Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Коценко Елена Александровна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК « Планета знаний ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_4_kl._-r.yaz_._2.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное некоммерческое

 образовательное учреждение

Троицкая Православная школа

                                                                                           

Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 4 класса  

Составитель:

Коценко Елена Александровна

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы предназначена для учащихся 4 классов ННОУ «Троицкая Православная школа».

Настоящая программа разработана в соответствии с :

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 12.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки  РФ от 6 октября 2009г. № 373;
  • Примерные программы по учебным предметам;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • Основная образовательная программа начального и основного общего образования ННОУ «Троицкая Православная школа»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к  использованию  в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
  • Устав ННОУ «Троицкой Православной школы»;

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных  учебных действий для начального (основного общего) образования) , преемственность с программой начального общего образования.

  1. Учебно-методический комплекс

Программа, автор

класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Программа «Планета знаний», автор  Л.Я. Желтовская

4

Учебник «Русский язык» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина». Издательство «Астрель», 2014г.

Желтовская  Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» , Москва, «Астрель», 2014г.

Желтовская  Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 4 класса в двух частях, Москва, «Астрель», 2018г.

1.2 Общие цели и задачи

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;

- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его
и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать
свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

— дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности
средств русского языка, свойствах родного слова;

— обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из
области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

— развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи,
способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения,  позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;

— способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

1.3      Общая характеристика учебного предмета.

                  Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах.      

               При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь иноязычной лексики, в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка русского народа.

               Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений Концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор доктор педагогических наук А. Ю. Купалова). Приведем некоторые положения этой концепции.

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, целостно - ориентированной, эстетической этикетной. При этом задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения той или иной речевой задачи. Таким образом, линия знакомства с устройством родного языка очень тесно переплетается с упражнениями по использованию системы языка в речи.

  1.4  Место курса «Русского языка»    в учебном плане

              Согласно учебному  плану ННОУ «Троицкой Православной школы» на 2018-2019 учебный год на изучение учебного курса «Русский язык»   в 4-ом классе  отводится 170 часов: 5 часов в неделю, 34 учебные недели.

1.5  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
             1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

               2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности. 

               3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

              4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

1.6  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

Метапредметные

Предметные

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;
  • названия и отличительные признаки:

а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание);

б) частей речи (включая личные местоимения);

в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

  • правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных,

имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака

после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, занятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Регулятивные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе

должны уметь:

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
  • производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и

выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
  • обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
  • уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
  • владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
  • овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения.

                                                                                 

2. Содержание программы.

Разделы

Количество часов

Темы

Общаемся устно и письменно

4 часа

Вспоминаем качества русской речи

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

Обобщение по теме «Обобщаемся устно и письменно»

В устной речи интонация, а в письменной пунктуация

15 час

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

Уточняем смысл высказывания

Входной  диктант

Выделяем этикетные слова и фразы

Употребляем знаки препинания

Обобщение по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»

Диктант по теме

Работа над ошибками. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне

Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне

Употребление мягкого и твердого знаков

Употребление гласных  в родовых окончаниях

Употребление знаков препинания

Составление текста

Свободный диктант

РНО. Пишем поздравления

Анализируем и строим предложения

21 час

Главные и второстепенные члены предложения

Части речи и члены предложения

Формы изменения и правописания глаголов. Неопределенная форма глаголов

Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

Спряжение глаголов I и II спряжения

Спряжение глаголов I и II спряжения

Контрольная работа за 1 четверть

РНО. Мягкий знак после шипящих в глаголах

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»

Диктант по теме «Анализируем и строим предложения»

РНО. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени

Учимся правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Составление текста

РНО. Рассказы о русской природе

Развертываем, распространяем мысли

13 часов

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Однородные подлежащие и сказуемые

Однородные второстепенные члены предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Контрольная работа  за 2 четверть

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли»

Диктант по теме

РНО, Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения

Изложение «Переправа»

РНО. Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия «Тайна русских слов»

Используем средства языка при общении. Проект «Словарик речевого этикета»

«Формы частей речи» или «Как изменяются разные части речи»

26 часов

Вспоминаем части речи

Связь слов в предложениях

Изменение частей речи по числам и родам

Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?

Спряжение и склонение

Спряжение и склонение

Спряжение и склонение

Склонение личных местоимений

Склонение личных местоимений

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

Правописание падежных форм склоняемых частей речи

Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а

Изложение

Изложение

Диктант по теме «Формы частей речи», или «Как изменяются разные части речи»

РНО, Обобщение по теме «Формы частей речи», или «Как изменяются разные части речи»

Части речи и их работа в предложении и тексте

23 часа

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

Изменение и правописание частей речи

Изменение и правописание частей речи

Служебные части речи

Служебные части речи

Распространяем предложения

Распространяем предложения

Строим тексты, связывая части и предложения

Строим тексты, связывая части и предложения

Язык мой – друг мой

Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

РНО. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е

Контрольный диктант  с грамматическим заданием

Изложение «Правила  письма»

РНО. Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница»

Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница»

Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов «Советуем прочитать»

Обобщение по теме «Орфография»

Обобщение по теме «Синтаксис»

Итоговая контрольная работа

        

 Электронно-программное обеспечение:

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

DVD диски с дидактическими играми по русскому языку;

Электронные словари;

Презентации по русскому языку.

