Технологическая карта. Учимся писать слова с двумя корнями.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Орлова Наталья Игоревна

Учимся писать слова с двумя корнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uchimsya_pisat_slova_s_dvumya_kornyami.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

«Учимся писать слова с двумя корнями»

Цели деятельности педагога

Учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.

Тип урока

Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

Предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

Методы и формы обучения

Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка.

Образовательные ресурсы

nsportal.ru  area7.ru  Yandex.ru/картинки

Оборудование

Компьютер, проектор

Демонстрационный материал

Презентация подготовленная учителем.


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Организует работу по повторению знаний.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Настраиваются на работу

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу

Актуализация знаний

  1. Чистописание

Пру.., похо.., руле.., бра.... .

- В какой части слова пропущена орфограмма?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Что общего у этих слов?

-Какие буквы будем писать?

Запишите красиво и правильно эти парные согласные.

- Прочитайте пословицу: «На чужой ст..р..не и в..сна не кр..сна».

- Как вы её понимаете?

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- Спишите, подчеркните орфограммы.

2)  Повторение

 - Ребята, сегодня мы продолжаем наше удивительное путешествие в царство русского языка. Как вы знаете в этом царстве живет очень много орфограмм,  и они очень любят играть с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить и спрятали свои полные названия,  и вот что от них осталось:   безударные…….., парные……, удвоенные……, непроизносимые…….

- Давайте вспомним полные названия этих орфограмм.

- Что их объединяет?

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как найти корень в словах?

Записывают парные согласные, подбирают проверочные слова

Дети отвечают

Дети сами подбирают проверочные  слова и называют их.

Сначала надо определить значение слова.

Затем подобрать родственные слова.

Найти общую часть слова – корень.

Познавательные: делать выводы, обобщать

Постановка проблемы.

Постановка учебной задачи.

- Замените выражения одним словом.

1.Как называют явление природы, когда с деревьев и кустарников опадают листья?
2.Ловушка для мышей.
3.Как называют человека, который любит много читать?
 
4. Кто любит употреблять много сладостей?

- Что интересного заметили в словах?

-Почему в этих словах по два корня?

-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?

-Как называются слова с двумя корнями?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы продолжим учиться находить, записывать и образовывать сложные слова, а так же узнаем новое о сложных словах.

- Почему слова с двумя корнями вы соединили разными гласными.

-Почему были допущены ошибки?

-Возникла проблема?

-Какая?

-Чему мы должны научиться на уроке?

- Какие цели поставим перед собой на данном уроке?

- Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с  вашими.

-Будем учиться образовывать сложные слова.

- Учиться писать сложные слова.

-Выделять корни в сложных словах.

- А с какой целью человек использует сложные слова?

Листопад,

мышеловка,

книголюб,

сладкоежка

Двое учащихся выходят к доске и записывают слова, выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную. Остальные работают в тетради

Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.

-Мы должны научиться правильно  писать соединительные гласные в сложные словах.

Чтобы сократить словосочетание, высказывание.

Регулятивные:

прогнозируют предстоящую работу (составляют план).

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.

Развитие умений.

  1. Работа по учебнику. Стр .100 у.1

В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?

-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?

-Сформулируйте вывод.

- Вернёмся к нашим словам. Исправим ошибки.

Дети читают задание.

Выписывают слова в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают.

Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О.

Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.

Твёрдый согл. - О

Мягкий согл. - Е

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка.

Руки ставим мы в разлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай "раз" и делай "два".
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

- Кто запомнил физминутку?

-Я прочитаю её ещё раз.

-Какое сложное слово вы услышали в стихотворении?

Выполняют движения

Самолёт

Первичное закрепление.

Работа в парах.

Рабочая тетрадь с .27 у 2.

-Какой буквой соединяются

- Оцените свою работу.

Кто полностью сможет сам сделать это упражнение?

 Вставляют пропущенную соединительную гласную.

Дети, рассуждая, отвечают.

Оценивают свою работу.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в паре.

Самостоятельная работа.

Задание на карточках по вариантам.

Вариант 1.

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, выделите корни.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Вода, падать – ………
2.Лес, рубить – …………
3.Лёд, колоть – ………
4.Снег, падать – ………..

Вариант 2 .

Запишите слова, при помощи которых образовались данные сложные  слова:

Землекоп - ……..

Луноход - ………

Самовар - ………

Носорог - ……….

- Оцениваем работу: - У кого возникли затруднения?    Кому легко было выполнить упражнение?

Взаимопроверка

Дети зачитывают получившиеся слова: водопад, лесоруб, ледокол, снегопад.

 

Домашняя работа

1)Упр. 4, стр. 101

Делают  записывают в дневники.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Над какой темой работали?

- Какие задачи стояли перед вами?

- Кому было интересно?

-Какие буквы надо писать в сложных словах?

- Какое правило мы вывели с вами? Когда пишется соединительная гласная О, а когда – Е?

- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

- Слова с двумя корнями.

- Находить слова с двумя корнями.

- Правильно писать сложные слова.

- В сложных словах пишутся соединительные гласные О,Е.

- Если корень первого слова заканчивается натвёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается намягкий согласный, то пишется буква Е.

Познавательные: представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся писать слова с двумя корнями"

Совершенствование умений: выделять корни в словах, различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями....

Презентация "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данная презентация используется на уроках русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка тема “Учимся писать слова с двумя корнями”

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: обобщение знаний о записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)обобщить и сис...