мы не прошли все ступени лестницы

8

Изучение новой темы

Повторение словарных слов

1.Объяснение

 - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Чтобы быстрее научится распознавать звонкий и глухой согласный необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные  произносятся по-разному и, соответственно, различно отражаются в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой

2.Произношение

Сейчас давайте проверим действительно ли эти звуки произносятся с голосом и с шумом.

Б, В, Г, Д. Ж, З,     П,Ф, К, Т, Ш, С

Работа с учебником.

-Открыли 94 страницу. Там написано правило.

1.Читает учитель

2.Хором

Давайте вернёмся в нашу сказку.

- В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А дальше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить?

- Почему их назвали звонкими согласными?

- В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А еще какие?

- Почему их назвали глухими согласными

Вывод:Что узнали на первой ступеньке?

Поднимаемся на II ступень лестницы.

 Продолжаю сказку. Некоторые согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе гулять парами. Их потому и называли … Кто догадался как?  - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

- А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называли … Кто догадался как? Назовите их. (н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

Да ребята, согласные звуки бывают ещё парные и непарные.

Чтобы убедиться в этом давайте  поработаем в тетрадях

Сейчас выполним 162 упражнение. Прочитайте задание.

-Над какими звуками мы работали в этом упражнении

-Назовите в словах только первые звуки и сравните. Какие парные звуки есть в этом упражнении?

Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?

        

Учащиеся работают в парах

(Звонкие согласные звуки» произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)

Различать звонкие и глухие согласные)

-        

(б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

        

(н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

Учащиеся называют слова, в которых

1-ая буква обозначает звонкий  и глухойсогласный звук,

(Учащиеся называют парные звуки

9

Физминутка

А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на слух. Встаньте все. Я буду называть звуи. Как только услышите  звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите  глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует звуки)

Б,к,з,д,м,ш,л,т

11

Первичное закрепление

А теперь поиграем в игру «Засели домик». У  вас на партах карточки.  Вы должны  найти пары  этих звуков. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой домик

Двое работают на доске, остальные самостоятельно.

Учащиеся работают в парах)

Находить парные согласные)

работа в парах

13

Самостоятельная работа

 

 - Поднимаемся на 3-ю ступень лестницы.

-Что нового узнаем на третьей ступеньке?

Согласные звуки еще бывают твердые и мягкие

Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук – твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)

-Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля.  

Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие

Поднимемся на 4 ю ступень

Постройте звуковую схему слова «пыль».

 Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?

- Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ

Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы?

Выделять звуки в словах

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)

Учащиеся выкладывают это слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,

зелёного квадратов, красного круга)

15

Итог урока

Самооценка

Домашнее задание

- Закройте глаза. Откройте. Что случилось? Почему?

 

- Чему каждый из вас учился на уроке?

- Какие умения развивали?

 -Нарисуйте смайлики в тетрадях ,этим вы покажете,  какое настроение было у вас на уроке? Почему?

        

-Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей многому научился – молодец!

 Упражнение 164.

(Солнышко улыбнулось)

Прошли все ступени лестницы)

Дополнительный материал

Сказка Кто важнее?'*

В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма)

Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...

Конспект урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные в корне".

Цели урока:1.Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов.2.Развивать орфографическую зоркость у детей.3.Формировать умение подбирать проверочное слов...

УРОК русского языка "Парные звонкие и глухие согласные"

Данный урок проведён в 3 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" в игровой форме...

Презентация к уроку русского языка "Парные звонкие и глухие согласные"

Презентация к уроку русского языка "Парные звонкие и глухие согласные"...

Технологическая карта урока русского языка "Парные звонкие и глухие согласные" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление знаний учащихся об орфограмме «Парные звонкие и глухие согласные» в...