Технологическая катра урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».
Тип урока бинарный.
Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме, закрепление изучаемого материала.
Цель: создать условия для формирования умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Мажальская Елена Анатольевна Ф.И.О логопеда Папст Татьяна Геннадьевна
Класс 3
УМК Занкова Л.В.
Предмет русский язык
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».
Тип урока бинарный.
Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме, закрепление изучаемого материала.
Цель: создать условия для формирования умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова разными способами.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
-воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков; -актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: парные звонкие, глухие согласные; -различать предложение, словосочетание и слово; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; -строить устное монологическое высказывание на определённую тему, делать словесный отчёт о выполненной работе. | -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; -контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | -строить сообщение в соответствии с учебной задачей; -ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать другое мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему; -контролировать действия партнёра; -адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | -понимание чувств одноклассников, учителей; -понимание красоты природы России. |
Ход урока
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Огрг/момент. Эмоциональный настрой. | положительный эмоциональный настрой | фронтальная | Учитель: Прозвенел звонок, Начинается урок. Посмотри на парты-всё ли в порядке? Тихо сели девочки! Тихо сели мальчики! -Сегодня на урок я пригласила Татьяну Геннадьевну. Проводить урок мы будем вместе с ней. Как выдумаете, почему? -Посмотрим, в конце урока, на сколько были верны ваши предположения. | Слушают. Присаживаются. Ответы детей: - Татьяна Геннадьевна пришла, чтобы помочь вам и нам; -Чтобы урок был интереснее; -Чтобы проверить, всё ли у нас получается; -Чтобы помочь тем, кому сложно, у кого не получается; | Учащиеся заинтересованы, нацелены на предстоящую работу на уроке. | Ребята заметно оживились, заинтересовались. |
2 | Актуализация опорных знаний | актуализировать фонетический материал | фронтальная | Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру «Живая буква». У каждого из вас на столе карточка с изображением буквы. Возьмите карточку, теперь вы – это буквы. Давайте познакомимся – встаньте гласные. Посмотрите, все ли гласные встали? - Расскажите о себе, гласные. Почему вас так называют? Что ещё о себе вы можете рассказать? -Спасибо, гласные, присаживайтесь. Встаньте согласные. Расскажите о себе. | Встают гласные. Смотрят, все ли гласные встали. Ответы детей -Звуки, которые тянутся и поются, при произнесении которых звук свободно выходит, называются гласными; - Бывают ударные и безударные; -В слове столько слогов, сколько гласных; -Есть гласные, которые смягчают согласный; - йотированные гласные могут обозначать два звука; -Согласные не тянутся, не поются, при их произнесении звук не свободно выходит, встречает преграду; -Бывают звонкие, глухие; -парные - непарные; -твёрдые – мягкие; -есть всегда твёрдые, всегда мягкие. | Дети повторили, вспомнили знания о дифференциации звуков, подготовлены к следующим заданиям урока | Карточки с парными согласными были выданы детям, обучающимся по адаптированным образовательным программам для детей с ЗПР и ТНР. Это дало им возможность в действии, наглядно повторить способ проверки звонкости согласного звука; были вызваны к доске - возможность почувствовать свою значимость, подвигаться. |
-А как проверить согласный, звонкий он или глухой? -Выйдите к доске парные согласные, встаньте в пары. Посмотрите, ребята, все ли парные согласные на месте? -Парные звонкие – шаг вперёд! Произносим звуки- проверяем звонкость. -Остальные – смотрим - проверяем – Что скажите? | -Произнося звук, закрыть ушки. Если в ушах звенит – значит звонкий. Произнося звук, приложить ладошку к горлышку. Если под ладошкой дрожит – значит звонкий. Дети смотрят, проверяют. Ответы детей -Все на месте. Произносят звуки, прикладывают ладошки, закрывают ушки. Делают вывод – звонкий или глухой. Делают шаг вперёд. Ответы детей -Молодцы, всё сделали правильно. | ||||||
3 | Сообщение темы, постановка целей. | Обозначить учебные задачи предстоящей деятельности. | парная фронтальная | Учитель: -Откройте тетради. Запишите дату. -Прочитайте слова: Горький, далёкий, высокий -Что скажите? Почему? -Предложите задание. -Обсудите в парах, замените прилагательные словами – антонимами, запишите. -Какие слова написали? Сладкий, близкий, низкий -Что заметили? Почему? -Как проверяли написание согласного? -Какие два способа подбора проверочных слов вы знаете? | Ответы детей -Это прилагательные, потому что отвечают на вопрос какой и обозначают признак. -Все слова начинаются на парный звонкий согласный, заканчиваются на звонкий непарный. -Составить словосочетания, составить предложения, поделить на слоги, сделать, фонетический разбор, поставить ударение, назвать антонимы. -В этих словах орфограмма-парный согласный. -Парный согласный в слабой позиции, в корне перед суффиксом –к-. -Подбирали проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная. -Можно изменить форму слова – поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, а можно подобрать родственное однокоренное слово, используя суффиксы, которые начинаются с гласного. | Все сделали задание верно. Дети сами сформулировали тему, определили задачи. | Пары составлены так, чтобы слабоуспевающий, сидел с ребёнком более знающим. Таким образом дети не испытывают трудностей при выполнении задания, учатся у более успешных ребят. |
фронтальная | -Как вы думаете, о правописании слов с какой орфограммой продолжим вести речь на уроке? -Какие задачи вам предстоит решать на уроке? Закончите высказывания Закрепить умения…………………….. Применять……………………………… | -О правописании слов с орфограммой парный согласный. -Закрепить умение находить слова с орфограммой, подбирать проверочные. -Применять разные способы подбора проверочного слова. | |||||
4 | Закрепление изучаемого материала. | анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | групповая | Учитель: - Сейчас вы будете работать по группам. Займите свои места. 1-я группа будет работать с Татьяной Геннадьевной. Задание «Подумай, докажи, напиши». (Приложение 1 Группа №1) 2-я и 3-я группа будут работать самостоятельно. Задание 2-ой группы «Найти, выписать, доказать». (Приложение 1 Группа №2) Задание 3-ей группы «Дополнить текст». (Приложение 1 Группа №3) -У кого возникнут вопросы, затруднения – поднимите руку. | Учащиеся рассаживаются по группам. Читают задание, выполняют. | Дифференцированные задания по группам дали возможность всем детям почувствовать себя успешными. | Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов. Задания разного уровня сложности. У 1-ой группы лёгкое, у 2-ой сложнее, у 3-ей более сложное. Однако, слова с орфограммами одинаковые, что позволило облегчить совместную проверку выполнения задания. |
Фронтальная | -Давайте проверим, ребята 1-ой группы запишите в словах, на доске, пропущенные буквы. Сне., тро.ки, медве.ь, мя.кой, моро., ре.кий. -Вторая и третья группы, у вас выбраны точно такие же слова? -Как вы проверяли написание парного согласного в словах? Какой способ подбора проверочного слова использовали? -Молодцы, ребята. Так как же проверить написание парного согласного? Какие два способа подбора проверочного слова вы знаете? | Ответы детей -Мы выбрали эти же слова. - Проверяли, изменяя форму слова, снег-снега, тропки- тропинки, медведь-медведи, - А наша группа проверяла – подбирая родственное слово снег- снеговая, мороз- морозный. -Подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная. -Первый способ – изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др.суффиксы, начинающиеся с гласной. | |||||
5 | Физминутка | Снять мышечное напряжения, отработать умение быстро подбирать проверочное слово. | фронтальная | Логопед: -Возьмите карточки, из конверта. Поднимите вверх, покажите всем. Что заметили? -Поиграем в игру «Третий не лишний». По моему сигналу, вы все выходите в конец класса. Согласные образуют пары по звонкости – глухости, берутся за руки встают в пару. У кого слово, в котором пропущена буква парного согласного, встаёт третьим в пару. И берёт за руку согласный, буква которого пропущена. -Игра показала, что многие уже научились подбирать проверочное слово к изучаемой орфограмме и не допускать ошибок при выборе буквы. Молодцы! | -У кого-то парные согласные, у кого-то слова, с пропущенной буквой. Дети двигаются, распределяются на тройки. | ||
6. | Обобщение изучаемого материала. | Составить памятку-помощницу, для использования при выполнении домашнего задания, при подготовке к проверочным | групповая | Учитель: -Сейчас вы поработаете в группах. Сели на места, в те же три группы. Вам надо сделать памятку «Как проверить написание парного согласного в слабой позиции?». Ею вы сможете пользоваться при выполнении домашнего задания, при подготовке к проверочным работам. -Каждая группа получает карточку. Первая группа работает с Татьяной Геннадьевной. (Приложение 2 Группа №1, Группа №2, Группа №3) -Итак, как проверить написание парного согласного в слабой позиции? | Дети заполняют памятки. -Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная. Для этого нужно изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др.суффиксы, начинающиеся с гласной. | На уроке было неоднократное повторение того, как проверяют написание парного согласного в слове, и какие два способа подбора проверочного слова можно использовать. Поэтому с заданием справились успешно. | Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов. |
7. | Рефлексия. | фронтальная | -Вот и подошёл к концу наш урок. -Вспомните, в начале урока, вы предполагали, почему я пригласила на урок Татьяну Геннадьевну. -Ваши предположения оказались верными? -Поднимите руки, кому на уроке было легко? -Спасибо, Татьяне Геннадьевне, за помощь. -Охарактеризуйте наш урок, подобрав слово начинающееся на парный согласный. Какой сегодня был урок? | -Да, Татьяна Геннадьевна нам помогала. Со всеми заданиями мы справились. -Сегодня урок был замечательный, поучительный, важный, |
Приложение 1.
Группа № 1
Подумать, какой согласный надо написать на конце слова. Подобрать проверочное слово - доказать. Написать слово.
Подумай | Докажи | Напиши |
сне(к,г) | снега | |
тро(п,к)ки | ||
медве(т,д)ь | ||
мя(г,х)кой | ||
моро(с,з) | ||
ре(з,с)кий |
Группа№ 2
Прочитать текст. Найти слова, в которых парный согласный в слабой позиции. Выписать и проверить написание слов разными способами.
Наступила ранняя зима. Выпал пушистый снег. Занесло им тропки в лесу. Медведь готовится к зиме. В лесной глуши выбрал место для берлоги. Натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Ударит мороз. Подует резкий ветер. Медведю не страшна зима.
Слово с орфограммой. (парный согласный) | Проверочные слова. |
Группа № 3
Дополнить текст подходящими по смыслу словами, в которых парный согласный в слабой позиции.
Наступила ранняя зима. Выпал пушистый _______. Занесло им ________ в лесу. ___________ готовится к зиме. В лесной глуши выбрал место для берлоги. Натаскал в своё жильё _____________ душистой хвои. Тепло и уютно там. Ударит ____________. Подует ______________ветер. Не страшна зверю зима.
Слова для справок: волк, тропки, медведь, дороги, метель, мороз, сильный, резкий, зелёной, мягкой, снег.
Приложение 2
Как проверить парную согласную в слабой позиции. Группа № 1
Как проверить парную согласную в слабой позиции. Группа № 2
Как проверить парную согласную в слабой позиции. Группа № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая катра урока 2Ручной труд"_2 класс_18.12.2018
Технологическая карта урока "Ручной труд" Тема : Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей. «Птичка», «Собачка»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487944-1696423269.jpg)
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...