Технические средства обеспечения:

Мультимедийный проектор;

Компьютер с программным обеспечением;

Демонстрационный экран;

Магнитная доска;

Сканер, ксерокс, цветной принтер.

3. Контроль уровня обученности

Виды контроля

Количество

Контрольный диктант

10

Контрольное списывание

4

Контрольный словарный диктант

4

Проверочное тестирование

1

Проверочная работа

2

Самостоятельная работа

5

4. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

1. Оценка устных ответов.

Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика  должен представлять собой связанное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать  об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определённые правила, умения объяснить их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

             Оценка «5» ставится, если ученик

 1) даёт полный и правильный ответ;

 2) обнаруживает осознанное усвоение программного материала;

 3) подтверждает ответ своим примерами;

4) самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания;

5) отвечает связно, последовательно, без недостатков в речи.

          Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

         Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:

1) отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;

2) затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;

 3) допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений,  которые исправляет только с помощью учителя;

4) излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

          Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, не последовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применять на практике. Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

2. Письменная проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Письменными проверочными и обучающими работами в 1-4 классах являются: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, грамматический разбор.

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) в 1-4 классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Количество контрольных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений, навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме. Тексты работ должны включать основные орфограммы, знаки препинания этой темы, а также обеспечить выявление прочности ранее приобретенных знаний, умений.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Если же в тексте встречаются слова на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске; знаки препинания называются учителем. Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим:

  1. класс, в конце года 15-17 слов.
  2. класс, в конце I полугодия 25-30 слов; в конце года 35-45 слов.
  3. класс, в конце I полугодия 45-50 слов, в конце года 55-65 слов.
  4. класс, в конце I полугодия 65-70 слов, в конце года 75-80 слов.
    Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15-20 слов.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

 б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножки дважды написано в конце «Ы.»; г) две негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове; б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово.

При оценке текущих и итоговых проверочных и контрольных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, с доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляют оценки

во 2 классе

в 3 классе

в 4 классе

«5»

нет

нет

нет

«4»

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

«3»

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

«2»

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

«1»

больше, чем принято для выставления оценки «2»

Задания для грамматического разбора (2-3задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания на практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется следующим:

Оценка «5»  ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2»  ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).

Объем словарных диктантов для 2 класса - 8-10 слов, для 3 класса -10-12 слов; для 4 класса- 12-15 слов.

Оценки за словарные диктанты в 2,3,4 классах выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка «2» ставится, если допущены 3-5 ошибок;

В 1-4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа.  Периодичность проведения творческих работ обучающего характера -примерно один раз в 10-15 дней. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 3 класса и два изложения в 4 классе. Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Оценка «5» ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускается 1-2 исправления).

Оценка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится, если в работе имеют значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений.

Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (3,4 класс).

3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.

          Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставления, а не должна выводиться как средняя оценка из всех.


Русский язык, 4 класс.                                                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

1

Качества устной речи. Произносим правильно, читаем выразительно.

2

Качества устной речи. Наблюдение над  свойствами русского ударения.

3

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. О нормах произношения  и правописания гласных в словах.

4

О нормах произношения  и правописания гласных в словах.

5

О нормах произношения  и правописания согласных в словах.

6

О нормах произношения  и правописания согласных в словах.

7

Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак.

8

Стартовая ( Адм.)контрольная  работа. Диктант.

9

Упражнения в написании слов с разными типами гласных и согласных орфограмм.

10

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.

11

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.

12

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение. Контрольный словарный диктант №1.

13

Уточняем смысл высказывания.

14

Проверочная работа.

Работа с деформированным текстом.

15

Уточняем смысл высказывания.

16

Выделяем этикетные слова и фразы.

17

Творческая работа с текстом (Мастерская слова).

18

Перечисляем…

19

Контрольное списывание.

20

Используем средства пунктуации.

21

Анализ и коррекция ошибок.

22

Составление текста поздравления с днем рождения.

23

Свободный диктант.

24

Анализ и коррекция работ.

25

Выражаем мысли и чувства. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

26

Части речи и члены предложения.

27

Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глагола.

28

Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени.

29

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

30

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

31

Спряжение глаголов будущего времени.

32

Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

33

Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глаголы в повелительном наклонении.

34

Сопоставление правил написания глаголов и существительных с шипящими на конце.

Самостоятельная работа.

35

Повторение.

36

Подготовка к контрольному диктанту.

37

Контрольный диктант за 1 четверть.

38

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

39

Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа.

40

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

41

Гласные в ударных личных окончаниях глаголов. Тренинг.

42

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения.

43

Контрольное  списывание с орфографической задачей .

44

Адм. «Словарные слова. Синтаксический р – р предложений.»

45

Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.

46

Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях.

47

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».

48

Анализ и коррекция ошибок.

49

Второстепенные члены предложения.

50

Падежные формы склоняемых частей речи.

51

Падежи имен существительных, прилагательных.

52

Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений.

