Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Монгуш Жанна Николаевна

Тема урока : Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.

Класс:1

Тип: изучение нового материала

Цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Задачи:

образовательные:

  • продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
  • учить работать в тетради, с учебником;
  • продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.

воспитывающие:

  • воспитывать чувство дружбы;
  • создавать условия для воспитания положительных качеств личности.

развивающие:

  • способствовать развитию речи;
  • формировать навыки самооценки.

Прогнозируемые результаты. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия; -фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность/ своей работой на уроке.

Познавательные УУД: - ориентироваться в информационном материале учебника;

-совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;

 -учиться строить простые рассуждения.

КоммуникативныеУУД: 

-оформлять свои мысли в устной форме.

-слушать и понимать речь других;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные УУД:

-проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать его значение;

-проявлять интерес к учебному материалу.

Предметные:

-осмысленно, правильно читать целыми словами;                                              -обозначать мягкость согласных звуков на письме;                                            

  -определять количество  букв и звуков в слове;

 

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, компьютер, учебники

 

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поворачиваем к гостям, поздороваемся. Здравствуйте! Повторим нашу установку

Мы умеем слушать

Мы умеем думать

Мы умеем рассуждать

То, что нужно для учебы

Мы их должны выполнять!

II. Актуализация знаний.

Чтобы определить тему нашего урока. Я приглашаю вас в виртуальный зоопарк. Зоопарк – это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их:

  • показа;
  • изучения образа жизни, питания, развития, поведения;
  • сохранения;
  • размножения.

Сначала ребята давайте вспомним. Правила поведения в зоопарках. 

 Правила поведения в зоопарке:

    1) Не кормить. (Не знаем, что ему можно, а что нельзя. Животное может отравиться).

    2) Не шуметь. (Животное может испугаться и покалечить себя или окружающих).

    3) Не трогать и не дразнить. (Зоопарк – это дом животных. Мы в гостях у них. А как мы ведём себя в гостях? Нельзя заставлять животных нервничать или злиться, если мы не хотим быть исцарапанными или укушенными).

    4) Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

 

- Назовите животных,  которых мы с вами увидим в зоопарке.

- Мы увидим медведя. Мы увидим  рыся, тюленя.

Прочитайте слова. Определите, что общего у этих слов.

- Во всех словах есть мягкий знак. Давайте попробуем определить тему нашего урока «Мягкий знак». Что мы знаем об этом букве?

- Мягкий знак звука не обозначает.

- А что она обозначает гласная буква или согласная буква.

Мягкий знак не относится к гласным буквам и не относится согласным буквам. А что обозначает? Чтобы  ответить на этот вопрос что мы должны делать. Или поставим цель нашего урока. Я начинаю читать, а вы закончите предложения.

УЗНАТЬ: НОВОЕ О БУКВЕ  ……

НАУЧИТЬСЯ : ПИСАТЬ   БУКВУ …., СЛОВА  С ….

РАЗЛИЧАТЬ  ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

 

 

 

III. Первичное усвоение новых знаний.

1.Минутка    чистописания.                                                                              

 Откройте тетради, посмотрите, на что вам нужно обратить внимание сегодня при выполнении работы. Научимся писать букву мягкий знак.

2. - Скажите, а может ли мягкий знак  быть волшебником?

- Да может. Я думаю,  может.

- А давайте  творим чудеса. Прочитайте  пары слов, написанные  на доске. Первую пару читает. Угол- угол. Совершенно две одинаковые слова. Зачем я написала? Попробуем позвать на помощь  мягкий знак. Поставим на место. Получим новое слово.

- Что такое  угол?

- Угол  – это угол стены. Угол – геометрическая фигура. Где можем поставить мягкий знак, чтобы получилось новое слово. На конце. Молодцы. Кто поставит. Что такое  уголь- горючее полезное ископаемое , при горении дает много тепла.

Шест- шест. Шест- длинная палка. Шесть- это число.

В результате мы получили совсем другие слова по значению.

Посмотрите на экран. Кто это. Мальчик. Пишем слова МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК. Зачем мы написали на середине слова. Чтобы показать мягкость предшествого согласного  звука.  А что показывает ь на конце звука? Показывает мягкость предшествующего звука.

Одинаковая роль мягкого звука на середине и в конце слов?

- Да. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

3.Физкультминука.

IV. Первичная проверка понимание

1.Самостоятельная работа

Фонетический разбор слова уголь. УГОЛЬ- [угол]- 2слога: у-гол, 4 звука, 5 букв.

-Что обозначает мягкий знак в конце слова?

- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Фонетический разбор слова мальчик. МАЛЬЧИК [малчик]- 2 слога, 6 звуков, 7 букв.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

v. Первичное закрепление

1. Работа с учебником. Читаем правила на странице 11.

 Упражнение 1 . Назови все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак: Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Читаем  слова на экране. Декабрь, январь, февраль, речь. Что общего у этих слов? На конце мягкий знак. Какое слово лишнее. Речь. А что такое речь. Правила.

V. Рефлексия

-Вы замечательно потрудились. На партах лежат бумаги. Кому урок был интересным, все было понятно поставьте знак «+», а у кого были ошибки поставьте – «-, +»  «, кто ничего не понял- «- «

VI.Подведение итогов урока.

- Что показывает мягкий знак?

- Мягкий знак звука не произносится, обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrrrrr.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.

Класс:1

Тип: изучение нового материала

Цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Задачи:

образовательные:

  • продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
  • учить работать в тетради, с учебником;
  • продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.

