Главные вкладки

    Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам". УМК "Школа России".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Гладких Светлана Викторовна

    Презентация и конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии проблемного обучения. Автор учебника В.П.Канакина

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Изменение существительных по           падежам».

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Цели:

    • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
    • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
    • учить решать проблемные задачи.

    Метапредметные результаты.

    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

    Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

    Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

    Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

    Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

    Ход урока

             I. Орг. момент. (Слайд №2)

    Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

    Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

    - Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

    II. Чистописание  (Слайд №3)

    - Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

    Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

    - А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

              чк  чн    //     ча    чу

    III.Орфографическая минутка (Слайд №4)

    - Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

    Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)

    IV. Актуализация знаний

    - Что объединяет все эти слова?

    - Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

    1. Одушевленные и неодушевленные.
    2. Собственные и нарицательные.
    3. Существительные мужского и женского рода.

    - Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

    V. Введение в новую тему.

     1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64

    Карточка:

    Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) __________ дятел. Села   на (сосна) ______________ синичка. Растут  под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли  на (сосна)________________.

    - Что заметили в этом тексте?

    - Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

    - Давайте проверим. (Слайд №6)

    - Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

    - А почему оно изменяет свои окончания?

    - Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.(Проверка. Слайд №7)

    - Какой мы можем сделать вывод?

    ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания,  когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

    - Продолжите высказывания:  (Слайд №8)

    • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

    кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

    • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

                                                                                                           окончание

    2)Определение темы урока

    - Кто из вас может определить тему урока?

    - А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

    VI. Работа по теме урока

    1. Знакомство с материалом в учебнике.

    - Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

    Отвечаем на вопросы (Слайд №9)

    • Как называется изменение имён существительных по вопросам?
    • Сколько падежей в русском языке?
    • Что такое склонение?
    • От чего произошло название слова «падеж»?

    Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

    1. Рассматривание таблицы на стр.37

    - Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

    - Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

    - Каждый падеж имеет свои вопросы.

    - Послушайте сказку Е.Мережинской  «Откуда пошли названия падежей»

    • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
    • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
    • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
    • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.
    • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

    ФИЗМИНУТКА

    Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

    Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

    Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

    Руки вверх и тут же вниз  И за парту вновь садись.

    VII. Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №11)

    - Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

    • Что такое «склонение», «падеж»
    • Как называются падежи
    • Вопросы падежей

    - Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

    • Как изменять слово по падежам (склонять).

    VIII. Упражнение в склонении существительных.

    1)  Коллективная работа по таблице.

    - Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа  есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)

    (раздаю каждому ученику таблицу падежей)

    - Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)

    ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

    2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

    - С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

    IX. Итоги:

    - Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

    (Слайд №15)

    • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
    • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
    • При склонении существительного меняется его окончание.

    - Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

    X. Рефлексия

    - Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

    (Слайд №16 )

    - А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )

    Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Изменение существительных по падежам» УМК «Школа России» Гладких Светлана Викторовна, учитель начальных классов МКОУ Скнаровская ООШ

    Слайд 2

    Организационный момен т Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать!

    Слайд 3

    Минута чистописания Лиса, лису, лисичка, лисой, лисе чк чн ча чу

    Слайд 4

    Орфографическая минутка Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. Месяц, завод, девочка, Россия, ворон, ученик, Москва, горох.

    Слайд 5

    Прочитайте текст Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) ________ дятел. Села на (сосна) ________ синичка. Растут под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)__________.

    Слайд 6

    Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосны всегда зелёная. Прилетел к сосне дятел. Села на сосну синичка. Растут под сосной маслята. Резвые белки играли на сосне.

    Слайд 7

    Хвоя (чего?) сосн Прилетел (к чему?) к сосн Села (на что?) на сосн Растут (под чем?) под сосн Играли (на чём?) на сосн ы е у ой е

    Слайд 8

    Имена существительные могут отвечать на вопросы: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?. При изменении существительного по вопросам изменяется его окончание Продолжите высказывания:

    Слайд 9

    Прочитайте статью на стр. 36, ответьте на вопросы: Как называется изменение имён существительных по вопросам? Сколько падежей в русском языке? Что такое склонение? Отчего произошло название слова «падеж»?

    Слайд 10

    Склонение имён сущ-ных И.п. Именительный кто? что? Р.п. Родительный кого? чего? Д.п. Дательный кому? чему? В.п. Винительный кого? что? Т.п. Творительный кем? чем? П.п. Предложный о ком? о чём?

    Слайд 11

    Заполним таблицу Знаю Хочу узнать Узнал Что такое «склонение, «падеж» Как называются падежи Падежные вопросы Как изменять слово по падежам (склонять)?

    Слайд 12

    Слова-подсказки И.п. ЕСТЬ кто? что? Р.п. НЕТ кого? чего? Д.п. ДАМ кому? чему? В.п. ВИНЮ кого? что? Т.п. ЛЮБУЮСЬ кем? чем? П.п. ДУМАЮ о ком? о чём?

    Слайд 13

    Просклоняем слово зима И.п. ЕСТЬ что? зим а Р.п. НЕТ чего? зим ы Д.п. ДАМ чему? зим е В.п. ВИНЮ что? зим у Т.п. ЛЮБУЮСЬ чем? зим ой П.п. ДУМАЮ О о чём? о зим е

    Слайд 15

    Что же мы узнали и чему научились на уроке? Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением». У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка. При склонении существительного меняется его окончание.

    Слайд 16

    Оцените урок Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… Я попробую… Мне захотелось…

    Слайд 17

    Оцени свою работу на уроке Лесенка успеха

    Слайд 18

    Домашнее задание: Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. Выполнить упражнение № на стр.

    Слайд 19

    Спасибо за урок! Желаю вам успехов в учёбе!



    Предварительный просмотр:

    Склонение имён существительных

    И.п.

    Именительный

    ЕСТЬ

    кто? что?

    Р.п.

    Родительный

    НЕТ

    кого? чего?

    Д.п.

    Дательный

    ДАМ

    кому? чему?

    В.п.

    Винительный

    ВИНЮ

    кого? что?

    Д.п.

    Дательный

    ЛЮБУЮСЬ

    кем? чем?

    П.п.

    Предложный

    ДУМАЮ

    о ком? о чём?

    Сказка  Е.Мережинской  «Откуда пошли названия падежей»

    • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
    • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
    • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
    • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.
    • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

    Cлово падеж произошло от латинского казус (падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

    1. Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) ________ дятел. Села   на (сосна) ________ синичка. Растут  под (сосна)_____________ маслята. Резвые белки играли  на (сосна)__________.

    1. Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и ответьте на вопросы
    • Как называется изменение имён существительных по вопросам?
    • Сколько падежей в русском языке?
    • Что такое склонение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

    На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

    Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

    Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

    Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

    Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...