Изменение имён существительных по числам. Обобщение»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

тема: «Изменение имён существительных по числам. Обобщение»

            учитель начальных классов

            филиала МБОУ «  Бейская СОШИ «Утинская НОШ» Черпакова Людмила Семеновна

                                 

 Цели: 1) обобщение знаний об изменении  имён существительных по    

                числам;

            2) развитие внимания, памяти, мышления;

            3) воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Задачи: обобщить знания  об изменении имён существительных  по числам;

              познакомить с правилом изменения имён существительных  на   –мя во множественном числе;

              повторить орфограммы  «жи-ши», «разделительный Ь»

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс»  автор С.В. Иванов;

              печатная тетрадь  автор М.И. Кузнецова;

              рабочая тетрадь;

              раздаточный материал: карточки со словам помощниками,  карточки со словами,  презентация урока      

Формирование УУД:

     Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

     самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

     будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенцией ( постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

- учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

- учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род существительных.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

1.Организационный момент. 

Приветствие детей учителем.

Прозвенел  звонок

Начинается урок.

Знать хотят про все на свете

Любознательные дети?!

 2.Психологический настрой на урок

У вас на столах лежат карточки со смайликами.

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу.

У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 

Приветствие учителя.

Слайд1

проверяют готовность к уроку.

-настраиваются на урок.

-Выбирают смайлики

Слайд

2.

Актуализация знаний.  Целеполагание и мотивация  

 

  - Мы продолжаем работу над разделом «Части речи»                                        

- Что мы знаем о частях речи? На какие группы делятся все части речи? (служебные и самостоятельные)

-Приведите примеры.

- С какой частью речи мы начали работу?

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о существительном?

Что вы знаете о существительном?

3.Минутка чистописания.

Заглавные  П,Т. Чем похожи буквы? В чём отличие? Из каких элементов состоят? Пропишите строчку соблюдая закономерность.

      4.  Словарная работа.

  1. Непоседа птица эта, 
    Одного с березой цвета: 
    Верещунья, белобока, 
    А зовут ее…    (Сорока) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
    Ну и ловкая воровка! 
    Все блестящие вещицы 
    Очень любит эта птица! 
    И она вам всем знакома, 
    Как зовут её? …(Ворона) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. Чик-чирик! 
    За зернышком прыг! 
    Клюй, не робей! Кто это?...  (Воробей) 

-- КАК МЫ ПОМОГАЕМ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?

4.        На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …(Горох)

5        Четыре колеса,

            Резиновые шины,

             Мотор и тормоза…

              И что это? (Машина)

6.        По ночам во мне Ванятка

             До того задремлет сладко,

            Что не хочется вставать.

             Что за штука я? …( Кровать)

7.        Место для выращивания овощей. (Огород)

8.        Одна двенадцатая часть года.(Месяц)

- Подчеркните орфограмму. ( проверка слайд)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Оцените свою работу. Кто поставил себе пять? Почему? Кто обнаружил ошибку поправьте её.

- Что можете сказать об этих словах? ( это имена существительные)

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

 - Первое  выполненное задание поможет вам    определить тему сегодняшнего урока.

-Составьте  и запишите из распавшихся букв слова.(слайд 2)

                Луч, птицы, холода, лучи, птица, холод        

- Какой частью речи являются записанные слова?

- На какие 2 группы можно разделить данные имена     существительные?

- Назовите слова 1группы, II группы.

- Проверьте себя.(презентация )

                  луч                   лучи      

                 птица              птицы                      

                 холод               холода

-Сформулируйте тему урока, на котором обобщаем изученный материал.

 - Что нам поможет определить, правильно ли названа тема урока?

 - Откройте учебник на стр.179 и прочитайте тему урока.

- Вы справились с первым заданием

-Солнышко получает первый лучик

Обобщают знания о частях речи, демонстрируют свои знания о сущ.( частей речи-12 ,бывают самостоятельные и служебные)

-Имя сущ., обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?, может быть м.р, ж.р, ср.р., в предложении может быть подлеж., допол, обст. И т.д.)

Записывают число. Классная работа и прописывают строчку букв.

Отгадывают загадки, записывают слова, ставят ударения, подчёркивают орфограммы.

- Участвуют в постановке целей урока.

- -Прогнозируют ожидаемый результат.

Составляют слова

ч у л         луч

п и ц т ы   птицы

хадоло     холода

луич         лучи

ц и т а п   птица

лодох       холод

(это имена сущ., ед.ч. и мн.ч)

формулируют тему урока -изменение имен сущ. по числам

находят в учебнике тему урока

3.

Обобще ние изучен ного материала

 Составление опорной схемы

 - Мы вспомнили, что им. сущ. имеют форму ед.ч. и мн.ч.

 - Сколько предметов называют им. сущ. в форме ед. числа?

 - Сколько предметов называют им. сущ. в форме мн. числа?

        Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных.

 - Данная опорная схема поможет при выполнении последующих заданий

Составляют схему на доске под руководством учителя:

ед.ч.        мн.ч.

один       много

он              они

она

оно

4.

                Работа с учебником

   - Опираясь на составленную схему, выполните упр.5 стр.180

- Прочитайте задание.

- Дополнительное условие:

           1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает      

                                им.сущ., при записи которых в форме  

                                 мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»

           2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает      

                                им.сущ., при записи которых в форме  

                                 мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь»

- Проверьте правильность выполненного задания.(слайд 3)

- Какое правило помогло вам без ошибок написать слова?

- Вы справились со 2 заданием

Солнышко получает 2 лучик

Читают задание

Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы,

Работают самостоятельно, проверяют свою работу.

Оценивают свою работу.

-ЖИ-ШИ пиши с И, правописание разделительного Ь знака

5.

 Подвижный диктант

  - Подготовьте листочки для подвижного диктанта.

  - Я диктую слова в форме ед. числа, вы записываете в форме мн. числа и наоборот .

                    Торт, повар, друг, ребёнок соль, молоко.

                     Книги ,фамилии, люди, каникулы ,ножницы.

 - Назовите  им.сущ.которые употребляются только в ед числе.

-Проверим записанные слова

-торты, повара. друзья, дети, …

-Книга, фамилия, человек,…

- Как образовалась форма мн. числа?

 - Какое из слов вызвало затруднение? Почему?

 - Где можно найти правило, которое поможет определить правильность ответа?

 - Прочитайте правило на стр.175

 - Вы справились с 3 заданием

Солнышко получает следующий лучик.

Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, находят затруднения, выходят из ситуации, работают самостоятельно

Оценивают свою работу.

-Форма мн. числа образовалась при помощи окончания.

-Слову воздух мы не подобрали форму множ. Числа

Находят правило в учебнике и читают.

6.

                          Работа в парах

- Откройте печатную тетрадь на стр. 43

 - Прочитайте задание к упр.1

 - Это задание вы выполняете в паре.

 - Проверка: читаем по порядку подчёркнутые слова.(слайд5)

 - У солнышка вновь появляются лучики.

Работают в паре, советуются, находят правильное решение.

Читают слова по порядку которые подчеркнуты.

 Проверяют, делают выводы.

7.

                            Физминутка

- Отдохнём с пользой: если вы слышите слова, которые образуют форму и мн.ч. и ед.ч. – хлопаете;  если вы слышите слова, которые образуют только  форму ед.ч. – топаете.

       

Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро,

       детство, профессии, свет, брюки, ножницы

-Какие слова оказались лишними? - Почему?

- Где можем найти подтверждение?- Откройте учебник на стр.176

Дети на слух определяют слова, которые образуют форму мн.ч. и ед.ч.

-Лишние слова-брюки. ножницы.

Они употребляются только в форме мн.ч.

8.

Фронтальная работа

    - Определите число данных им. существительных.

 - Измените число  им. существительных.

                   (Окна, люди, времена)

 - Какая часть слова меняется при изменении формы слова?

 - Какое слово выделяется из этой группы?

 - А солнышко продолжает радовать нас новыми лучами

Определяют число имен сущ, изменяют число.

В первой паре изменяется окончание, во второй-корень, а в третьей- появляется суф. ен Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, находят затруднения, выходят из ситуации, работают самостоятельно

-Оценивают свою работу.

9.

Работа в группах

  - Организуйте 3 группы.

  - Каждой группе надо помочь поэту закончить стихотворение.

- В каждой строке не дописано последнее слово. Эти слова спрятаны в классе. Как только вы их найдёте, то легко закончите работу (слайд 7)

                      В стародавнее давнее …                  

                      Жило – было первобытное  …        

                      Не умели дикари писать …

                      Не понимали: зачем корове …                    

                      С утра до вечера чесали они …

                       Не знали, как в булку превратить простое …

                       Не понимали, что из искры появится …

                       Что на ветру вождь развевает …                      

                        Удивительное было это …

                        Они гадали: зачем лошадке …

                        Угнетало дикарей заботы …

                         Да, нелегко им было жить в то …

 - Прочитайте получившееся стихотворение.

 - Что объединяет данные слова?

 - Поставьте их в форме мн. числа.

 - Какую особенность вы заметили?

 - Проверить правильность вывода нам поможет правило на стр. 179 учебника.

 - Солнышко греет нас всё сильней.

-Работают самостоятельно в группах , ищут слова по классу(слова развешаны на карточках).

-Осуществляют самоконтроль.

Приложение 1

время

 племя

имя

 вымя

 темя

семя

пламя

знамя

стремя

 бремя

Каждая группа читает  своё четверостишье.

-Все слова оканчиваются на МЯ.

-Появляется суффикс ЕН.

10.

Рефлексия.

  - Подумайте, как каждый из вас поработал на уроке, какой вклад внёс в появление ярких лучей.

- Какими новыми понятиями пополнилась ваша копилка знаний по русскому языку?.    Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

    Что узнали новое на уроке?

    Что было интересным?

    Всё ли мы узнали о сущ?

- Спасибо за работу на уроке.

-Оценивают свою работу, урок.

-В рус. яз. есть сущ. которые могут быть только в ЕД.Ч. и только во МН.Ч.

Сопоставляют цели урока с полученным результатом.

Оценивают себя в листах самооценки.

12.

Домашнее задание

( раздаются карточки)

     1) Упр.3 Стр179. Повторить правило стр 179

      2) составить копилку слов, которые употребляются только в форме ед.ч. или только мн.ч.

Сознательно выбирают домашнее задание.

Приложение 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс

Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...

Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"

Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...

Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема: Изменение имён существительных по числам.

Подробная разработка урока по теме: Изенение имён существительных по  числам. Присутствуют все этапы урока, работа в группах, индивидуальная работа, физминутка. Урок соответствует требованиям ФГО...

ТЕСТ по теме «Изменение имён существительных по числам» (3класс)

Тест в двух вариантах,содержит три уровня сложности....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...

« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок русского языка в 3 классе.Открытый урок русского языка в 4 классе.Программа "Введение в школьную жизнь"...