Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2017_god_zhukova_e.s.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

Принято:

решением педагогического

Совета школы  от 23.08.2017 г.

Протокол №1

Утверждаю:

                                 приказом директора  НРМОБУ

                              "Начальная школа - детский сад"

                                ________________ С.А. Тугусова

                                Приказ № 139-од от 23.08.2017 г.                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

УМК «Школа России»

1 класс

Базовый уровень

 

                                                                                                               Составитель:     Жукова Елена Сергеевна

                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                1 квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, программы «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и др.М.: Просвещение 2016г., основной образовательной программой начального общего образования НРМОБУ «Начальная школа - детский сад», адресована для обучающихся 1классов по программе «Школа России».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Ведущая целевая установка направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического

восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» М.: Просвещение, 2016 .

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа

координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:

добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного  (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.

Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь,

создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и

речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.

Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к

изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык». 1 класс

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

 положительного отношения к урокам русского языка;

 уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

 интереса к языковой и речевой деятельности;

 представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

 представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

 первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

 мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

 понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

 высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

 целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

 ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

 понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

 анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

 проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

 слушать собеседника и понимать речь других;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 принимать участие в диалоге;

 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 принимать участие в работе парами и группами;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

 оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

 представление о русском языке, как  о государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

 представление о значимости языка и речи в жизни людей;

 представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии

и пунктуации (в объёме учебной программы);

 практические умения работать с языковыми единицами;

 представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского

языка;

 представление о правилах речевого этикета;

 адаптация к языковой и речевой деятельности.

Место учебного курса в учебном плане

 На изучение русского языка в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского

языка.

Содержание курса предмета "Русский язык"

ОБУЧЕНИЕ ГРАММОТЕ (обучение письму)

Добукварный период  (17 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период (78 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно.

Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Послебукварный период (20 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС "Русский язык" 1 КЛАСС (50 ч)

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

 первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

 пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

 составлять текст из набора предложений;

 выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

 различать устную и письменную речь;

 различать диалогическую речь;

 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

 определять тему и главную мысль текста;

 соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

 составлять текст по его началу и по его концу;

 составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

 различать звуки речи;

 понимать различие между звуками и буквами;

 устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

 различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

 определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

 различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

 различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

 различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно

произносить;

 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

 различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

 обозначать ударение в слове;

 правильно называть буквы в алфавитном порядке;

 различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

 различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

 определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

 наблюдать над образованием звуков речи;

 определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

 обозначать на письме звук [й’];

 располагать заданные слова в алфавитном порядке;

 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

 находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день,

жить и др.);

 произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим

словарём» в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

 различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

 различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

 определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

 классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

 определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

 определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

 осознавать слово как единство звучания и значения;

 определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

 на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

 подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

 на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

 различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

 соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

 соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

 соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

 различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

 различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

 выделять предложения из речи;

 соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

 определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого

предложения;

 соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

 составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

 составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

 писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

 определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

 устанавливать связь слов в предложении;

 сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

 применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после

шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;

перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова

(перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

 безошибочно списывать текст с доски и учебника;

 писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

 определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

 писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима,

стрела);

 писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

 применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

 пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

Календарно - тематическое планирование по русскому языку

на 2017-2018 учебный год

1 класс (165 часов)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Приме-чание

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -17 ч.

1

Пропись-первая учебная тетрадь (с.3-6)

1

2

 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8)

1

3

 Письмо овалов и полуовалов (с.9-10)

1

4

Рисование бордюров (с.11-12)

1

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

(с.13-14)

1

6

 Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо), (с.15-17)

1

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо)

(с.18-20)

1

8

 Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

(21-23)

1

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

(с.24-26)

1

10

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий.

(с. 27-29)

1

11

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

(с.30-32)

1

12

 Заглавная буква А. Строчная буква  а.

(Пропись 2, с.3-4

1

1

 Заглавная  и строчная  буквы О,о. (с.5-6)

1

14

 Строчная буква и.

(с.7)

1

15

 Заглавная буква И.

(с.8)

1

16

Строчная буква ы.

(с.9-10)

1

17

 Заглавная  и строчная  буквыУ, у (с.11-13)

1

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - 78 ч.

18

Заглавная  и строчная  буквы Н,н. (с.14-15)

1

19

Заглавная буква С,  строчная  буква с.

(с. 16)

1

20

Строчная и заглавная буква с,С. (с.17)

1

21

 Строчная и заглавная буквы к,К.

(с. 18)

1

22

 Строчная и заглавная буквы к,К.

(с. 18-19)

1

23

 Строчная и заглавная буквы т,Т. (с.20-21)

1

24

Строчная и заглавная буквы л,Л.

(с. 24).

1

25

Повторение и закрепление написания изученных букв.

(с.22)

1

26

 Строчная и заглавная буквы р,Р.

(с. 26-27)

1

27

Строчная и заглавная буквы  в,В.

(с.28-29).

1

28

Строчная и заглавная буквы  е,Е.

(с.31-32).

1

29

Строчная и заглавная буквы  п, П.

(Пропись №3, с.3-4)

1

30

Строчная и заглавная буквы  п,П.

1

31

Строчная и заглавная буква  м,М.

(с. 6)

1

32

Строчная и заглавная буква  м,М.

(с. 6)

1

33

Строчная и заглавная буквы з,З

(с. 9)

1

34

 Письмо слов и предложений с буквами з,З

(с. 10)

1

35

 Письмо слов и предложений с буквами з,З.

(с. 11)

1

36

 Строчная и заглавная буквы б,Б.

(с. 12)

1

37

Строчная и заглавная буквы б,Б. (с. 13)

1

38

Списывание текстов с изученными буквами.

 (с. 14).

1

39

 Строчная и заглавная буквы д,Д.

(с.16).

1

40

 Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв  д,Д.  (с.17-18).

1

41

 Строчная и заглавная буквы д,Д. Списывание текстов. Закрепление букв д,Д.

(с.18-19).

1

42

Письмо строчной и заглавной букв я,Я.

(с.20-21)

1

43

Письмо строчной и заглавной букв я,Я.

(с.20-21)

1

44

Закрепление написания букв я,Я.

(с.22)

1

45

Письмо текстов с изученными буквами

(с. 23)

1

46

Письмо строчной и заглавной букв г,Г.

(с. 24).

1

47

 Строчная и заглавная буквы г,Г.

(с. 25-26).

1

48

 Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу.

(с. 27).

1

49

 Заглавная буква Ч.

(с. 29)

1

50

Р. - Строчная буква ч. Сочетания ча – чу.

(с. 28).

1

51

Р. – Буква ь.

(с. 30)

1

52

 Буква ь

(с. 31-32).

1

53

- Строчная буква ш. (Пропись №4, с. 3).

1

54

 Заглавная буква Ш. (Пропись №4, с. 4).

1

55

Письмо слогов и слов с изученными буквами

(с.5)

1

56

 Письмо строчной и заглавной буквы  ж,Ж.

(с.6-7)

1

57

 Строчная и заглавная буквы ж,Ж.

(с.8-9)

1

58

 Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 10).

1

59

 Заглавная буква Ё. (пропись № 4, с. 12).

1

60

Букввы ё,Ё.

 (пропись № 4, с. 11).

1

61

 Строчная и заглавная буквы й,Й. (с. 13-14)

1

62

 Строчная буква х.

(с. 15-16)

1

63

 Заглавная буква Х . Написание слов и предложений с буквой Х.

(с. 15-16)

1

64

 Строчная и  заглавная буквы х, Х. Написание слов и предложений с буквой Х.

(с. 17-18)

1

65

 Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв (с. 18 )

1

66

Строчная и заглавная буквы ю,Ю.

 (с. 19-20)

1

67

 Буква Ю. Написание предложений с буквами ю,Ю. (с. 20-21)

1

68

 Строчная буква  ц (с. 22)

1

69

 Заглавная буква Ц

 (с. 23)

1

70

 Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

(с. 24).

1

71

 Строчная буква э.

(с. 25).

1

72

 Заглавная буква Э.

(с. 26).

1

73

 Написание строчной буквы щ.

(с. 27).

1

74

 Написание заглавной буквы Щ.

(с. 29).

1

75

Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ и другими изученными буквами.

(с. 28).

1

76

Строчная и заглавная буквы ф,Ф.

(с. 30—31)

1

77

 Строчные буквы ь, ъ

(с. 32)

1

78

 Закрепление пройденного. Выборочное письмо. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

1

79

 Списывание текста.

1

80

 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?».

1

81

 Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».

1

82

 Слова, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делают?».

1

83

 Слова с безударными гласными в корне.

1

84

 Слова с безударными гласными в корне.

1

85

 Слова с безударными гласными в корне.

1

86

 Слуховой диктант.

1

87

Проверочная работа  (списывание) по теме «Слово. Слог.»

1

88

Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как

показатель мягкости. Комментированное письмо.

1

89

Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. Комментированное письмо.

1

90

 Закрепление и обобщение пройденного материала. Коллективное составление и запись предложений по опорным словам.

1

91

Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

1

92

Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

1

93

Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

1

94

 Закрепление пройденного материала. Проверочное списывание с письменного текста. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

1

95

 Обобщение и повторение пройденного материала: способы обозначения звука [й'] на письме. Проверочное списывание.

1

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -20 ч.

96

Повторение по теме «Слог», «Ударение»

1

97

 Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

Составление предложения из слов.

1

98

 Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

Составление предложения из слов.

1

99

 Обобщение изученного материала.  Коллективное составление и запись небольшого рассказа по вопросам и опорным словам.

1

100

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.

1

101

Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

1

102

Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. Комментированное письмо.

1

103

 Повторение и закрепление пройденного. Обучающий диктант.

1

104

 Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я.

1

105

 Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я.

1

106

Повторение изученного материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит».

1

107

 Повторение пройденного.

Списывание с печатного текста.

1

108

 Составление предложений по вопросам.

1

109

Составление предложений по вопросам.

1

110

Запись текста по опорным словам.

1

111

Диагностическая работа (списывание) по теме «Правописание согласных и гласных букв»

1

112

Наши достижения. Планируемые результаты обучения.

1

113

 Повторение пройденного.

Списывание с печатного текста.

1

114

 Работа с деформированным текстом.

1

115

Повторение   пройденного материала.

Подготовка к изучению начального курса русского языка.

1

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

116

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

117

Устная и письменная речь.

Русский язык — родной язык русского народа.

1

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

118

Текст и предложение (общее представление)

1

119

Предложение.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

120

Диалог.

1

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

121

Роль слов в речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

122

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

Классификация и объединение слов в тематические группы

1

123

Вежливые слова.

Тематические группы слов.

1

124

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

1

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

125

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Слово и слог.

1

126

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица.

1

127

Перенос слов

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

1

128

Перенос слов

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

1

129

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

1

130

Ударные и безударные слоги

Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

 Коллективное составление содержания основной части сказки.

1

ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч.

131

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

132

Звуки и буквы

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

133

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

 

1

134

Русский алфавит, или Азбука

Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

1

135

Гласные звуки и буквы.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

1

136

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

1

137

Гласные звуки

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

 Составление развёрнутого ответа на вопрос.

1

138

Особенности проверяемых и проверочных слов. Ударение. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

139

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

140

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

1

141

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографи-ческим словарём.

*Слова с непроверя-емым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

1

142

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

143

Согласные звуки и буквы.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

1

144

Слова с удвоенными согласными.

1

145

Слова с буквами И и Й

Слова со звуком [й’] и

буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

1

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

147

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. 

1

148

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

*Слово с непроверяемым написанием: ребята

1

149

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

150

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

151

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

152

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

 

1

153

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков.

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

154

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

1

155

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

156

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

1

157

Шипящие согласные звуки.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Проект «Скороговорки». Составление

 сборника

«Весёлые скороговорки».

1

158

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

159

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

1

160

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

*Слово с непроверяемым написанием: машина.

1

161

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

162

Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

1

163

Контрольный диктант.

1

164

Заглавная буква в словах. Комплексная работа.

1

ПОВТОРЕНИЕ - 1 ч.

165

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).Повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...