Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2017_god_zhukova_e.s.doc322 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

    Принято:

    решением педагогического

    Совета школы  от 23.08.2017 г.

    Протокол №1

    Утверждаю:

                                     приказом директора  НРМОБУ

                                  "Начальная школа - детский сад"

                                    ________________ С.А. Тугусова

                                    Приказ № 139-од от 23.08.2017 г.                                                

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному предмету

    «Русский язык»

    УМК «Школа России»

    1 класс

    Базовый уровень

     

                                                                                                                   Составитель:     Жукова Елена Сергеевна

                                                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                                    1 квалификационной категории

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, программы «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и др.М.: Просвещение 2016г., основной образовательной программой начального общего образования НРМОБУ «Начальная школа - детский сад», адресована для обучающихся 1классов по программе «Школа России».

    Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Ведущая целевая установка направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического

    восприятия и логического мышления учащихся;

    • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

    языке как основе национального самосознания;

    — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    — развитие коммуникативных умений;

    — развитие нравственных и эстетических чувств;

    — развитие способностей к творческой деятельности.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Общая характеристика учебного курса

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» М.: Просвещение, 2016 .

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа

    координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:

    добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного  (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.

    Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.

    Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

    Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

    Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь,

    создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

    Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

    Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

    Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

    Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

    Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и

    речевого развития личности.

    Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.

    Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к

    изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

    Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    «Русский язык». 1 класс

    Личностные результаты

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

     внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

     положительного отношения к урокам русского языка;

     уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

     интереса к языковой и речевой деятельности;

     представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

     представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

     первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

     мотивов к творческой проектной деятельности.

    Метапредметные результаты

    Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

     принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

     понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

     высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

     проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

     оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

    Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

     целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

     ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

     осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

     понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

     работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

     понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

     преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

     понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

     составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

     анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

     осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

     делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

     подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

     проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

     слушать собеседника и понимать речь других;

     оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

     принимать участие в диалоге;

     задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

     принимать участие в работе парами и группами;

     договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

     признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

     оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

    Предметные результаты

     представление о русском языке, как  о государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

     представление о значимости языка и речи в жизни людей;

     представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии

    и пунктуации (в объёме учебной программы);

     практические умения работать с языковыми единицами;

     представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского

    языка;

     представление о правилах речевого этикета;

     адаптация к языковой и речевой деятельности.

    Место учебного курса в учебном плане

     На изучение русского языка в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского

    языка.

    Содержание курса предмета "Русский язык"

    ОБУЧЕНИЕ ГРАММОТЕ (обучение письму)

    Добукварный период  (17 ч)

    Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

    Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

    Букварный период (78 ч)

    I. Обучение чтению

    Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

    II. Обучение письму

    Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

    Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

    III. Развитие устной речи

    Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

    Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

    Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

    Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

    Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

    Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

    Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

    Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

    Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

    Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно.

    Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

    Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

    Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

    Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

    Послебукварный период (20 ч)

    Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

    СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС "Русский язык" 1 КЛАСС (50 ч)

    Наша речь (2 ч)

    Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

    Текст, предложение, диалог (3 ч)

    Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

    Слова, слова, слова… (4 ч)

    Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

    Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

    Слово и слог. Ударение. (6 ч)

    Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).

    Звуки и буквы (34 ч)

    Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

    Повторение (1 ч)

    Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

    Развитие речи

    Обучающийся научится:

     первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

     соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

     слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

     пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

     составлять текст из набора предложений;

     выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

    Обучающийся получит возможность научиться:

     различать устную и письменную речь;

     различать диалогическую речь;

     отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

     анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

     определять тему и главную мысль текста;

     соотносить заголовок и содержание текста;

     составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

     составлять текст по его началу и по его концу;

     составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

    Система языка

    Фонетика, орфоэпия, графика

    Обучающийся научится:

     различать звуки речи;

     понимать различие между звуками и буквами;

     устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

     различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

     определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

     различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

     различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

     различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно

    произносить;

     устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

     различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

     обозначать ударение в слове;

     правильно называть буквы в алфавитном порядке;

     различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

     различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

     определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

    Обучающийся получит возможность научиться:

     наблюдать над образованием звуков речи;

     определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

     обозначать на письме звук [й’];

     располагать заданные слова в алфавитном порядке;

     устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

     находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день,

    жить и др.);

     произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим

    словарём» в учебнике).