53

Однородные подлежащие и сказуемые.

54

Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

55

Предложения с однородными членами, связанными союзами.

56

Однородные второстепенные члены предложения.

57

Связь слов в предложении с однородными членами.

58

Знаки препинания при однородных членах предложения. Самостоятельная работа.

59

Правила пунктуации. Закрепление.

60

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

61

Анализ и коррекция ошибок.

62

Строение текстов разных типов.

63

Анализ и редактирование текстов.

64

Подготовка к изложению.

65

Изложение .

66

Анализ и коррекция творческих работ.

67

Инструктаж по проектной деятельности*.

68

2 часть.

Слово как часть речи.

69

Роль частей речи в художественной речи.

70

Изменение частей речи по числам.

71

Изменение частей речи по родам.

72

Множественное число имен существительных.

73

Изменение по числам личных местоимений.

74

Закрепление.

Контрольный словарный диктант № 2.

75

Спряжение и склонение.

76

Спряжение глаголов. Склоняемые части речи.

77

Адм.диктант по итогам 1 полугодия.

78

 Решение орфографических задач.

79

 Контрольное списывание.

80

Анализ и коррекция ошибок. Урок-тренинг.

81

Закрепление.

82

Повторение.   Работа с деформированным текстом.

83

Анализ и коррекция ошибок.

84

Имена существительные 1, 2 и 3 склонения.

85

Склонение имен существительных с мягкой и твердой основой.

86

Склонение имен существительных. Обобщение.

87

Безударные падежные окончания имен существительных в ед.ч.

88

1 и 2 склонение имен существительных.

89

Падежные окончания имен существительных 3 склонения.

90

Правописание безударных окончаний имен существительных в Д.п. и П.п.

91

Выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имён существительных.

92

Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч. Закрепление. Словарный диктант.

93

Урок-тренинг. Письмо под диктовку.

94

Самостоятельная работа  по теме «Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч.».

95

Коррекция ошибок. Безударные падежные окончания существительных во мн.ч.

96

Варианты окончаний существительных в винительном падеже.

97

Варианты окончаний существительных в родительном  падеже.

98

Окончания существительных  дательного, творительного и предложного падежей.

99

Урок-тренинг. Падежи.

100

Безударные падежные окончания существительных. Обобщение.

101

Контрольный  диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных».

102

Анализ и коррекция ошибок.

103

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

104

Адм.срез по теме: « Правописание  безударных падежных окончаний существительных.»

105

Значение имен прилагательных в речи.

106

Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных.

107

Проверка безударных окончаний.

108

Безударные окончания прилагательных женского рода.

109

Проверка безударных окончаний прилагательных с мягкой и твердой основой.

110

Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.

111

Проверка безударных окончаний. Письменный выборочный пересказ текста с орфографической задачей.

112

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных.

113

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных и существительных. 

Словарный диктант.

114

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.

115

Окончания личных местоимений. Текст поздравления.

116

Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи. Обобщение.

117

Урок-тренинг. Подготовка к диктанту.

118

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи».

119

Анализ и коррекция.

120

Самостоятельные и служебные части речи. Имена числительные.

121

Контрольный диктант за 3 четверть.

122

Полные и краткие имена прилагательные.

123

Морфологический разбор прилагательного. Причастие.

124

Морфологический разбор глагола. Наречия.

125

Глаголы и деепричастия.

126

Служебные части речи. Частицы.

127

Предлоги и приставки.

128

Части речи.

129

Урок-тренинг*.

130

Анализ и коррекция ошибок.

131

Контрольное  списывание.

132

Школа грамотея*.

133

Подготовка к изложению.

134

Изложение под условным названием «Шаги весны».

135

Анализ изложений.

136

Подготовка к сочинению «Подснежник».

137

Сочинение «Подснежник».

138

Анализ творческих работ.

139

Язык и речь. Слово.

140

Слово в тексте. Монолог и диалог как формы речи.

141

Лексическое и грамматическое значение слова.

142

Правописание слов. Орфограммы.

143

Способы проверки орфограмм в слове.

144

Орфограммы корня. Письмо под диктовку.

145

Предложение. Текст.

Контрольный словарный диктант № 3.

146

Распространение мыслей в предложении и тексте.

147

Связи частей и предложений в тексте.

148

149

Разновидности текстов-повествований.

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

150

Составление текста инструкции, рецепта.

151

 Административный контрольный диктант.

152

Композиционные особенности текста-рассуждения.

153

Составление текста- рассуждения.

154

Строение текста-описания. Подготовка к изложению

155

Изложение текста-описания репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

156

Анализ изложений.

157

Язык мой – друг мой. Развернутый письменный ответ на вопрос.

158

Анализ и коррекция.

159

Контрольное списывание.

160

Повторение. Решение орфографических и пунктуационных задач.

161

Итоговый контрольный диктант.

162

Анализ и коррекция ошибок.

163

Контрольное изложение.

164

Анализ,  коррекция.

165

Повторение правил составления текста письма.

166

Составление  текста письма.

167

Друзья мои – книги.

168

Составление отзыва о прочитанной книге.

169

«Занимательное языковедение». Урок-игра*.

170

Защита проектных работ*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...