Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Елена Васильевна Сысоева

Данная программа составлена для занятий по русскому языку для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

по русскому языку

«К тайнам русского языка»

Составитель: Сысоева Елена Васильевна

Программа дополнительного образования по русскому языку

«К тайнам русского языка»

Составитель : Сысоева Елена Васильевна

Программа  на 1 год обучения для детей 9-10 лет

Пояснительная записка

Программа составлена на основе УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,

интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной  деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в  школе. С одной  стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Данная программа развивает  у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение  к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.

Развитие речи  – одно из направлений работы на всех занятиях. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса, но не дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за счет использования дополнительного материала и путём проведения занятий в форме путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся.

Педагогическая значимость данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.

Направленность программы

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Вид программы- модифицированная.

Основная цель программы:

всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Задачи программы:

    Обучающие:

  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развитие связной устной и письменной речи.
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  • Развитие умения работать с текстом, анализировать его, составлять план.
  • Повышение читательской грамотности.

Развивающие:

  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  • Формирование у детей чувства языка.

Воспитательные:

  • Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

Новизна данной программы – в организации учебного процесса как сотрудничества и творческого общения педагога и обучающегося, что обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт учащегося, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, углублять имеющиеся знания посредством использования различных форм и методов проведения занятий.

Отличительная особенность программы «К тайнам русского языка»

Особенность данной программы состоит в организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия и творческого общения педагога и учащегося, что обеспечивает возможность активно расширять познавательный опыт учащихся, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, развивать творческие навыки. Программа направлена на углубленное изучение языковых явлений, речеведческих понятий посредством овладения основами стилистики и культуры речи. Вся работа  проводится с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, единства формирования речевых процессов мышления и познавательной активности.

Программа предназначена для детей 9-10 лет. Набор в группу проводился свободно. Количество детей в группе – 9 человек. Все дети будут обучаться по данной программе первый год.

Общее количество часов за год – 29. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю продолжительностью 45-60 минут.

Форма организации занятий – групповая.

Методическое обеспечение программы:

В процессе реализации программы используются следующие методы:

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

На занятиях используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, рисунки, плакаты, цифровые и электронные образовательные ресурсы по темам занятий.

Ожидаемые результаты обучения по программе

Учащиеся должны:

-углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике,

орфографии, словообразовании, лексике;

-получить представление о морфологии;

-научиться пользоваться словарями русского языка;

-научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

-научиться работать с текстом, анализировать его, задавать вопросы, составлять план.

-использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

-самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

В систему отслеживания и контроля результатов входят: тесты, самостоятельные и проверочные работы, конкурсы, викторины, олимпиады и т.д.

Учебно-тематический план

Периодичность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество за год

45-60 минут

1 раз

1 час

29 часов

Наименование тем

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Как устроен наш язык

8

4

4

2

Синтаксис и правописание

10

6

4

3

Развитие речи. Читательская грамотность.

11

5

6

Итого часов - 29

Содержание программы

Наименование тем

Содержание

1

Как устроен наш язык

8 часов

Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов.

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание».Упражнение в разборе слов по составу,  в словообразовании.

Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; составлять словосочетания.

Введение. Цели и задачи. Тематика занятий.

2

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

3

Фонетический анализ слова.

4

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

5

Разбор слова по составу.

6

Морфология. Повторение основных признаков частей речи на основе морфологического разбора.

7

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

8

Изменение глаголов по лицам. 

9

Синтаксис и правописание

10 часов

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные. Предложения распространённые и нераспространённые.

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с изученными орфограммами.

Что такое предложение. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

10

Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.

11

Словосочетание.

12

Связь слов в предложении.

13

Синтаксический анализ простого предложения.

14

Безударные гласные. «Опасные» места в слове. Словарные слова.

15

Парные согласные и все способы их проверки.

16

Непроизносимые согласные.

17

Заглавная буква в именах собственных.

18

Твердый знак в слове.

19

Правила переноса простых и сложных слов.

