конспект урока по русскому языку 3 класс ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лупеко Галина Валерьевна

урок по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ

Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Овладение способами проверки.

Личностные

- развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные

- выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

  1. Чистописание

Игровой момент «Полубуква»

- Узнай букву, запиши в алфавитном порядке.

- Что общего? (согласные)

- Чем отличаются? (л,в,д – обозначают звонкий звук, т – обозначает глухой звук)

2. Опросник

до

Вопросы знаю/нет

после

Я знаю первое правило корня «безударная гласная». Умею проверять

Я знаю второе правило корня «парная согласная». Умею проверять

Я знаю третье правило корня

- Давайте зафиксируем наши результаты. Что мы знаем о правиле корне на этот момент.

3. Актуализация знаний

Слайд 1

Устно. Зная правила корня, разбей на 2 группы следующие слова:

Кружка, лесной, сказка, река, несёт, просьба, солнце.

(Солнце лишнее не подходит в 1 группу к безударным, не подходит во вторую группу к парным)

- Запишите в три столбика самостоятельно и придумайте ещё по 2 слова в первый и во второй столбик.

- Как проверяем безударную гласную в корне? (2- 3 человека)

- Как проверяем парную согласную в корне? (2-3 человека)

4. Открытие новых знаний

- Какое слово в третьей группе? (Солнце)

- Как вы думаете, какая буква здесь трудная, т.е. орфограмма? («л»)

- Разберём по составу: солнце – солнечный (чередование Ц-Ч, выпадает гласная)

- В какой части слова находится орфограмма? (в корне)

- А теперь запишем транскрипцию [сонцэ]

- Что заметили? Звук [л] не произносим, не слышим.

- Как можно назвать звук, который не произносится?

(«непроизносимый согласный звук», озвучить несколько раз)

Слайд 2

а) На слайде слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

- Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

- По какому признаку вы их разделите?

-- Запишите в один столбик слова, в которых согласный звук [т  ] произносится, во второй столбик, слова в которых согласный звук [T] не произносится.

- Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во втором столбике согласный звук [T] не произносится. (Если затрудняются моно дать подсказку)

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

- Какой можно сделать вывод?( Если в слове встречается сразу три согласных, то звук [T] не произносится)

б) Работа в парах (карточки)

(На карточках слова: сердце, счастлив, чувства, солнце)

- Возьмите карточки. Исследуйте данные слова по алгоритму:

Слайд 3

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень

4. Сделайте вывод.

- Сколько всего непроизносимых согласных вы выделили? (4)

- Какие это звуки?

- Какими буквами на письме они обозначаются?

Слайд 4

(на слайде в, д, л,т)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? ( в корне)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой. Почему?

- Кто сформулирует тему урока?

Слайд 5

(Тема на слайде «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»)

- Так как моно назвать третье правило корня?

- Давайте запишем в таблицу!

- Умеем проверять? Хотите научиться?

Слайд 6

На слайде

Грустить – грустный

Опоздать – поздний

Место – местность

Честен – честность

Звезда – звёздный

Свистеть – свистнуть

- Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.

- В какой части слова они находятся?

- Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком? Почему?

- Как вы думаете, как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

- Давайте проверим свои предположения. Откроем учебник на странице 118 и прочитаем правило.

- Оправдались ли наши предположения?

- Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?

Слайд 7

Непроизносимые согласные

Подобрать однокоренное слово

Выделить корень

Согласный произносится отчётливо

- Как вы думаете, все ли слова можно проверить?

(Слова «чувства», «лестница», «праздник»)

- Где найти правильное написание таких слов? (в словаре)

5. Физкультминутка

Хлопаем в ладоши, если буква  Т пишется, а звук  не произносится.

Капустный, свистнул, грустно, ненастный, окрестности, гигантский, прекрасный, вкусный, опасный, прелестный, парусный.

- Почему не всегда хлопали?

Вывод: в корне этих слов нет непроизносимого согласного, но может показаться, что есть.

6. Закрепление

Слайд 8

Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы.

Мороз и со…нце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелес…ный

Пора, красавица, проснись…

                             А. С. Пушкин

- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, запишите проверочные слова.

Взаимопроверка.

Упр. 226 (?)

7. Рефлексия

- Вернёмся к опроснику. Будут ли изменения в нём после сегодняшнего урока?

- Запишите.

- Поднимите руки кто не знал до начала урока, а теперь написал знаю.

- Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»

На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с  данной орфограммой.  Дети учатся умению договаривать...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».

Урок рефлексии по русскому языку на тему " «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». 3 класс УМК "Школа России"....

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....