    Лексика

    Обучающийся научится:

     различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

     различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

     определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

     классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

     определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

     определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

    Обучающийся получит возможность научиться:

     осознавать слово как единство звучания и значения;

     определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

     на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

     подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

     на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

    Морфология

    Обучающийся получит возможность научиться:

     различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

     соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

     соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

     соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

     различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

    Синтаксис

    Обучающийся научится:

     различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

     выделять предложения из речи;

     соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

     определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого

    предложения;

     соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

     составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

     составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

     писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

    Обучающийся получит возможность научиться:

     определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

     устанавливать связь слов в предложении;

     сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

    Орфография и пунктуация

    Обучающийся научится:

     применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после

    шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;

    перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова

    (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

     безошибочно списывать текст с доски и учебника;

     писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

    Обучающийся получит возможность научиться:

     определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

     писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима,

    стрела);

     писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

     применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

     пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

    Календарно - тематическое планирование по русскому языку

    на 2017-2018 учебный год

    1 класс (165 часов)

    п/п

    Название раздела, темы

    Кол-во часов

    Дата

    Приме-чание

    ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -17 ч.

    1

    Пропись-первая учебная тетрадь (с.3-6)

    1

    2

     Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8)

    1

    3

     Письмо овалов и полуовалов (с.9-10)

    1

    4

    Рисование бордюров (с.11-12)

    1

    5

    Письмо длинных прямых наклонных линий.

    (с.13-14)

    1

    6

     Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо), (с.15-17)

    1

    7

    Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо)

    (с.18-20)

    1

    8

     Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

    (21-23)

    1

    9

    Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

    (с.24-26)

    1

    10

    Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий.

    (с. 27-29)

    1

    11

    Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

    (с.30-32)

    1

    12

     Заглавная буква А. Строчная буква  а.

    (Пропись 2, с.3-4

    1

    1

     Заглавная  и строчная  буквы О,о. (с.5-6)

    1

    14

     Строчная буква и.

    (с.7)

    1

    15

     Заглавная буква И.

    (с.8)

    1

    16

    Строчная буква ы.

    (с.9-10)

    1

    17

     Заглавная  и строчная  буквыУ, у (с.11-13)

    1

    БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - 78 ч.

    18

    Заглавная  и строчная  буквы Н,н. (с.14-15)

    1

    19

    Заглавная буква С,  строчная  буква с.

    (с. 16)

    1

    20

    Строчная и заглавная буква с,С. (с.17)

    1

    21

     Строчная и заглавная буквы к,К.

    (с. 18)

    1

    22

     Строчная и заглавная буквы к,К.

    (с. 18-19)

    1

    23

     Строчная и заглавная буквы т,Т. (с.20-21)

    1

    24

    Строчная и заглавная буквы л,Л.

    (с. 24).

    1

    25

    Повторение и закрепление написания изученных букв.

    (с.22)

    1

    26

     Строчная и заглавная буквы р,Р.

    (с. 26-27)

    1

    27

    Строчная и заглавная буквы  в,В.

    (с.28-29).

    1

    28

    Строчная и заглавная буквы  е,Е.

    (с.31-32).

    1

    29

    Строчная и заглавная буквы  п, П.

    (Пропись №3, с.3-4)

    1

    30

    Строчная и заглавная буквы  п,П.

    1

    31

    Строчная и заглавная буква  м,М.

    (с. 6)

    1

    32

    Строчная и заглавная буква  м,М.

    (с. 6)

    1

    33

    Строчная и заглавная буквы з,З

    (с. 9)

    1

    34

     Письмо слов и предложений с буквами з,З

    (с. 10)

    1

    35

     Письмо слов и предложений с буквами з,З.

    (с. 11)

    1

    36

     Строчная и заглавная буквы б,Б.

    (с. 12)

    1

    37

    Строчная и заглавная буквы б,Б. (с. 13)

    1

    38

    Списывание текстов с изученными буквами.

     (с. 14).

    1

    39

     Строчная и заглавная буквы д,Д.

    (с.16).

    1

    40

     Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв  д,Д.  (с.17-18).

    1

    41

     Строчная и заглавная буквы д,Д. Списывание текстов. Закрепление букв д,Д.

