Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема" Как отличить предлог от приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прибылова Наталья Викторовна

Конспект урока построен по технологии  деятельностного метода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Отличие приставок от предлогов.

Цели: повторить знания о предлогах и приставках; сформировать представление о различии предлогов и приставок.

Оборудование: карточки с заданиями для пробного действия, индивидуальные планшеты, эталоны, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

1 шаг.

1. Мотивация.

-Объясните смысл пословицы.

                                              «Знания приходят в труде»

(Чтобы узнать что- то новое или чему-то научиться, нужно хорошо потрудиться)

-Как эта пословица относится к работе на уроке?

(Нужно потрудиться на уроке)

-А для чего нам нужны знания?

(Знания пригодятся нам на уроке и в жизни)

-Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что это значит?

(Мы узнаем что-то новое)

-Что вы должны для этого сделать?

(Пройти два шага: 1.Понять, чего мы не знаем 2.Самим найти способ и узнать)

-Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке.

- Послушайте стихотворение  к нашему уроку

Предлоги и приставки

Загадают нам загадки.

Через трудности  пройдём,

Но ответ на них найдём.

-Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы узнаем  что-то новое о предлогах  и приставках)

-Все о них узнали?

(Нет)

-Хотите узнать?

(Хотим)

2.Актуализация знаний.

-С чего обычно мы начинаем урок  русского языка?

( С минутки чистописания)

д л о г п р е с т а в к а п р и

  Какие  слова зашифрованы?  (Предлог и приставка).

Какой   следующий  шаг?  (Повторим  знания о предлогах и  приставках).

-А мы будем повторять все?

(Нет, только то, что нам пригодится на уроке)

-Что такое приставка? Предлог?

-Для чего служит приставка? Предлог?

-Как пишется приставка? Предлог?

-Дайте определение приставке. Предлогу.

(Приставка- это часть слова, которая служит для образования новых слов. Предлог- это часть речи, которая служит для связи слов в предложении и пишется от слова отдельно)

                Приставка

Предлог

Часть слова

слово

слитно

раздельно

-Вставьте подходящие по смыслу предлог и приставку. (карточки)

                                             Петя вышел из школы.

Сверьте работу в карточке с работой на доске.

-Прокомментируйте свою работу.

-Что вы повторили?

(Вспомнили, что такое приставка и предлог; потренировались в определении приставки и предлога в предложении)

-Какое задание вы получите сейчас?

(Задание, с помощью которого поймем, что мы еще не знаем)

-Спишите словосочетание  на листочек раскрывая скобки. (карточки, планшеты)

                                         (По)шёл   (по)дороге.

-Кто не выполнил задание, поднимите руку?

-Что показало ваше пробное действие?

(Мы не смогли списать это словосочетание)

-Кто выполнил задание? Докажите, что вы раскрыли скобки верно. Обоснуйте свой ответ.  (фиксация карточек на доске)

(Мы не можем обосновать)

-С чем вы столкнулись?

(С затруднением)

-Что нужно сделать?

(Остановиться и подумать)

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли?

(Мы должны были списать словосочетание, раскрывая скобки)

-Где столкнулись с затруднением?

(При раскрывании скобок)

-Почему вы не смогли это сделать?

(Мы не можем определить, где нужно писать слитно, а где отдельно)

-Почему вы не можете этого сделать?

(Они одинаково пишутся)

-Чего вы не знаете?

(Мы не знаем, как отличить приставку от предлога)

                                                     2 шаг.

4.Построение проекта.

-Какая цель нашего урока?

(Узнать способ отличия приставки от предлога)

-Тема нашего урока?

(Как отличить приставки  от предлогов)

-Что нам поможет отличить приставку от предлога?

(Правило или алгоритм)

-Наша задача?

(Вывести правило или алгоритм)

-Какой способ будем использовать при выведении правила?

План

1. Понаблюдаем

2. Сравним

 3Сделаем вывод

(Выводим на основе наблюдения и сравнения)

-Составим план. Что будем делать в первую очередь?

5. Реализация построенного проекта.

-Предлагаю поработать вам в группах. Вспомним основные правила работы в группе.

(В каждой группе должен быть ответственный. Каждый член группы имеет право высказаться. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам)

                   (работа ведется на индивидуальных планшетах)

-Сравните сочетания:         (по) шел    и  (по) дороге

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

(Между (по) и дороге можно вставить слово или вопрос, это два разных слова. Значит, пишутся отдельно – это предлог)

(Между (по) и шел мы ничего вставить не можем, это одно слово. Значит, пишется слитно – это приставка)

-Сделайте вывод, как можно отличить предлог от приставки?

(Попытаться вставить слово или вопрос)

-Вы преодолели затруднение?

(Да)  Составим алгоритм.

Где вы можете себя проверить? ( В учебнике с.98)

-Какой следующий шаг на уроке?

(Применить правило при выполнении заданий)

6.Первичное закрепление.

Какой  следующий шаг? ( Потренироваться в правописании приставок и предлогов, используя новое правило).с.98 упр.139

 (Дать самостоятельную работу)

7.Самостоятельная работа.

(карточки)

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

-Раскройте скобки. На выполнение этого задания у вас 2-3 минуты.  

-Проверьте. 

-У кого есть ошибки? В чем они?

-Сделайте вывод.

(Нам необходимо потренироваться в умении отличать предлоги от приставок)

-Где вы можете это сделать?

( При выполнении домашнего задания.)

-У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

(Мы умеем отличать приставки от предлогов)

8. Включение в систему знаний.

- Где может потребоваться знание этого правила?

(При написании диктантов и изложений)

Предлагаю записать под диктовку несколько предложений с комментированием. сборник

         

9.Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что мы делаем в конце урока?

(Анализируем свою работу)

-Какое открытие вы сделали на уроке?

(Мы открыли способ отличия предлогов от приставок)

-Достигли ли цели? Докажите.

-Кто считает, что сегодня хорошо поработал и все понял – приклейте к нашему дереву знаний зеленый листочек. Кто считает, что хорошо поработал, но у него еще не все получается – желтый.

-Спасибо за урок. Вы все молодцы!

Слово

Да        Нет


д л о г п р е с т а в к а п р и

Петя

 шел  школы.

 


Приставка

Предлог

часть слова

слово

слитно

раздельно

План

1. Понаблюдаем

2. Сравним

3.Сделаем вывод

                                            вышел из школы.

вы

из

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

По (?) шёл      по (?) дороге

Пошёл по  широкой дороге

Пошёл по (чему?) дороге

Пошёл  по дороге

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

Тропинка  спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.

   

«Знания

приходят   в труде»

По (?) шёл   по (?) дороге

 «Как отличить

приставки  от предлогов»

Тема урока:

Слово

   

Глагол

Глагол

Можно ли поставить вопрос или слово между предлогом и словом?

Это  предлог.

Пиши раздельно.

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Конспект урока по русскому языку "Чем словосочитание отличается от слова"

Конспект урока по русскому языку по теме "Чем словосочетание отличается от слова". УМК "Шклоа России", 3 класс...

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....

Конспект урока русского языка "Винительный падеж, Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс

Конспект урока русского языка "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" (3 класс) с мультимедийной  презентацией....

Презентация к уроку по русскому языку (ДУ) на тему:"Предлог. Роль предлога в речи",2 класс, УМК "Школа Росии"

Презентация к уроку по русскому языку (ДУ) на тему:"Предлог. Роль предлога в речи",2 класс, УМК "Школа Росии"...