Конспект урока русский язык "Правописание окончаний имён существительных в П.п." 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.12.2017                                                                                                                                 Учитель: Васильева Н.А.

Школа: 148                                                                                                                                         Студент: Кармишина М.В.

Класс: 4 «ж»                                                                                                                                        Методист: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 224                                   

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже »

Цель деятельности учителя: познакомить с правилом правописания безударных окончаний  имен существительных в предложном падеже 

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывают в себе дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого; появление устойчивого интереса к собственному языку, стремление его совершенствовать;

Предметные: познакомятся с правилом правописания безударных окончаний  имен существительных в предложном падеже 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» УМК «Школа России» 4 кл. 1ч., компьютер, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

2 мин

Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.                                                                Проверка рабочего места и посадки детей.                                                                          Мы начинаем наш урок. Открываем тетради, записываем число, классная работа.                

-Приветствуют учителя;

-Проверяют рабочее место;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

(Словесный: беседа)

(Практический: самостоятельная работа с взаимопроверкой)

7 мин

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Сколько падежей в русском языке?

Назовите их с вопросами и помощницами.

Запишите слова в том падеже, который указан

    Календарь(Т.п.), богатство( Т.п.), инженер (Р.п.), пейзаж (Т.п.), портрет (Т.п.), морковь (Р.п.), дорога (Р.п), тетрадь (Д.п.), ученица (Д.п.), агроном (Р.п.), яблоко (Р.п.), деревня (Д.п.), мебель (Д.п.), железо (Т.п.), адрес (Д.п.), багаж (Т.п.), телеграмма (Р.П.). 

Завершаем работу. Меняемся тетрадями с соседом по парте и выполняем проверку.

-Слушают учителя;

 

-Выполняют задание;

-Записывают слова в нужном падеже;

-Выполняют взаимопроверку;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

                                                        К.- Аргументация своего мнения и позиции  

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

III. Постановка учебной задачи

 (Практический : работа с учебником)

7 мин

На доске записаны словосочетания:

написал в тетрад

рассказал о погод

засверкал на водичк

замелькал на горизонт

Посмотрите внимательно на данные словосочетания. Какие окончания нужно поставить? Почему вы так решили? Можете ли вы объяснить? В каком падеже эти существительные?

(Существительные в данных словосочетаниях употреблены в предложном падеже, их окончания безударные.)

Как вы думайте, о чём мы сегодня будем говорить? Исходя из этого, кто может сформулировать тему урока? Тема нашего урока: «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже».

- Определите цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.

(Будем учиться писать безударные окончания существительных в предложном падеже.)

Для чего мы будем это делать?

Наша задача выяснить как выбрать правильные окончания у существительных в П.п.

-Слушают учителя;

-Отвечают на вопрос;

-Определяют падеж существительных;

- Формулируют тему и цель урока;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу          

                                  К.- Формулировать собственное мнение и позицию  

К.- Учитывать разные мнения

IV. Открытие нового знания

(Словесный : беседа)

(Практический : работа с учебником)

8 мин

А чтобы узнать какое окончание надо уметь что? (определять склонение)

Откройте учебник на с.121. Прочитайте задание.

На какие вопросы отвечают существительные в П.п.?

С какими предлогами употребляется?

Какие окончания имеют существительные в П.п. 1скл., 2скл., 3скл.?

Как определить склонение существительного?

(поставить в н.ф., определить род)

Земля-1скл., селе-2скл., степь-3скл

Какова роль в предложении?

Как проверить написание безударного окончания имени существительного в П.п.?

Мы узнали как определить окончание в П.п. Что мы будем делать?(отрабатывать навык определения окончаний существительного в П.п.)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам открыть с.121  и выполнить упр. 228. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Прочитайте образец выполнения задания.

На земле (1-е скл.), в берлоге (1-е скл.), в дупле (2-е скл.), в серебре  (2-е скл.), в постели (3-е скл.), в трубе (1е скл.).

Проверка с комментированием по цепочке.

Разберите слова «в серебре», как части речи.

В серебре - сущ.(в чем?),н.ф.- серебро, неодуш., средний род, 2-е скл., П.п., в ед.число.

-Слушают  учителя

-Выполняют задание;

- Отвечают на вопросы;

-Выполняют задание по образцу

-Выполняют проверку;

-Выполняют разбор слова, как части речи;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Динамическая пауза

2 мин

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть

- Принимают участие в динамической паузе

V. Включение в систему знаний

(Практический : работа с учебником)

(Практический: самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой)

12 мин

Ребята, а сейчас я предлагаю вам открыть с. 122  и выполнить упр. 229.

Прочитайте задание.

Что такое синонимы? (Синонимы - слова, близкие по значению, но разные по написанию и звучанию.)

Приведите примеры.

Прежде чем выполнить упражнение, давайте познакомимся  с рубрикой «Обрати внимание».

Поставьте данные существительные в форму П.п. с предлогами о или об. Запишите их.

Составление предложения с любым из данных слов.    

 

     А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Задания у вас на карточках.                                             Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе.

Вариант 1.  Допиши окончания имён существительных в предложном падеже, укажи их склонение.

о Волг___ - _____

на поезд___ - _____

в дорог___ - _____

о помощ___ - _____

о матер___ - _____

в мор___ - _____

в Тюмен___ - _____

на Байкал___ - _____

в Казан___ - _____

Вариант 2.  Допиши окончания имён существительных в предложном падеже, укажи их склонение.

о Кам___ - _____

на пароход___ - _____

в речк___ - _____

об Астрахан___ - _____

в пол___ - _____

в Казан___ - _____

на Амур___ - _____

в Тюмен___ - _____

на Байкал___ - _____

Проверка работы: самопроверка (правильные ответы на экране)

- Выполняют задание;

-Отвечают на вопросы;

-Составляют предложения;

-Слушают учителя;

-Выполняют задания;

-Осуществляют самопроверку

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу  

                                                             К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Принимать и сохранять учебную задач

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

VII.Итог урока

    Словесный (беседа)   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

Итак, ребята, какую тему сегодня изучили? Какую цель поставили в начале урока? Достигли ли мы её?

Дополните фразы:

-Сегодня я узнал…

-Я научился…

-Было трудно…

-Было интересно узнать, что…

- У меня получилось…

Сообщение информации о домашнем задании. Стр.122 упр.230                                          

-Подводить итог урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной  речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка «Число имён существительных» («УМК Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний об имени существительном как части речи; формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.Планируемые результаты Пред...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных во множественном числе." 4 класс Школа России

Цель:отрабатывать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе....