конспект урока с технологической картой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дамбиева Аюна Цыденовна

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс.

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЛЕКСИЧЕСКИХ ГРУППАХ СЛОВ.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Оргэтап

– Проверим готовность к уроку.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

– Какие словари русского языка вы знаете? Для чего необходимы словари?

– Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского в задании 70. Назовите омонимы. Объясните, что обозначают эти слова.

– Запишите звуками выделенное слово.

– Какая игра у вас самая любимая?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Называют омонимы. Объясняют значения слов-омонимов.

Мы сражаться стали,

В ход пускали шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Записывают слово звуками: ход – [хот].

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Минутка чистописания.

– Прочитайте слова и назовите одинаковый звук.

Гусли, гитара, гармонь, горн.

Списывают пословицу, подчеркивают орфограммы.

–– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы.

Сегодня будем работать над написанием букв «Г», «г».

гг Г ггг Г гггг Г

Глядит лисой, а пахнет волком.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организую работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте кроссворд и прочитайте новое словарное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

2. На репье он очень ловко 

Треплет цепкие головки, 

Сыплет семечки на пол 

Птичка бойкая … (щегол).

3. На лугу она живет

И всё время спать зовет!

– Пить-пирю, спать пора!

Так до самого утра!

Кто такую птичку знает?

Кто загадку отгадает? (Перепёлка.)

Отгадывают кроссворд. Читают ключевое слово.

1 В

О

Р

О

Б

Е

Й

2 Щ

Е

Г

О

Л

3 П

Е

Р

Е

П

Ё

Л

К

А

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.

Предложение:

Наступила весна, но в полях ещё лежит снег.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Н

А

Р

Е

Щ

Ё

Ч

И

Е

Подбирают синонимы к словарному слову. Синонимы к словарному слову «ещё»: опять, снова.

Составляют предложения с этим словом.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте письмо и подумайте, жители какого словаря могли его написать. – Почему вы так решили?

– Это письмо написали жители страны Фразеологии. Прочитайте тему урока.

- Определите, какие задачи стоят перед вами.

Ключевые слова, которые используются на каждом уроке: узнать, что такое …, понять, для чего …, научиться …

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.

- Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникнете в тайны истории и происхождения слов.

- В письме есть еще и какой-то рисунок. Рассмотрите его. Что необычного видите? Эта дверь за семью замками. А что означает выражение «за семью замками»?

– Жители страны Фразеологии очень хорошо спрятали за этой дверью сюрприз. Чтобы его получить, необходимо выполнить все задания, преодолеть семь преград в виде замков на этой двери

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

-Жители фразеологического словаря.

-В тексте много фразеологических оборотов.

1. Узнать, что такое фразеологизм.

2. Понять, для чего мы используем в речи фразеологизмы.

3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

Читают письмо от жителей страны Фразеологии.

«Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счете тебя ждет успех!»

Объясняют значение фразеологизма «за семью замками».

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV.Путешествие

Работа в группах

.Первый замок.

– Нас ожидает первая преграда. Это стихотворение

В. Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше устойчивых выражений.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода»

 Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

выписывают устойчивые выражения.

Немало воды утекло.

Сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

Как с гуся вода.

Воды в рот набрал.

Под камень лежачий вода не течет.

Воду в ступе толочь.

Довольно лить воду.

Воду носить решетом.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Второй замок. Задание «С головы до ног».

– Теперь вам предстоит выполнить работу по рядам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Третий замок.

– Закончите фразеологизм, используя слова-названия животных.

Делить шкуру неубитого … .

Купить … в мешке.

Набито как в бочке … .

Дуется как … на крупу.

Смотрит как … на новые ворота.

Ловить … в мутной воде.

Пускать … в огород.

Как … языком слизала.

Четвертый замок. Задание «Фразеологизмы
и рифмы».

– И снова в путь. Для того чтобы овладеть навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши вянут.

У маленького Паши

Ботинки просят каши.

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки

Работают в группах. Подбирают фразеологизмы,

в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Голова

Глаз

Ноги

Человек с головой.

Морочить голову.

Вскружить голову.

Потерять голову.

Не сносить головы.

Отвечать головой.

Как снег на голову.

Голова идет кругом.

Сломя голову

Мозолить глаза.

Хлопать глазами.

Говорить в глаза.

Пускать пыль
в глаза.

Глазом не моргнуть.

С глазу на глаз.

Хоть глаз выколи.

Открыть глаза.

Как бельмо
в глазу

Со всех ног.

Встать на ноги.

Встать с левой ноги.

Падать с ног.

Потерять почву под ногами.

Сбиться с ног.

Идти в ногу.

Путаться под ногами.

Ног под собой не чуять

– Делить шкуру неубитого медведя.

– Купить кота в мешке.

– Набито как в бочке селедки.

– Дуется как мышь на крупу.

– Смотрит как баран на новые ворота.

– Ловить рыбу в мутной воде.

– Пускать козла в огород.

– Как корова языком слизала.

Объясняют фразеологические обороты.

