Обучение грамоте. Добуквенный период
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Первые дни ребенка в школе самые трудные. Данные уроки могут быть использованы на уроках обучения грамоте. Рисунки для штриховки помогут снять  напряжение и способствют развитию творческих способностей младших школьников, прививают интерес к учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                   Тема: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

На парте цветные карандаши или фломастеры, ручка, лист А-4, разделенный на 4 части.

                

Учитель читает стихотворение В. Лунина «Сами и Само»

Дети рассматривают картинки на с.4-5 Букваря.

Беседа с учителем:

- Как вы понимаете смысл стихотворения?

- Кто читает сказки девочке?

- Что надо делать, чтобы самому прочитать сказки для бабушки?

Физкультминутка.

Тихо встали, потянулись.

Подышали, улыбнулись.

Вправо, влево посмотрел

И за парту тихо сели.

‒        Вы уже многое знаете и умеете. Напишите и нарисуйте на листке бумаги, что можете.

‒        В левом прямоугольнике напишите (как сможете) своё имя. Чуть пониже, в этом же прямоугольнике напечатайте буквы, которые знаете.

‒        В правом верхнем прямоугольнике нарисуйте по клеточкам уточку.

 ‒        В левом нижнем прямоугольнике напишите все цифры, какие умеете.

‒        В правом нижнем прямоугольнике нарисуйте свою семью.

               Раскрасьте рисунок.

‒        Молодцы! Вижу, что вы многое умеете, но нам предстоит многому научиться. У вас всё получится, я в вас верю



Предварительный просмотр:

Урок 5.

Тема: Волшебный мир общения

Цель урока: развитие навыков слушания, говорения; связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: индивидуальные задания, коллективные,

дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», «Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы, росчерки.

Ход урока

1.        Постановка учебной задачи урока.

‒        Что такое речь! О чем и как мы говорим?

‒        Как и о чем говорят герои сказок?

2. Слово учителя.

‒        Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки.

Общее представление о речи:

‒        Почему люди понимают друг друга? С помощью чего передают свои мысли? Что помогает им общаться, т.е. разговаривать?

‒        Все, что мы говорим — это наша речь. Слово — это часть нашей речи.

Каждое слово будем отмечать полосочкой.

См.: солнце (слово). Обведи рисунок.

Дом - слово, нарисуй полосочку. Цветок - слово, нарисуй полосочку.

3. Развитие связной речи.

Работа по картинкам (с. 9):

1)        развитие диалогической речи: сюжетная картинка Расскажи, как люди могут приветствовать друг друга? (Рассказывают о своих рисунках)

2)         Речь нам нужна для того, чтобы выразить все свои мысли и чувства.

3)        Как еще можно выразить свои мысли и чувства?

4)        Можно ли по выражению лица узнать о настроении человека?

Работа в парах – передай жестами «мне жарко», «мне холодно», «мне весело»

3) Игра «Кто с кем и о чем говорит?»

с. 8: мама-сын ~ робот-папа-бабушка-внучка-мама. Придумай, о чем они могли говорить друг с другом. Разыграй ситуацию «У меня зазвонил телефон». Вспомни стихи К. Чуковского: «У меня зазвонил телефон». Чтение наизусть строчек из стихотворения К. Чуковского.

4. Физкультминутка.

Поднимает руки класс — это раз.

Завертелась голова — это два.

Три — руками три хлопка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

5. Письмо. Письмо маленьких и больших наклонных палочек.

6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: речь, слово, схема слова; 2) все, что мы говорим и пишем, — это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем полосочкой. Это схема слова.

7. Слово учителя.

Скоро прозвенит звонок.

Собери портфель, дружок!

Аккуратно по порядку Книги, ручку и тетрадки!



Предварительный просмотр:

Тема: Устная и письменная речь

Оборудование: учебник «Букварь», рабочая тетрадь, иллюстрация сказочного героя.  

Цель: обеспечить условия для ознакомления учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь».

1.Организационный момент

‒        Дети, вам тепло? (Да!)

‒        В классе светло? (Да!)

‒        Прозвенел уже звонок? (Да!)

‒        Уже закончился урок? (Нет!)

‒        Только начался урок? (Да!)

‒        Хотите учиться? (Да!)

‒        Значит, можно садиться!

2. Повторение изученного материала.

‒        У нас в гостях сегодня Мальвина! Мы должны рассказать ей то, что узнали на прошлом уроке и научить вместе с вами новым знаниям.

‒        Вспомните, как древние люди общались между собой (рассказы учеников).        

Организация мыслительной деятельности.        

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

3. Постановка учебной задачи.        

‒        Как вы понимаете фразы «устная речь» и «письменная речь»?

‒        Какие средства устного общения вы знаете?

‒        Сегодня нам предстоит познакомиться с устной и письменной речью.

Подготовка к восприятию нового.

 4.Усвоение новых знаний и способов действий.

б) Беседа по рисунку на с.11

Обводим бабочку и штрихуем. Составим о ней рассказ. Какая это речь?

в) Работа в парах.

г) Беседа        

‒        Ребята, расскажите, что изображено на рисунке?

‒        Один ученик расскажет по рисунку примеры использования устной речи, а другой примеры использования письменной речи.

‒        Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице, в транспорте?

‒        Использовали ли вы до школы письменную речь?

‒        Какую речь сохраняют книги? Умение добывать знания и пользоваться ими.

   Рефлексия этапа – прокомментировать свое решение

5.Физминутка        

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

6. Работа с вариативной частью учебника.

        Составление рассказа по рисунку.        Организовать фиксацию нового способа действия в речи, уточнение общего характера нового знания.

7. Работа в тетради (с.5, задание № 1.)        

‒        Обведите рисунки, на которых люди пользуются речью.        

Организовать усвоение детьми изученного материала.        

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

8. Итог урока. Рефлексия.        

‒        Что нового для себя вы узнали на уроке?

‒        Что произвело на вас особое впечатление?

‒        Считаете ли вы что изученный материал вам нужен?

 Если да – подарите – приклейте зеленый шарик к Мальвине, если нет – красный.         Организовать оценивание собственной деятельности, фиксацию результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия. Цель. Создание условий для з...

Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".

Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...

Лист самооценки. Добуквенный период.Программа Гармония

Контрольная работа по русскому языку, 1класс, прогамма Гармония...

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия....

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия....

Конспект фрагмента урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам» 1 класс. Обучение грамоте (добукварный период)

Обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение....