Рабочая программа по предмету русский язык, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Михальченко Елена Вячеславовна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» 

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии,  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО

на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» , 2 класс. Москва: «Просвещение», 2016 г.

Цели программы

1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

2.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основные задачи программы

1.Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

2. Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.

3. Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

4. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

     В программу «Русский язык» интегрирован курс «Родной (русский) язык».

     Курс  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Место программы в учебном плане

     Программа составлена для 2 класса из расчёта 5 часов в неделю, 170 часов в год (на 34 учебные недели) и обеспечена УМК  «Школа России» для 2 класса Русский язык,  Изд. Москва «Просвещение».

 Тематическое планирование программы

Название раздела

Количество часов

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

59

6

Части речи

58

7

Повторение

16

Итого

170

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.


Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».


Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    Изучение русского языка во 2 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

Раздел «Фонетика и графика»

Ученик научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие);
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного )разбора слова.

Раздел «Орфоэпия»

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Ученик получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Ученик получит возможность научиться:

  • определять грамматические признаки имен существительных – род, число;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число;
  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени);
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Ученик научится:

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить  повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 35-45 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 35-45 слов в соответствии с изученными правилами правописания.

Ученик получит возможность научиться:

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета «Русский язык»

       Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

Наша речь (3 ч)

   Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речевой деятельности человека.   Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.    

Текст (4 ч.)          

  Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста  Заглавие. Части текста . Построение текста: вступление, основная часть.

Предложение (12 ч.)                                  

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Члены предложения.                       Главные члены предложения (основа).            Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа «Золотая осень».   Контрольное списывание текста с дополнительным заданием. Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение». Формирование чувства прекрасного  в процессе анализа репродукции «Картинной галерее» учебника).

    Слова, слова, слова… (18 ч.)                

      Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Однозначные и многозначные слова. Р/р.  Прямое и    переносное значения слов. Работа с толковым и орфографическими словарями. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Синонимы и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов. Обобщение по теме  «Слово и его лексическое   значение». Р/р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам. Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова (первое представление).    Работа со словарём однокоренных слов. Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая  функция ударения.   Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.                                                                         Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса. Проверочная работа по теме «Слово и его значение». Развитие речи. Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Звуки и буквы (59  ч.)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.  Условные звуковые обозначения слов. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «за обедом». Употребление   прописной  (заглавной) буквы. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Проверочный диктант. Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне.  

Р/р Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Согласные   звуки  их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез». Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами

 и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Р/р. Работа с текстом.

Проект  «Рифма». Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Р.р. Работа с предложением и текстом. Контрольное списывание текста. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Изложение текста по вопросам. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками. Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова. Фонетический разбор слова. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам. Использование на письме разделительного мягкого знака. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.  Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Части речи (58ч.)

      Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают  с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. Предметы и явления  окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, истории названия своего города. Р/р. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях. Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном.  Существительное как часть речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательности при определении признаков имени существительного

 Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Обобщение знаний об имени существительном. Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление). Упражнения в распознавании глаголов. Восстановление деформированного текста. Контрольное списывание.

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. Число глагола. Изменение глагола по числам. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования. Роль глаголов в тексте-повествовании. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа  «Проверь себя».  Обобщение знаний об имени прилагательном. Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное». Составления текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Контрольное списывание. Составление по рисункам текста-диалога. Текст - рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. Проверочная работа «Проверь себя». Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». Обобщение знаний о частях речи. Контрольное списывание текста.

Повторение (16 ч)

        Виды текстов. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на корне слова и перед согласным. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Части речи их различение. Разбор слова как части речи. Разбор слова как части речи. Слог.  Ударение. Перенос слова. Перенос слов по слогам. Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов. Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении изученных правил правописания. Итоговый урок по курсу «Русский язык».

Содержание курса «Родной (русский) язык»

      Речь.

      Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

     Слово.

     Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

     Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

     Предложение и словосочетание.

     Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

     Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

     Текст.

     Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

     Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

      Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

      Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

      Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

      Сочинение загадок.

     Культура общения.

     Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Русский язык» для 2 класса

п/п

Наименова

ние разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

(ученик научится)

Плановые сроки прохожде

ния

программы

Скорректированные сроки прохождения

программы

Раздел «Наша речь» (3ч)

1

Знакомство с учебником.

Виды речи.

* Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.

Анализировать речь людей.

Различать устную и письменную речь и речь про себя.

Делать выводы о значении речи в жизни человека.

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

* Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Делать выводы о значении речи в жизни человека.

Анализировать и делать выводы.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3

Диалог и монолог.

Различать диалог и монолог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Раздел «Текст» (4ч)

4

Текст. Тема текста.

Различать предложение и группу предложений.

Оформлять самостоятельно предложения на письме.

Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста.

Составлять рассказ по рисунку

5

Главная мысль текста.

Определять тему, главную мысль текста.

рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ.

6

Части текста.

* Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

Выделять части текста.

рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ.

7

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.

рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ.

Раздел «Предложение» (12 ч)

8-9

Предложение.

* Как мы говорим.

Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме.

Оформлять самостоятельно предложения на письме.

Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста.

10, 11

Как из слов составить предложение?

Составлять предложения, читать их.

Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания.

12

Главные члены предложения.

Находить основу и второстепенные члены предложения.

Составлять по рисунку предложения (работать в паре): рассматривать рисунок, составлять свои предложения, обсуждать различные варианты составленных предложений.

13

Второстепенные члены предложения.

Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение.

14

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

* Учусь слушать.

Обосновать правильность выделения основы предложения.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение.

15

Входной контрольный диктант.

Подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения задания.

16

Работа над ошибками. Распространённые и нераспространённые предложения.

Составлять и записывать предложения, разные по составу.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

17

Распространённые и нераспространённые предложения.

* Компоненты речевой ситуации.

18

Связь слов  в предложении.

Контрольный словарный диктант № 1.

Составлять и записывать предложения, разные по составу.

Устанавливать  связь слов  в предложении при помощи вопросов.

19

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины

И.С.Остроухова

«Золотая осень».

Составлять по картине предложения (работать в паре): рассматривать картину, составлять свои предложения, обсуждать различные варианты составленных предложений и оценивать результаты выполнения задания.

Раздел «Слова, слова, слова…» (18ч)

20

Лексическое значение слова.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

21

Однозначные и многозначные слова.

*Кто?

Что? Кому?

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

22

Прямое и переносное значение многозначных слов.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

23

Переносное значение многозначных слов.

*Кто?

Что? Кому?

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

24

Синонимы.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

25

Антонимы.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

26

Синонимы и антонимы.

* Темп речи.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Определять смысловое значение пословиц.

27

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Составлять по картине предложения (работать в паре): рассматривать картину, составлять свои предложения по вопросам. Подбирать заголовок к тексту.  Обсуждать различные варианты составленных предложений и оценивать результаты выполнения задания.

28

Однокоренные слова.

Родственные слова.

Находить однокоренные слова в тексте. Выделять корень в ловах. Группировать слова по темам.

29

Однокоренные слова. Корень слова.

Находить однокоренные слова в тексте. Выделять корень в ловах. Группировать слова по темам.

30

Единообразное написание корня в родственных словах.

Находить однокоренные слова в тексте. Выделять корень в ловах. Группировать слова по темам.

31

Однокоренные слова. Корень слова. Закрепление.

*Тон речи.

То ли слово,

да не так бы молвить.

Находить однокоренные слова в тексте. Выделять корень в ловах. Группировать слова по темам.

32

Слог как минимальная произноситель-ная единица.

*Тон речи.

То ли слово,

да не так бы молвить.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова .

33

Ударение.

Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за подвижностью русского ударения.

Правильно ставить ударение в словах.

Наблюдать, какой звук всегда должен быть ударным.

Формулировать вывод на основе наблюдений.

34

Контрольная работа № 1 по теме «Слова, слова, слова…».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Формулировать вывод на основе наблюдений.

35

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Перенос слов по слогам.

Произносить слова с делением на слоги.

Формулировать вывод на основе наблюдений.

36

Перенос слов по слогам.

Контрольный словарный диктант № 2.

Произносить слова с делением на слоги.

Формулировать вывод на основе наблюдений.

37

Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.

Составлять по серии картинок предложения (работать в паре): рассматривать картинки, составлять свои предложения . Подбирать заголовок к тексту.  Обсуждать различные варианты составленных предложений и оценивать результаты выполнения задания.

Раздел «Звуки и буквы» (59ч)

38

Звуки и буквы.

*Настроение, чувства и тон говорящего.

Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова.

Сравнивать слова — названия предметов, различающиеся одним звуком.

39

Русский алфавит, или Азбука.

Использование алфавита при работе со словарями.

*Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Определять положение заданной буквы в алфавите. Использовать алфавит при работе со словарем.

40

Употребление заглавной буквы.

Закреплять и обобщать знания о написании заглавной буквы в словах.

41

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины

З.Е.  Серебряковой «За обедом».

Составлять рассказ по репродукции картины по вопросам и опорным словам. Оценивать результаты выполнения задания.

42

Гласные звуки.

*Мы слушаем-нас слушают. Что такое уметь слушать.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

43

Гласные звуки. Слова с буквой э.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Сравнивать слова — названия предметов, различающиеся одним звуком.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

45

Ударные и безударные гласные звуки.

*Несловесные средства, помогающие понять смысл

сказанного.

Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова.

Сравнивать слова — названия предметов, различающиеся одним звуком.

46

Правило обозначение буквой безударного гласного звука.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков. Работать с памяткой «Гласные звуки». Считать количество букв и звуков в словах.

Различать проверочное и проверяемое слово.

47

Способы проверки  написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне.

Сравнивать слова — названия предметов, различающиеся одним звуком. Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

48

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

*Правила вежливого поведения во время разговора.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

Находить слова с изучаемой орфограммой в словаре и проверять её написание.

49

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

*Текст.

Речевые жанры.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

Находить слова с изучаемой орфограммой в словаре и проверять её написание.

50

Правописание словарных слов.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

Находить слова с изучаемой орфограммой в словаре и проверять её написание.

51

Правописание словарных слов.

*Этикетные речевые жанры.

Устанавливать особенность звучания гласных звуков.

Находить слова с изучаемой орфограммой в словаре и проверять её написание.

52

Представление об орфограмме.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание слов. Работать со словарём.

53

Контрольное списывание

№ 1.

 Списывать текст , отмечать в словах орфограммы, осуществлять самопроверку и самооценку.

54

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание слов. Работать со словарём.

55

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

*Вежливая просьба. Просьба –умолять –требовать.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание слов. Работать со словарём.

56

Согласные звуки.

*Прошу вас…Скрытая просьба.

Уточнить представление о согласных звуках.

Совершенствовать умение анализировать звуко-буквенный состав слов.

57

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

Составлять рассказ по предложениям, расположенным в произвольном порядке. Оценивать результаты выполнения задания.

58

Согласный звук  [й] и буква И краткое. 

*Речевые роли в разных ситуациях общения.

Различать согласный звук [Й] и букву И краткое. Использовать правило  при переносе слова с буквой  й.

59

Слова с удвоенными согласными.

Контрольный словарный диктант № 3.

Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило  при переносе слова с удвоенными согласными .

60

Проект

 «И в шутку и в серьёз».

Ознакомить с проектом, формировать умения работать с материалом учебника.

61

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины

А. С. Степанова «Лоси».

Анализировать задание к упражнению, обсуждать, выбирать наиболее удачные варианты выполнения письменных заданий, взаимно проверять результат выполнения работы.

62,

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

*Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности.

Формировать умение обозначать на письме и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, находить их в словах и правильно произносить, называть буквы, которые указывают на твёрдость или мягкость согласного в слове.

64

Контрольная работа

№2 по теме «Гласные и согласные звуки».

Проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматические задания.

65

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Формировать умение оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы.

Осознавать причины успешности или не успешности результатов контрольной работы.

66

Развитие речи. Составление ответов на вопросы к тексту.

Составлять рассказ по предложениям. Составлять ответы на вопросы к тексту. Оценивать результаты выполнения задания.

67

 Проект

«Пишем письмо».

Ознакомить с проектом, формировать умения работать с материалом учебника.

68

Буквосочетания

ЧК, ЧН.

*Тема и основная мысль.

Формулировать правило правописания сочетаний ЧК, ЧН.

Формировать умение и навык писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН.

69, 70

Буквосочетания  ЧТ, ЩН, НЧ. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями ЧТ, ЧН.

*Текст. Определение темы текста и его основной мысли.

Формулировать правило правописания сочетаний ЧТ, ЩН, НЧ. Соблюдать в речи орфоэпические нормы произношения слов. Применять правило при письме. Работать со словарем.

71

Проект «Рифма».

Ознакомить с проектом, формировать умения работать с материалом учебника.

72,

73,

74

Буквосочетания  ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ.

Контрольный словарный диктант № 4.

*Роль заголовка в тексте.

Формулировать правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Совершенствовать навыки написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

75

Звонкие и глухие  согласные.

*Опорные слова. Моделирование текста по опорным словам.

Учить находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

76

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Опорные слова. Моделирование текста по опорным словам.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать

 согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

77

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

78

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

79

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

80

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Оформление текста на письме.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Различать проверочное и проверяемое слово.

81

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово.

83

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Абзац. Построение текста.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объяснять правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания

84

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Абзац. Построение текста.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой.

85

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой.

86

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Пересказ.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово.

87

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой.

88

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

*Обучение подробному пересказу.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой.

89

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту?».

90,

91

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание парных согласных на конце слова и в корне слов.

Контрольный словарный диктант № 5.

Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту?

92

Контрольная работа

№3 по теме «Правописание слов с мягким знаком, с буквосочетаниями с шипящими звуками, слов с парными по глухости-звонкости».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Применять изученные правила в самостоятельной работе.

93

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Разделительный мягкий знак.

Формировать умение оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы.

Осознавать причины успешности или не успешности результатов контрольной работы.

94

Разделительный мягкий знак.

*Составление плана к тексту.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

95

Разделительный мягкий знак.

96

Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного.

*Вежливый отказ.

Раздел «Части речи» (58ч)

97

Что такое части речи?

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

98

Употребление частей речи в тексте.

*Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

99

 Имя существительное.

*Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

100

Значение и употребление в речи имени существительно-го.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

101

Слова, обозначающие предметы и явления.

Объяснять лексическое значение слов- имен существительных. Обогащать собственный словарь.

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существитель-ные.

*Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в группы.

103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существитель

ные.

*Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в группы.

104

Одушевлённые и неодушевлённые имена существитель-ные.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в группы.

105-106

Собственные и нарицательные имена существитель

ные.

*Типы текстов.

Классифицировать имена существительные и объединять их в группы.

107

Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква  в именах. отчествах и фамилиях людей.

Писать с заглавной буквы имена собственные. Работать со страничкой для любознательных.

108

Заглавная буква  в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

*Рассуждение.

Писать с заглавной буквы имена собственные. Классифицировать имена существительные и объединять их в группы.

109

Заглавная буква в написаниях кличек животных.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

110

Развитие речи. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных групп. Составлять  рассказ по личным наблюдениям и вопросам.

111,

112,

113,

114

Единственное и множественное число имён существитель-ных.

Контрольный словарный диктант № 6.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

115

Обобщение знаний об имени существитель-ном.

Определять грамматические признаки имен существительных и их роль в предложении.

116

Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему, главную мысль, подбирать заголовок к тексту. Составлять текст по вопросам и проверять его.

117

Что такое глагол?

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

118,

119

Глагол как часть речи.

*Основные особенности текста-рассуждения.

120

Единственное и множествен

ное число глаголов.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарём.

121

Единственное и множествен

ное число глаголов.

*Ссылка на правило, закон.

122

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголом.

123

Контрольный работа № 4 по темам «Имя существительное», «Глагол».

Научатся писать предложения под диктовку, отмечать в словах орфограммы, осуществлять самопроверку и самооценку.

124

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков.

125

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

Озаглавливать текст.

126

Текст-повествование.

*Точные и неточные объяснения.

Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в тексте. Находить нужную информацию для ответа на вопрос.

127

Роль глаголов в тексте- повествова

нии.

Контрольный словарный диктант № 7.

Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в тексте. Находить нужную информацию для ответа на вопрос.

128

Обобщение по теме «Глагол».

Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в тексте. Находить нужную информацию для ответа на вопрос. Составлять  текст –повествование.

129

Имя

прилагательное.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных.

130

Связь имени прилагательного с именем существитель-ным.

131

Связь имени прилагательного с именем существитель-ным.

*Описание.

132

Прилагательные близкие и противопо

ложные по значению.

Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).

Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.

133

Прилагатель

ные близкие и противоположные по значению.

*Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.

Распределять имена прилагательные по группам. Подбирать имена прилагательные для характеристики качеств, присущих людям и животным.

134

Прилагатель

ные близкие и противопо

ложные по значению.

Распределять имена прилагательные по группам. Подбирать к данным именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

135

Единственное и множествен

ное число имён прилагатель

ных.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шапмунь и др.

136

Единственное и множествен

ное число имён прилагатель

ных.

*Описание в объявлении.

137

Обобщение  знаний об имени прилагатель

ном.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

138,

139

Текст-описание.

*Обучение сочинению загадки-описания.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

140

Развитие речи. Составление текста- описания.

Совершенствовать умение составлять текст-описание, развивать связную речь.

141

Развитие речи. Составление текста-описания  по репродукции картины

Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

142

 Местоимение.

*Викторины и конкурсы.

Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

143

Местоимение как часть речи.

Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

144

Развитие речи. Составление текста с нарушенной последовательностью повество-

вания.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

Озаглавливать текст.

145

Текст-диалог.

*Игры со словами.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Озаглавливать текст.

146

Текст- рассуждение.

Контрольный словарный диктант № 8.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Озаглавливать текст.

147

Обощение знаний по теме «Местоиме-ние».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

148

Предлоги как часть речи. Роль предлогов в речи.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи и правильно применять в речи.

149

Правописание предлогов со словами.

Раздельно  писать  предлоги  со словами. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения.

150

Правописание предлогов со словами.

*Обобщение по литературным сказкам.

Раздельно  писать  предлоги  со словами. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения.

151

Правописание предлогов со словами.

*Проверочная работа.

Раздельно  писать  предлоги  со словами. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения.

152

Контрольная работа № 5 по темам «Имя прилагатель-ное», «Местоимение»

«Предлоги».

Научатся писать предложения под диктовку, отмечать в словах орфограммы, осуществлять самопроверку и самооценку.

153

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Обобщение по теме «Предлоги».

Находить информацию в дополнительной литературе. Презентовать подготовленное задание.

154

Проект «В словари – за частями речи!».

Участвовать в проектной деятельности.

Познакомить с видами словарей, научить работать со словарями.

Раздел «Повторение» (16ч)

155

Повторение. Текст.

Типы текстов.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

156,157

Повторение. Предложение. Члены предложения

Оформлять самостоятельно предложения на письме.

Находить грамматическую основу предложения.

158

Контрольное списывание

№ 2.

Списывать текст , отмечать в словах орфограммы, осуществлять самопроверку и самооценку.

159

Повторение. Слово и его лексическое значение.

Однокоренные слова.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

160

Повторение. Слово и его лексическое значение.

Однокоренные слова.

*Искусство речи.

Определять значение слова по толковому словарю.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

161

Повторение. Части речи.

Имя существитель-ное.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

162

Повторение. Части речи.

Имя прилагательное

Контрольный словарный диктант № 9.

163

Повторение. Части речи. Глагол.

164

Итоговая контрольная работа (диктант)

Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Формулировать вывод на основе наблюдений.

165

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение. Звуки и буквы.

Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова.

Считать количество букв и звуков в слове.

166

Повторение. Правила правописания.

*Повторение и обобщение пройденного.

Объяснять правила правописания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Раздельно  писать  предлоги  со словами. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения.

167

Повторение. Правила правописания.

168

Повторение. Правила правописания.

169

Повторение. Правила правописания.

170

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Применять изученные правила в самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....