Урок русского языка в 4м классе - Изменение имён прилагательных по падежам
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Крылова Наталья Михайловна

Урок русского языка разработан с использованием технологии сотрудничества и проблемного вопроса. В процессе урока у детей сменяется несколько видов деятельности. Включена физкультминутка. Имеется также элемент игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Падежи у прилагательных22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

* знакомство учеников  с методом распознавания у имени прилагательного падежа;

* знакомство со склонением имён прилагательных в единственном числе;

* развитие внимания, памяти, речи учащихся.

Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», карточки

Ход урока

1.Организационный момент и сообщение цели урока

Запись на доске словосочетаний:

Прекрасный рассказ, о прекрасном человеке, прекрасному другу.

- Почему прилагательные прекрасный, о прекрасном, прекрасному  имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.

2.Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд:

1. Головной убор, одеваемый в холодное время (Шапка)

2. Как называется место, куда высаживают рассаду на даче? (Огород.)

3. Простейшая мебель для сидения. (Стул)

4. Несоленый продукт, которым зимой подкармливают синиц и других птиц (Сало)

5. Дерево, которое наряжают перед Новым годом (Ель)

- Какое слово получилось? (Это слово шоссе.)

- Что такое шоссе?

- Сначала дети высказывают свои предположения, затем

находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)

- Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

- Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (новое шоссе, узкое шоссе.)

- Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более красивой и выразительной)

- Назовите изменяемые признаки имени прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)

- Как определится род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)

- Сегодня мы узнаем, ребята,  еще один грамматический признак прилагательного.

3. Работа по теме урока

Коллективная работа по карточкам.

- Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

Серый пиджак, серое пальто, серая машина. (В словосочетании серый пиджак прилагательное серый мужского рода, так как существительное пиджак, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании серое пальто  прилагательное серое среднего рода, так как существительное пальто, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании серая машина прилагательное женского рода, так как существительное машина, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях серый пиджак, серое пальто, серая машина имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пиджак, пальто, машина,  которые находятся в единственном числе.

- В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

- Просклоняйте данные словосочетания (каждой паре детей раздаются карточки с названием падежей и вопросами): серый пиджак, серое пальто и серая машина.

Им.п.

какой? какое? какая?

серый пиджак, серое пальто, серая машина

Р.п.

какого? какого? какой?

серого пиджака, серого пальто, серой машины

Д.п.

какому? какому? какой?

серому пиджаку, серому пальто,  серой машине

В.п.

какой? какое? какую?

глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

Т.п.

каким? каким? какой?

глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

П.п.

о каком? о каком? о какой?

о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

* *

- Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются). В последней строке таблицы нарисуйте две звёздочки рядом, если вы сотрудничали друг с другом, и две звёздочки отдельно друг от друга, если  - не сотрудничали.

- Как определить падеж имени прилагательного? Можно ли по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного).

4. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы хлопаете один раз. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы топаете ножкой один раз.

Зимняя ночь, вкусная малина, стройные берёзы, высокий парень, лесные заросли, новые ручки, свежее молоко, интересные сказки.

5. Закрепление изученного

  • Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»

На доске записаны словосочетания.

По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

  • Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр.124.

Чтение памятки на стр.124.

Упражнение 283 стр.125.

-Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное – в В.п.)

  • Самостоятельная работа (взаимопроверка).

- Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.

6.Итог урока

- Продолжи фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти  (существительное) к которому относится (прилагательное)
  2. Определить падеж (существительного)
  3. По падежу  (существительного) определить падеж  (прилагательного)

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).

Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...

урок русского языка в 4 классе Изменение имён прилагательных по падежаме

Урок открытия  нового знания. Прилагается презентация и раздаточный материал. Урок разработан по программе "Школо 2100" Авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.Главная образовательная це...

урок русского языка в 4 классе Изменение имён прилагательных по падежаме

Урок открытия  нового знания. Прилагается презентация и раздаточный материал. Урок разработан по программе "Школо 2100" Авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.Главная образовательная це...

Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).

Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы  и методы обучения....

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".

Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён  существи-            тельных в зависимости от вопроса....

Урок русского языка в 3 классе. Изменение имён существительных по падежам.

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова....

Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам". УМК "Школа России".

Презентация и конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии проблемного о...