воспитывающие:

  • воспитывать чувство дружбы;
  • создавать условия для воспитания положительных качеств личности.

развивающие:

  • способствовать развитию речи;
  • формировать навыки самооценки.

Прогнозируемые результаты. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия; -фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность/ своей работой на уроке.

Познавательные УУД: - ориентироваться в информационном материале учебника;

-совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;

 -учиться строить простые рассуждения.

КоммуникативныеУУД: 

-оформлять свои мысли в устной форме.

-слушать и понимать речь других;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Личностные УУД: 

-проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать его значение;

-проявлять интерес к учебному материалу.

Предметные:

-осмысленно, правильно читать целыми словами;                                              -обозначать мягкость согласных звуков на письме;                                            

  -определять количество  букв и звуков в слове;

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, компьютер, учебники

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поворачиваем к гостям, поздороваемся. Здравствуйте! Повторим нашу установку

Мы умеем слушать

Мы умеем думать

Мы умеем рассуждать

То, что нужно для учебы

Мы их должны выполнять!

II. Актуализация знаний.

Чтобы определить тему нашего урока. Я приглашаю вас в виртуальный зоопарк. Зоопарк – это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их:

  • показа;
  • изучения образа жизни, питания, развития, поведения;
  • сохранения;
  • размножения.

Сначала ребята давайте вспомним. Правила поведения в зоопарках.  

 Правила поведения в зоопарке:

    1) Не кормить. (Не знаем, что ему можно, а что нельзя. Животное может отравиться).

    2) Не шуметь. (Животное может испугаться и покалечить себя или окружающих).

    3) Не трогать и не дразнить. (Зоопарк – это дом животных. Мы в гостях у них. А как мы ведём себя в гостях? Нельзя заставлять животных нервничать или злиться, если мы не хотим быть исцарапанными или укушенными).

    4) Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

 

- Назовите животных,  которых мы с вами увидим в зоопарке.

- Мы увидим медведя. Мы увидим  рыся, тюленя.

Прочитайте слова. Определите, что общего у этих слов.

- Во всех словах есть мягкий знак. Давайте попробуем определить тему нашего урока «Мягкий знак». Что мы знаем об этом букве?

- Мягкий знак звука не обозначает.

- А что она обозначает гласная буква или согласная буква.

Мягкий знак не относится к гласным буквам и не относится согласным буквам. А что обозначает? Чтобы  ответить на этот вопрос что мы должны делать. Или поставим цель нашего урока. Я начинаю читать, а вы закончите предложения.

УЗНАТЬ: НОВОЕ О БУКВЕ  ……

НАУЧИТЬСЯ : ПИСАТЬ   БУКВУ …., СЛОВА  С ….

РАЗЛИЧАТЬ  ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

 

III. Первичное усвоение новых знаний.

1.Минутка    чистописания.                                                                              

 Откройте тетради, посмотрите, на что вам нужно обратить внимание сегодня при выполнении работы. Научимся писать букву мягкий знак.

2. - Скажите, а может ли мягкий знак  быть волшебником?

- Да может. Я думаю,  может.

- А давайте  творим чудеса. Прочитайте  пары слов, написанные  на доске. Первую пару читает. Угол- угол. Совершенно две одинаковые слова. Зачем я написала? Попробуем позвать на помощь  мягкий знак. Поставим на место. Получим новое слово.

- Что такое  угол?

- Угол  – это угол стены. Угол – геометрическая фигура. Где можем поставить мягкий знак, чтобы получилось новое слово. На конце. Молодцы. Кто поставит. Что такое  уголь- горючее полезное ископаемое , при горении дает много тепла.

Шест- шест. Шест- длинная палка. Шесть- это число.

В результате мы получили совсем другие слова по значению.

Посмотрите на экран. Кто это. Мальчик. Пишем слова МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК. Зачем мы написали на середине слова. Чтобы показать мягкость предшествого согласного  звука.  А что показывает ь на конце звука? Показывает мягкость предшествующего звука.

Одинаковая роль мягкого звука на середине и в конце слов?

- Да. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

3.Физкультминука.

IV. Первичная проверка понимание

1.Самостоятельная работа

Фонетический разбор слова уголь. УГОЛЬ- [угол]- 2слога: у-гол, 4 звука, 5 букв.

-Что обозначает мягкий знак в конце слова?

- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Фонетический разбор слова мальчик. МАЛЬЧИК [малчик]- 2 слога, 6 звуков, 7 букв.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

v. Первичное закрепление

1. Работа с учебником. Читаем правила на странице 11. 

 Упражнение 1 . Назови все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак: Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Читаем  слова на экране. Декабрь, январь, февраль, речь. Что общего у этих слов? На конце мягкий знак. Какое слово лишнее. Речь. А что такое речь. Правила.

V. Рефлексия

-Вы замечательно потрудились. На партах лежат бумаги. Кому урок был интересным, все было понятно поставьте знак «+», а у кого были ошибки поставьте – «-, +»  «, кто ничего не понял- «- «

VI.Подведение итогов урока.

- Что показывает мягкий знак?

- Мягкий знак звука не произносится, обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука

формирование  умения  вычленять  из  речи  и записывать  слова  с  мягким  знаком ; формирование  у  учащихся    мыслительн...

урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Разделительный ь

Презентация состоит из набора упражнений, ребусов, загадок и теста для проверки знаний по теме. Может использоваться как во втором, так и в третьем классе...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков

конспект урока по УМК "Планета знаний"...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...