Дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
занимательные факты по русскому языку

В данном материале рассматривается дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО с применениями дифференцированных заданий и дифференцированного подхода к обучению. Подобное обучение контролирует и оценивает процесс своей деятельности на своем уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Турбина Н.П.,

учитель начальных классов МБОУ СШ №76 г. Ульяновска

Аннотация. В статье рассматривается дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО с применениями дифференцированных заданий и дифференцированного подхода к обучению. Подобное обучение контролирует и оценивает процесс своей деятельности на своем уровне.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, индивидуальные особенности, дифференцированный подход, универсальные учебные действия.

Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные универсальные учебные действия (УУД) позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.

На наш взгляд в преподавании русского языка в начальной школе особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель находится в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся зону их ближайшего развития, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Дифференцированный подход у младших школьников является основой индивидуально  ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать  индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

По нашему мнению основная задача дифференцированного подхода в  обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижение максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость этого очевидна, это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.

На наш взгляд дифференцированная работа в начальной школе требует предварительного деления учащихся на группы  по уровню обученности.  

  1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.

Каждая группа получает свое дифференцированное задание. Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:

- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;

-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;

-дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

Формировать у младших школьников основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные универсальные учебные действий.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного образования приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках.  В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий  приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.

По нашему мнению осуществлять дифференцированный подход необходимо на различных этапах урока.

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1-я группа выполняет самостоятельно работу, получая при этом различные творческие задания, например: разобрать слово по составу, разобрать предложения по членам предложения, сделать фонетический анализ слова, придумать свои слова на эту же орфограмму.

2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу, более “сильные” учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы)

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующей не только тренировки, но и применение полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.

2-я группа и 3я-я группа. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам.

Учащиеся 3-й группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2-й и 3-й группы.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

VI этап. Словарная работа.

Большую роль в дифференцированной подходе играет взаимопроверка словарных диктантов, 1-й группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й группы, помощь в разборе ошибок допущенных в диктантах 2-й и 3-й групп. Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы более “сильных” учеников, при такой проверке учащиеся “слабых” групп более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.

VII этап. Домашние задание задается различной сложности. Более “сильным” ученикам даются творческие задания, а ученикам из “слабых” групп даются типовые задания, выполненные на уроке.

Дифференцированный подход к обучению происходит и на уроках развития речи написания изложения и сочинения. После разбора всего текста учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно, 2-й и 3-й группы проводят более углубленный разбор текста, проговаривая более точно предложения, затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно. Учащиеся 3-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами.

Резюмируя выше сказанное, благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого младшего школьника с учетом его возможностей и способностей.   Дифференцированное обучение в начальной школе способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого  ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы. Дифференцированный подход в начальной школе к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.

Список литературы

  1. Под ред. Асмолова,  А. Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [Текст] / А. Г. Асмолова - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  2. Гостева, Ю.Н. Дифференцированный подход к обучению русскому языку [Текст] Ю.Н Гостева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. - 2015 - № 1. - С. 67-70
  3. Гостева, Ю.Н. Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку [Текст] Ю.Н Гостева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2013 - № 1. - С. 18-22.
  4. Елисеев, В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. [Текст] / В.В. Елисеев - Ульяновск: ИПК ПРО, 2012. – с. 8-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Контролирующая и оценочная деятельность на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС II поколения.

Этот материал предназначен для молодых педагогв, поможет правильно организовать контроль знаний обучающихся начальных классов по русскому языку. предложено несколько заданий....

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

"Инновационные технологии на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? ...