Водой не разольешь – неразлучны, всегда вместе.

Еле волочить ноги – очень медленно передвигаться.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред.

Кто в лес, кто по дрова – нестройно, неслаженно.

Уши вянут – очень неприятно слушать что-либо.

Ботинки просят каши – требуют починки.

Держать в ежовых рукавицах – быть строгим

в обращении с кем-либо, не делать поблажек.

Взять ноги в руки – быстро собраться с силами, энергично взяться за какое-либо дело

V. Первичное закрепление знаний. 

Задание «Фразеологический зверинец».

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Пятый замок. Задание «Фразеологический зверинец».

– Ну, а сейчас мы посетим фразеологический зверинец. Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного, пользуясь картинкой-подсказкой. Что обозначают эти выражения?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Заполняют таблицу «Фразеологический зверинец».

Хитер как …

лис

Белая …

ворона

Труслив как …

заяц

… лапчатый

гусь

Изворотлив как …

уж

Нем как …

рыба

Упрям как …

осел

Надут как …

индюк

Голоден как …

волк

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Рисунки-шутки.

Шестой замок. Рисунки-шутки.

Ну а сейчас самое интересное задание. На экране вы увидите рисунки-подсказки, с помощью которых нужно отгадать фразеологизм.

По рисункам записывают фразеологизмы: яблоку негде упасть, водить за нос, водой не разлить, кот в мешке. Рисунки-шутки

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 74).

Седьмой замок.

– Прочитайте отрывок из произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Что показалось вам забавным?

– В русском языке есть устойчивые сочетания слов –фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Выражение «глаза на лоб полезли» употребляется в разговорной речи тогда, когда нужно передать, что человек очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль или испуг.

Читают и выполняют задание. Формулируют вывод.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 75).

Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

– Выпишите из предложений через запятую фразеологические обороты.

– Какой из них противоположен по смыслу словосочетанию «во весь дух»? 

Объясняют значение выделенных сочетаний слов.

– Черепашьим шагом.

Тест по теме «Фразеологизмы»

Тест по теме «Фразеологизмы».

– О каком человеке так говорят?

1. У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

2. Он сухим выйдт из воды:

а) ловкий;

б) робкий.

Выполняют тестовые задания.

Ключ: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б

3. Семи пядей во лбу:

а) умный;

б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:

а) ненадежный;

б) надежный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 71).

Организует работу в рабочей тетради .Карточка № 1

Являются ли синонимами данные слова?

Глаза, очи, глазищи.

Плачется, жалуется, ропщет.

Напрасно, понапрасну, зря.

В чём особенность употребления этих слов в речи?

Карточка № 2

Найдите в толковом словаре значения слов: вельможа, зеница, лилейный. Что означают пометы, с которыми даны эти слова в словаре? С одним из слов составьте и запишите предложение.

Карточка № 3

Подберите синонимы к выделенным словам:

Многие люди сложили свои головы в те недобрые времена.

Подумайте, для чего нужно уметь подбирать синонимы.

– Прочитайте задание 71. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Вставляют пропущенные слова.

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 72).

– Прочитайте задание 72. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Вставляют пропущенные слова.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 73)

– Прочитайте стихотворение Я. Акима в задании 73. Подчеркните строчки, в которых слово «нос» входит в устойчивое выражение. Объясните смысл

этих выражений (фразеологизмов).

Находят фразеологизмы со словом «нос» и объясняют их значения.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися.  Предлагаю детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что же такое фразеологизмы?

– Как узнать значение фразеологизма, если оно нам не известно?

– Для чего служат фразеологизмы в речи?

– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

– Какую роль выполняют фразеологизмы в русском языке?

– В русском языке много фразеологизмов со словом «нос». Какие вам уже известны?

– Объясните значение слова «нос». (Часть лица человека.)

– Что произошло со словом «нос» во фразеологизме? Сохраняет ли слово свое значение в обороте?

(Его значение утратилось.)

– Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с верой и надеждой глядящий в будущее.)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Называют фразеологизмы со словом «нос»:

задирать нос – гордиться,

водить за нос – обманывать,

клевать носом – засыпать,

остаться с носом – потерпеть неудачу,

встретиться нос к носу – близко,

зарубить на носу – хорошо запомнить

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"

Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....

Конспект урока с технологической картой по теме: "Нахождение неизвестного слагаемого.Уравнение"

Учащиеся самостоятельно выбирали уровень сложности контрольного задания, осуществляли  выбор оснований  и критериев для сравнения. Планировали деятельность, проводили самоопределение с целью...

Конспект урока с технологической картой по окружающему миру

Окружающий мир, 1 класс, "Что у нас под ногами?"...

Конспект урока с технологической картой по английскому языку по теме "Время" 4 класс

Технологическая карта урока с презентацией и раздаточным материалом...

Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"

Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются  образ...

Конспект урока и технологическая карта по русскому языку "Какие слова пишутся с заглавной буквы" (2 класс)

Конспект и технологическая карта урока по русскому языку "Какие слова пишутся с заглавной буквы" (2 класс)...