Технологическая катра урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мажальская Елена Анатольевна

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».

Тип урока бинарный.

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме, закрепление изучаемого материала.

Цель: создать условия для формирования умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова разными способами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_otkrytogo.docx127.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя Мажальская Елена Анатольевна                                                    Ф.И.О логопеда Папст Татьяна Геннадьевна

Класс 3

      УМК  Занкова Л.В.

Предмет русский язык

Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».

Тип урока бинарный.

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме, закрепление изучаемого материала.

Цель: создать условия для формирования умения находить слова с парными согласными в корне слова, подбирать проверочные слова разными способами.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

-актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: парные звонкие, глухие согласные;

-различать предложение, словосочетание и слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

-строить устное монологическое высказывание на определённую тему, делать словесный отчёт о выполненной работе.

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

-контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

-строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать другое мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему;

-контролировать действия партнёра;

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

-понимание чувств одноклассников, учителей;

-понимание красоты природы России.

Ход урока

Название

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Огрг/момент. Эмоциональный настрой.

положительный эмоциональный настрой

фронтальная

Учитель:     Прозвенел звонок,

 Начинается урок.

Посмотри на парты-всё ли в порядке?

Тихо сели девочки!

Тихо сели мальчики!

-Сегодня на урок я пригласила Татьяну Геннадьевну. Проводить урок мы будем вместе с ней. Как выдумаете, почему?

-Посмотрим, в конце урока, на сколько были верны ваши предположения.

Слушают. Присаживаются.

Ответы детей:

- Татьяна Геннадьевна пришла, чтобы помочь вам и нам;

-Чтобы урок был интереснее;

-Чтобы проверить, всё ли у нас получается;

-Чтобы помочь тем, кому сложно, у кого не получается;

Учащиеся заинтересованы, нацелены на предстоящую работу на уроке.

Ребята заметно оживились, заинтересовались.

2

Актуализация опорных знаний

актуализировать фонетический материал

                                                                         фронтальная

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру «Живая буква». У каждого из вас на столе карточка с изображением буквы. Возьмите карточку, теперь вы – это буквы. Давайте познакомимся – встаньте гласные. Посмотрите, все ли гласные встали?

- Расскажите о себе, гласные. Почему вас так называют? Что ещё о себе вы можете рассказать?

-Спасибо, гласные, присаживайтесь.

Встаньте согласные. Расскажите о себе.

Встают гласные.

Смотрят, все ли гласные встали.

Ответы детей

-Звуки, которые тянутся и поются, при произнесении которых звук свободно выходит, называются гласными;

- Бывают ударные и безударные;

-В слове столько слогов, сколько гласных;

-Есть гласные, которые смягчают согласный;

- йотированные гласные могут обозначать два звука;

-Согласные не тянутся, не поются, при их произнесении звук не свободно выходит, встречает преграду;

-Бывают звонкие, глухие;

-парные - непарные;

-твёрдые – мягкие;

-есть всегда твёрдые, всегда мягкие.

Дети повторили, вспомнили знания о дифференциации звуков, подготовлены к следующим заданиям урока

Карточки с парными согласными были выданы детям, обучающимся по адаптированным образовательным программам для детей с ЗПР и ТНР. Это дало им возможность в действии, наглядно повторить способ проверки звонкости согласного звука; были вызваны к доске -  возможность почувствовать свою значимость, подвигаться.  

-А как проверить согласный, звонкий он или глухой?

-Выйдите к доске парные согласные, встаньте в пары. Посмотрите, ребята, все ли парные согласные на месте?

-Парные звонкие – шаг вперёд! Произносим звуки- проверяем звонкость.

-Остальные – смотрим - проверяем – Что скажите?

-Произнося звук, закрыть ушки. Если в ушах звенит – значит звонкий. Произнося звук, приложить ладошку к горлышку. Если под ладошкой дрожит – значит звонкий.

Дети смотрят, проверяют.

Ответы детей

-Все на месте.

Произносят звуки, прикладывают ладошки, закрывают ушки. Делают вывод – звонкий или глухой. Делают шаг вперёд.

Ответы детей

-Молодцы, всё сделали правильно.

3

Сообщение темы, постановка целей.

Обозначить учебные задачи предстоящей деятельности.

                                                               парная                                                                фронтальная

Учитель:

-Откройте тетради. Запишите дату.

-Прочитайте слова:

Горький, далёкий, высокий

-Что скажите? Почему?

-Предложите задание.

-Обсудите в парах, замените прилагательные словами – антонимами, запишите.

-Какие слова написали?

Сладкий, близкий, низкий

-Что  заметили? Почему?

-Как проверяли написание согласного?

-Какие два способа подбора проверочных слов вы знаете?

Ответы детей

-Это прилагательные, потому что отвечают на вопрос какой и обозначают признак.

-Все слова начинаются на парный звонкий согласный, заканчиваются на звонкий непарный.

-Составить словосочетания, составить предложения, поделить на слоги, сделать, фонетический разбор, поставить ударение, назвать антонимы.

-В этих словах орфограмма-парный согласный.

-Парный согласный в слабой позиции, в корне перед суффиксом –к-.

-Подбирали проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная.

-Можно изменить форму слова – поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, а можно подобрать родственное однокоренное слово, используя суффиксы, которые начинаются с гласного.

Все   сделали задание верно.  Дети сами сформулировали тему, определили задачи.

Пары составлены так, чтобы слабоуспевающий, сидел с ребёнком более знающим. Таким образом дети не испытывают трудностей при выполнении задания, учатся  у более успешных ребят.

                       фронтальная

-Как вы думаете, о правописании слов с какой орфограммой продолжим вести речь на уроке?

-Какие задачи вам предстоит решать на уроке? Закончите высказывания

Закрепить умения……………………..

Применять………………………………

-О правописании слов с орфограммой парный согласный.

-Закрепить умение находить слова с орфограммой, подбирать проверочные.

-Применять разные способы подбора проверочного слова.

4

Закрепление изучаемого материала.

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

                                                            групповая

Учитель:

- Сейчас вы будете работать по группам. Займите свои места.

1-я группа будет работать с Татьяной Геннадьевной. Задание «Подумай, докажи, напиши». (Приложение 1 Группа №1)

2-я и 3-я группа будут работать самостоятельно. Задание 2-ой группы «Найти, выписать, доказать».

(Приложение 1 Группа №2)

Задание 3-ей группы «Дополнить текст».

(Приложение 1 Группа №3)

-У кого возникнут вопросы, затруднения – поднимите руку.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Читают задание, выполняют.

Дифференцированные задания по группам дали возможность всем детям  почувствовать себя успешными.

Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов.

Задания разного уровня сложности. У 1-ой группы лёгкое, у 2-ой сложнее, у 3-ей более сложное. Однако, слова с орфограммами одинаковые, что позволило облегчить совместную проверку выполнения задания.

                                                                                       Фронтальная

-Давайте проверим, ребята 1-ой группы запишите в словах, на доске,  пропущенные буквы.

Сне., тро.ки, медве.ь, мя.кой, моро., ре.кий.

-Вторая и третья группы, у вас выбраны точно такие же слова?

-Как вы проверяли написание парного согласного в словах? Какой способ подбора проверочного слова использовали?

-Молодцы, ребята. Так как же проверить написание парного согласного? Какие два способа подбора проверочного слова вы знаете?

Ответы детей

-Мы выбрали эти же слова.

- Проверяли, изменяя форму слова, снег-снега, тропки- тропинки, медведь-медведи,

- А наша группа проверяла – подбирая родственное слово снег- снеговая, мороз- морозный.

-Подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная.

-Первый способ – изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др.суффиксы, начинающиеся с гласной.

5

Физминутка

Снять мышечное напряжения, отработать умение быстро подбирать проверочное слово.

фронтальная

Логопед:

-Возьмите карточки, из конверта. Поднимите вверх, покажите всем. Что заметили?

-Поиграем в игру «Третий не лишний». По моему сигналу, вы все выходите в конец класса. Согласные образуют пары по звонкости – глухости, берутся за руки встают в пару. У кого слово, в котором пропущена буква парного согласного, встаёт третьим в пару. И берёт за руку согласный, буква которого пропущена.

-Игра показала, что многие уже научились подбирать проверочное слово к изучаемой орфограмме и не допускать ошибок при выборе буквы. Молодцы!

-У кого-то парные согласные, у кого-то слова, с пропущенной буквой.

Дети двигаются, распределяются на тройки.

6.

Обобщение изучаемого материала.

Составить памятку-помощницу, для использования при выполнении домашнего задания, при подготовке к проверочным

групповая

Учитель:

-Сейчас вы поработаете в группах. Сели на места, в те же три группы.  Вам надо сделать памятку «Как проверить написание парного согласного в слабой позиции?». Ею вы сможете пользоваться при выполнении домашнего задания, при подготовке к проверочным работам.

-Каждая группа получает карточку. Первая группа работает с Татьяной Геннадьевной.

(Приложение 2

Группа №1, Группа №2, Группа №3)

-Итак, как проверить написание парного согласного в слабой позиции?

Дети заполняют памятки.

-Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная. Для этого нужно изменить форму слова, поставив во мн.ч. или использовать слово-помощник нет, второй способ подобрать родственное, однокоренное слово, используя суффикс -н - и др.суффиксы, начинающиеся с гласной.

На уроке было неоднократное повторение того, как проверяют написание парного согласного в слове, и какие два способа подбора проверочного слова можно использовать. Поэтому с заданием справились успешно.

Логопед работала в группе ребят, обучающихся по программам для детей с ЗПР и ТНР, ещё раз обговорила с ними задание, направляла и ориентировала с помощью наводящих вопросов.

7.

Рефлексия.

фронтальная

-Вот и подошёл к концу наш урок.

-Вспомните, в начале урока, вы предполагали, почему я пригласила на урок Татьяну Геннадьевну.

-Ваши предположения оказались верными?

-Поднимите руки, кому на уроке было легко?

-Спасибо, Татьяне Геннадьевне, за помощь.

-Охарактеризуйте наш урок, подобрав слово начинающееся на парный согласный. Какой сегодня был урок?

-Да, Татьяна Геннадьевна нам помогала. Со всеми заданиями мы справились.

-Сегодня урок был замечательный, поучительный, важный,

Приложение 1.

Группа № 1

Подумать, какой согласный надо написать на конце слова. Подобрать проверочное слово - доказать. Написать слово.

Подумай

Докажи

Напиши

сне(к,г)

          снега

тро(п,к)ки

медве(т,д)ь

мя(г,х)кой

моро(с,з)

ре(з,с)кий

Группа№ 2

Прочитать  текст. Найти   слова, в   которых   парный согласный   в   слабой   позиции. Выписать и проверить   написание    слов  разными   способами.

    Наступила  ранняя  зима. Выпал  пушистый  снег. Занесло  им  тропки в  лесу. Медведь  готовится  к  зиме. В  лесной  глуши выбрал  место  для  берлоги.  Натаскал   в  своё  жильё  мягкой душистой  хвои. Тепло  и  уютно  там. Ударит  мороз. Подует  резкий ветер. Медведю   не   страшна   зима.

Слово с орфограммой.

(парный согласный)

Проверочные слова.

Группа № 3

Дополнить  текст подходящими по смыслу  словами, в   которых   парный согласный   в   слабой   позиции.

    Наступила  ранняя  зима. Выпал  пушистый  _______. Занесло  им  ________ в  лесу. ___________  готовится  к  зиме. В  лесной  глуши выбрал  место  для  берлоги.  Натаскал   в  своё  жильё  _____________ душистой  хвои. Тепло  и  уютно  там. Ударит  ____________. Подует ______________ветер.  Не    страшна   зверю зима.

 Слова для справок: волк, тропки, медведь, дороги, метель, мороз, сильный, резкий, зелёной, мягкой, снег.

Приложение 2

Как    проверить    парную    согласную    в       слабой позиции.              Группа № 1

        

Как    проверить    парную    согласную    в       слабой       позиции. Группа № 2

Как    проверить    парную    согласную    в       слабой       позиции. Группа № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая катра урока 2Ручной труд"_2 класс_18.12.2018

Технологическая карта урока "Ручной труд" Тема : Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей. «Птичка», «Собачка»....