    (с.18-19).

    1

    42

    Письмо строчной и заглавной букв я,Я.

    (с.20-21)

    1

    43

    Письмо строчной и заглавной букв я,Я.

    (с.20-21)

    1

    44

    Закрепление написания букв я,Я.

    (с.22)

    1

    45

    Письмо текстов с изученными буквами

    (с. 23)

    1

    46

    Письмо строчной и заглавной букв г,Г.

    (с. 24).

    1

    47

     Строчная и заглавная буквы г,Г.

    (с. 25-26).

    1

    48

     Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу.

    (с. 27).

    1

    49

     Заглавная буква Ч.

    (с. 29)

    1

    50

    Р. - Строчная буква ч. Сочетания ча – чу.

    (с. 28).

    1

    51

    Р. – Буква ь.

    (с. 30)

    1

    52

     Буква ь

    (с. 31-32).

    1

    53

    - Строчная буква ш. (Пропись №4, с. 3).

    1

    54

     Заглавная буква Ш. (Пропись №4, с. 4).

    1

    55

    Письмо слогов и слов с изученными буквами

    (с.5)

    1

    56

     Письмо строчной и заглавной буквы  ж,Ж.

    (с.6-7)

    1

    57

     Строчная и заглавная буквы ж,Ж.

    (с.8-9)

    1

    58

     Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 10).

    1

    59

     Заглавная буква Ё. (пропись № 4, с. 12).

    1

    60

    Букввы ё,Ё.

     (пропись № 4, с. 11).

    1

    61

     Строчная и заглавная буквы й,Й. (с. 13-14)

    1

    62

     Строчная буква х.

    (с. 15-16)

    1

    63

     Заглавная буква Х . Написание слов и предложений с буквой Х.

    (с. 15-16)

    1

    64

     Строчная и  заглавная буквы х, Х. Написание слов и предложений с буквой Х.

    (с. 17-18)

    1

    65

     Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв (с. 18 )

    1

    66

    Строчная и заглавная буквы ю,Ю.

     (с. 19-20)

    1

    67

     Буква Ю. Написание предложений с буквами ю,Ю. (с. 20-21)

    1

    68

     Строчная буква  ц (с. 22)

    1

    69

     Заглавная буква Ц

     (с. 23)

    1

    70

     Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

    (с. 24).

    1

    71

     Строчная буква э.

    (с. 25).

    1

    72

     Заглавная буква Э.

    (с. 26).

    1

    73

     Написание строчной буквы щ.

    (с. 27).

    1

    74

     Написание заглавной буквы Щ.

    (с. 29).

    1

    75

    Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ и другими изученными буквами.

    (с. 28).

    1

    76

    Строчная и заглавная буквы ф,Ф.

    (с. 30—31)

    1

    77

     Строчные буквы ь, ъ

    (с. 32)

    1

    78

     Закрепление пройденного. Выборочное письмо. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

    1

    79

     Списывание текста.

    1

    80

     Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?».

    1

    81

     Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».

    1

    82

     Слова, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делают?».

    1

    83

     Слова с безударными гласными в корне.

    1

    84

     Слова с безударными гласными в корне.

    1

    85

     Слова с безударными гласными в корне.

    1

    86

     Слуховой диктант.

    1

    87

    Проверочная работа  (списывание) по теме «Слово. Слог.»

    1

    88

    Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как

    показатель мягкости. Комментированное письмо.

    1

    89

    Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. Комментированное письмо.

    1

    90

     Закрепление и обобщение пройденного материала. Коллективное составление и запись предложений по опорным словам.

    1

    91

    Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

    1

    92

    Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

    1

    93

    Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.

    1

    94

     Закрепление пройденного материала. Проверочное списывание с письменного текста. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

    1

    95

     Обобщение и повторение пройденного материала: способы обозначения звука [й'] на письме. Проверочное списывание.

    1

    ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -20 ч.

    96

    Повторение по теме «Слог», «Ударение»

    1

    97

     Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

    Составление предложения из слов.

    1

    98

     Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

    Составление предложения из слов.

    1

    99

     Обобщение изученного материала.  Коллективное составление и запись небольшого рассказа по вопросам и опорным словам.

    1

    100

    Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.

    1

    101

    Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове.

    1

    102

    Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. Комментированное письмо.

    1

    103

     Повторение и закрепление пройденного. Обучающий диктант.

    1

    104

     Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я.

    1

    105

     Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я.

    1

    106

    Повторение изученного материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит».

    1

    107

     Повторение пройденного.

    Списывание с печатного текста.

    1

    108

     Составление предложений по вопросам.

    1

    109

    Составление предложений по вопросам.

    1

    110

    Запись текста по опорным словам.

    1

    111

    Диагностическая работа (списывание) по теме «Правописание согласных и гласных букв»

    1

    112

    Наши достижения. Планируемые результаты обучения.

    1

    113

     Повторение пройденного.

    Списывание с печатного текста.

    1

    114

     Работа с деформированным текстом.

    1

    115

    Повторение   пройденного материала.

    Подготовка к изучению начального курса русского языка.

    1

    НАША РЕЧЬ – 2 ч.

    116

    Наша речь

    Язык и речь, их значение в жизни людей.

    1

    117

    Устная и письменная речь.

    Русский язык — родной язык русского народа.

    1

    ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

    118

    Текст и предложение (общее представление)

    1

    119

    Предложение.

    Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

    1

    120

    Диалог.

    1

    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

    121

    Роль слов в речи.

    Составление текста по рисунку и опорным словам.

    1

    122

    Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

    Классификация и объединение слов в тематические группы

    1

    123

    Вежливые слова.

    Тематические группы слов.

    1

    124

    Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

    Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

    *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

    1

    СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

    125

    Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

    Слово и слог.

    1

    126

    Деление слов на слоги.

    *Слова с непроверяемым написанием: лисица.

    1

    127

    Перенос слов

    Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

    Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

    1

    128

    Перенос слов

    Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. 

    1

    129

    Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

    Слогоударные модели слов.

    1

    130

    Ударные и безударные слоги

    Зависимость значения слова от ударения.

    Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

     Коллективное составление содержания основной части сказки.

    1

    ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч.

    131

    Звуки и буквы

    Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

    1

    132

    Звуки и буквы

    Условные звуковые обозначения слов.

    *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

    1

    133

    Русский алфавит, или Азбука

    Значение алфавита.

     

    1

    134

    Русский алфавит, или Азбука

    Использование алфавита при работе со словарями.

    *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

    1

    135

    Гласные звуки и буквы.

    Буквы, обозначающие гласные звуки.

    Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

    1

    136

    Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

    1

    137

    Гласные звуки

    Слова с буквой э.

    *Слово с непроверяемым написанием: деревня.

     Составление развёрнутого ответа на вопрос.

    1

    138

    Особенности проверяемых и проверочных слов. Ударение. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

    1

    139

    Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

    1

    140

    Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

    Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

    1

    141

    Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

    Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

    Работа с орфографи-ческим словарём.

    *Слова с непроверя-емым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

    1

    142

    Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

    1

    143

    Согласные звуки и буквы.

    Буквы, обозначающие согласные звуки.

    Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

    1

    144

    Слова с удвоенными согласными.

    1

    145

    Слова с буквами И и Й

    Слова со звуком [й’] и

    буквой «и краткое».

    *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

    1

    146

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

    1

    147

    Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

    Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. 

    1

    148

    Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

    Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

    *Слово с непроверяемым написанием: ребята

    1

    149

    Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    1

    150

    Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    1

    151

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

    1

    152

    Парные звонкие и глухие согласные звуки.

    Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

    Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

     

    1

    153

    Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков.

    Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

    1

    154

    Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.

    Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

    *Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

    1

    155

    Правописание парных согласных звуков на конце слов.

    1

    156

    Правописание парных согласных звуков на конце слов.

    Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

    1

    157

    Шипящие согласные звуки.

    Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

    *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

    Проект «Скороговорки». Составление

     сборника

    «Весёлые скороговорки».

    1

    158

    Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

    Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

    *Слово с непроверяемым написанием: девочка.

    Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

    1

    159

    Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

    Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

    1

    160

    Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

    Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

    *Слово с непроверяемым написанием: машина.

    1

    161

    Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    1

    162

    Заглавная буква в словах.

    Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

    1

    163

    Контрольный диктант.

    1

    164

    Заглавная буква в словах. Комплексная работа.

    1

    ПОВТОРЕНИЕ - 1 ч.

    165

    Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).Повторение.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

    Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

    Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

    Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

    Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

    рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

    Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

    Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

    Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

    Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

    Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....

    Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...