20

Развитие речи. Читательская грамотность.

11 часов

Развитие читательских умений. Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Стили речи. Диалог. Культура общения.

21

Редактирование текста.

22

План текста. Виды плана. Составление плана к тексту.

23

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. 

24

Словари.

25

Составление текста по опорным словам.

26

Деление текста на части.

27

Главная мысль и тема текста.

28

Изложение повествовательного текста.

29

Сочинение по картине.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Время проведения

Форма проведения

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

12.10.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Введение. Цели и задачи. Тематика занятий.

Каб.119

Опрос

2

19.10.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Каб. 119

Опрос

3

26.10.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Фонетический анализ слова.

Каб. 119

Самостоятельная работа

4

2.11.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Каб.119

Тест

5

16.11.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Разбор слова по составу.

Каб. 119

Опрос

6

23.11.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Морфология. Повторение основных признаков частей речи на основе морфологического разбора.

Каб. 119

Проверочная работа

7

30.11.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

Каб. 119

Опрос

8

7.12.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Изменение глаголов по лицам. 

Каб. 119

Тест

9

14.12.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Что такое предложение. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Каб. 119

Самостоятельная работа

10

21.12.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.

Каб. 119

Мини-диктант

11

28.12.17

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Словосочетание.

Каб. 119

Опрос

12

11.01.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Связь слов в предложении.

Каб. 119

Опрос

13

18.01.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Синтаксический анализ простого предложения.

Каб. 119

Практическая работа

14

25.01.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Безударные гласные. «Опасные» места в слове. Словарные слова.

Каб. 119

Словарный диктант

15

1.02.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Парные согласные и все способы их проверки.

Каб. 119

Проверочная работа

16

8.02.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Непроизносимые согласные.

Каб. 119

Опрос

17

15.02.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Заглавная буква в именах собственных.

Каб. 119

Опрос

18

1.03.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Твердый знак в слове.

Каб. 119

Тест

19

15.03.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Правила переноса простых и сложных слов.

Каб. 119

Практическая работа

20

22.03.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Стили речи. Диалог. Культура общения.

Каб. 119

Опрос

21

29.03.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Редактирование текста.

Каб. 119

Опрос

22

5.04.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

План текста. Виды плана. Составление плана к тексту.

Каб. 119

Самостоятельная работа

23

19.04.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. 

Каб. 119

Викторина

24

26.04.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Словари.

Каб. 119

Практическая работа

25

3.05.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Составление текста по опорным словам.

Каб. 119

Практическая работа

26

10.05.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Деление текста на части.

Каб. 119

Тест

27

17.05.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Главная мысль и тема текста.

Каб. 119

Практическая работа

28

24.05.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Изложение повествовательного текста.

Каб. 119

Практическая работа

29

31.05.18

13.40-14.40

Учебное занятие

1

Сочинение по картине.

Каб. 119

Практическая работа

Литература, использованная для создания программы:

  1. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
  2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
  3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся  (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
  4. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  5. Материалы  журналов «Начальная школа»
  6. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.
  7. Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
  8. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
  9. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981
  10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. М.: Рост-книга,2005.
  11. Зак.А. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М.: НПО «Перспектива», 1993: «Познавать играя».

Литература для детей и родителей:

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.    М.: Астрель, 2002.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
  3.  Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.

Методические разработки к программному материалу

Название раздела

Дидактический материал

Как устроен наш язык

Синтаксис и правописание

Развитие речи. Читательская грамотность.

Карточки-задания

Плакаты-схемы

Загадки

Ребусы

Олимпиадные задания

Словари

Задания в режиме онлайн

Электронные приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса УМК "Школа 21 века"

Программа дополнительного образования по  русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана ...

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"

Дополнительный час выделен с цельюликвидации пробелов в знаниях и более глубокого изучения ключевых тем  основной программы...

Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса

Программа дополнительного образования  по  русскому языку  «Знатоки русского языка»  для 4 класса...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"

Программа  предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"...