Занимательный русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
1 занятие по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.57 КБ |
![]() | 453.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово. Лексическое значение слова.
1. Замени выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
Мы пересаживаем рассаду в землю _________________
После оттепели снова ударил мороз, и на снегу образовалась ледяная корка ______________
Ребята забрели в самую гущу леса ________________
Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай ______________________
2. Определи по толкованию, какое слово задумано.
Большой, бесформенный кусок земли, льда. ___________________
Занимающий очень много места, слишком большой. ____________________
Полный телом, крупного сложения ________________________
Постепенно утрачивать яркость, блеск _____________________
Сильно похудеть, ослабевать от недоедания __________________________
Человек одного возраста с кем-нибудь _________________________
Одна из досок деревянного пола ______________________________
Легко перелетать с места на место (о птицах) ________________________
3. Употребляй слова правильно. Исправь лексические ошибки в предложениях.
Мальчик Петя был зачинателем драки. ______________________________
Он был искусственным мастером. _________________________________
Девочка удивительно подняла брови. ______________________________
Соседний мальчик очень балованный. _____________________________
4. Замените одним словом.
Воспринимать на ощупь, при прикосновении ______________________________
В предыдущий день __________________________________
Верный, любящий ___________________________________
Тот, кто учится вместе с кем-нибудь ____________________________
Правдивый, откровенный, прямодушный _____________________________
Упасть, распадаясь на части, обрушиться _____________________________
Тот, кто был свидетелем, наблюдателем какого-либо события _________________________
Находиться в земной коре (о полезных ископаемых) _________________________________
Очень крутой, вертикально уходящий вниз _______________________________
Идущий в обход (о дороге, пути) ____________________________________
Застёжка, вдеваемая в манжет мужской рубашки ____________________________
Простодушный, неопытный ______________________________________
Место, где стаял снег и обнажилась земля _______________________________
5. Алёна так определила лексическое значение слов:
Ложка – столовый прибор, которым едят суп.
Садовод – дядя, который водит детей в садик.
Зима – время года, когда идёт снег.
Перчатки – то, что делает еду острой.
Согласны ли вы с Алёной? А какое объяснение данных слов дали бы вы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подчеркни в данных словосочетаниях слова, которые употреблены в переносном значении
ослепительный свет – ослепительная красота
ледяная глыба – ледяной взгляд
сердечные мышцы – сердечный друг
7. Пишем грамотно. Поставь в словах правильное ударение.
начать начал начали
звонит позвонит звонят
баловать баловал баловала
8. Пишем грамотно. Исправь ошибки. Перепиши исправленное стихотворение (в тетрадь)
Сотни слов, радных и метких,
Сникнуф, голос потеряф,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых славарях.
Ты их выпусти отуда,
В быт обыденный вирни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
9. Определи слово по его лексическому значению. Запиши его.
Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов _________________________
Цвет, средний между красным и жёлтым, цвет апельсина _________________________________
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке ____________________________________
Запас слов и выражений человека ______________________________________
Слова, имеющие близкие значения _____________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Знакомьтесь! Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно-политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.
Лексиколо́гия (от др.-греч . lexikos — слово, выражение, logos — суждение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. Знакомьтесь! В лексикологии рассматриваются: слово и его значение система взаимоотношений слов история формирования современной лексики функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи
Лексические загадки № 1 Укажи способ объяснения значения данного слова Беда – несчастье, горе, неприятность а) подбор синонимов б) описательно в) подбор синонимов и описательно
Жизнь прожить – не поле перейти. пословица Лексические загадки № 2 Составь из данных слов пословицу, запиши её не, перейти, жизнь, поле, прожить
Лексические загадки № 3 Подбери синонимы к выделенным словам в разных его значениях верный друг - друг верное решение - решение надёжный преданный проверенный испытанный и др. истинное правильное безошибочное точное и др.
Лексические загадки № 4 Замени выделенное слово другим, более подходящим по смыслу Ребята забрели в самую гущу _______ леса. ( ) чащу
Лексические загадки № 5 Вставь в предложения К.Паустовского пропущенное слово. В прямом или переносном значении оно употреблено? Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский ______ . Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему ________ . б) в переносном а) в прямом язык языку
Лексические загадки № 6 Укажи значение многозначного слова морж , которое появилось позже б) человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоёмах а) крупное ластоногое морское животное
Лексические загадки № 7 Слово персона означает лицо . Основываясь на этом, запиши, что обозначают данные слова. Персонал - Персональный - служащий учреждения личный Персонаж - действующее лицо
На днях в л е су н аш ёл я гру здь и очень был доволен. Верное решение Лексические загадки № 8 Необходимо помочь мальчику рассказать в письме о том, что ему понравился отдых за городом. Прочитав слова мальчику, запиши эту фразу без ошибок. На днях в лису на шёл я грусть и очень был доволен.
Лексические загадки № 9 В каком из предложений выстрел у мальчика получился нечаянно? б) Мальчик натягивал тетиву лука и выстрелил. а) Мальчик натянул тетиву лука и выстрелил.
Автор шаблона Панова Валентина Викторовна Ученики Поля «Ромашка» Фон лист в линейку Для презентации: Таблица (Лексика) http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/730/729868/729868_html_21a70668.png Чаща леса http://www.look.com.ua/pic/201309/1366x768/look.com.ua-78225.jpg Мальчик с луком http://images.vectorhq.com/images/premium/thumbs/122/boy-playing-in-the-indian_122165848.jpg Задания – Олимпиады по русскому языку 4 класс, авт.Орг А.О., Белицкая Н.Г., изд. «ЭКЗАМЕН» М:2014г Информация - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19905 Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-59252-1352810361.jpg)
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-89884-1402756001.jpg)
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-601647-1581925068.jpg)
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...