Занимательный русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Иванова Светлана Валерьевна

1 занятие по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слово. Лексическое значение слова.

1. Замени выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.

Мы пересаживаем рассаду в землю _________________

После оттепели снова ударил мороз, и на снегу образовалась ледяная корка ______________

Ребята забрели в самую гущу леса ________________

Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай ______________________

2. Определи по толкованию, какое слово задумано.

Большой, бесформенный кусок земли, льда. ___________________

Занимающий очень много места, слишком большой. ____________________

Полный телом, крупного сложения ________________________

Постепенно утрачивать яркость, блеск _____________________

Сильно похудеть, ослабевать от недоедания __________________________

Человек одного возраста с кем-нибудь _________________________

Одна из досок деревянного пола ______________________________

Легко перелетать с места на место (о птицах) ________________________

3. Употребляй слова правильно. Исправь лексические ошибки в предложениях.

Мальчик Петя был зачинателем драки. ______________________________

Он был искусственным мастером. _________________________________

Девочка удивительно подняла брови. ______________________________

Соседний мальчик очень балованный. _____________________________

4. Замените одним словом.

Воспринимать на ощупь, при прикосновении ______________________________

В предыдущий день __________________________________

Верный, любящий ___________________________________

Тот, кто учится вместе с кем-нибудь ____________________________

Правдивый, откровенный, прямодушный _____________________________

Упасть, распадаясь на части, обрушиться _____________________________

Тот, кто был свидетелем, наблюдателем какого-либо события _________________________

Находиться в земной коре (о полезных ископаемых) _________________________________

Очень крутой, вертикально уходящий вниз _______________________________

Идущий в обход (о дороге, пути) ____________________________________

Застёжка, вдеваемая в манжет мужской рубашки ____________________________

Простодушный, неопытный ______________________________________

Место, где стаял снег и обнажилась земля _______________________________

5. Алёна так определила лексическое значение слов:

Ложка – столовый прибор, которым едят суп.

Садовод – дядя, который водит детей в садик.

Зима – время года, когда идёт снег.

Перчатки – то, что делает еду острой.

Согласны ли вы с Алёной? А какое объяснение данных слов дали бы вы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подчеркни в данных словосочетаниях слова, которые употреблены в переносном значении

ослепительный свет – ослепительная красота

ледяная глыба – ледяной взгляд

сердечные мышцы – сердечный друг

7. Пишем грамотно. Поставь в словах правильное ударение.

начать                   начал                     начали

звонит                  позвонит                звонят

баловать              баловал                  баловала

8. Пишем грамотно. Исправь ошибки. Перепиши исправленное стихотворение (в тетрадь)

Сотни слов, радных и метких,

Сникнуф, голос потеряф,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых славарях.

Ты их выпусти отуда,

В быт обыденный вирни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

9. Определи слово по его лексическому значению. Запиши его.

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов _________________________

Цвет, средний между красным и жёлтым, цвет апельсина _________________________________

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке ____________________________________

Запас слов и выражений человека ______________________________________

Слова, имеющие близкие значения _____________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность ∙ 4 класс ∙ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ Автор презентации Коровина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области

Слайд 2

Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Знакомьтесь! Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно-политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.

Слайд 3

Лексиколо́гия (от др.-греч . lexikos — слово, выражение, logos — суждение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. Знакомьтесь! В лексикологии рассматриваются: слово и его значение система взаимоотношений слов история формирования современной лексики функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи

Слайд 5

Лексические загадки № 1 Укажи способ объяснения значения данного слова Беда – несчастье, горе, неприятность а) подбор синонимов б) описательно в) подбор синонимов и описательно

Слайд 6

Жизнь прожить – не поле перейти. пословица Лексические загадки № 2 Составь из данных слов пословицу, запиши её не, перейти, жизнь, поле, прожить

Слайд 7

Лексические загадки № 3 Подбери синонимы к выделенным словам в разных его значениях верный друг - друг верное решение - решение надёжный преданный проверенный испытанный и др. истинное правильное безошибочное точное и др.

Слайд 8

Лексические загадки № 4 Замени выделенное слово другим, более подходящим по смыслу Ребята забрели в самую гущу _______ леса. ( ) чащу

Слайд 9

Лексические загадки № 5 Вставь в предложения К.Паустовского пропущенное слово. В прямом или переносном значении оно употреблено? Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский ______ . Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему ________ . б) в переносном а) в прямом язык языку

Слайд 10

Лексические загадки № 6 Укажи значение многозначного слова морж , которое появилось позже б) человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоёмах а) крупное ластоногое морское животное

Слайд 11

Лексические загадки № 7 Слово персона означает лицо . Основываясь на этом, запиши, что обозначают данные слова. Персонал - Персональный - служащий учреждения личный Персонаж - действующее лицо

Слайд 12

На днях в л е су н аш ёл я гру здь и очень был доволен. Верное решение Лексические загадки № 8 Необходимо помочь мальчику рассказать в письме о том, что ему понравился отдых за городом. Прочитав слова мальчику, запиши эту фразу без ошибок. На днях в лису на шёл я грусть и очень был доволен.

Слайд 13

Лексические загадки № 9 В каком из предложений выстрел у мальчика получился нечаянно? б) Мальчик натягивал тетиву лука и выстрелил. а) Мальчик натянул тетиву лука и выстрелил.

Слайд 14

Автор шаблона Панова Валентина Викторовна Ученики Поля «Ромашка» Фон лист в линейку Для презентации: Таблица (Лексика) http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/730/729868/729868_html_21a70668.png Чаща леса http://www.look.com.ua/pic/201309/1366x768/look.com.ua-78225.jpg Мальчик с луком http://images.vectorhq.com/images/premium/thumbs/122/boy-playing-in-the-indian_122165848.jpg Задания – Олимпиады по русскому языку 4 класс, авт.Орг А.О., Белицкая Н.Г., изд. «ЭКЗАМЕН» М:2014г Информация - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19905 Ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...