Главные вкладки

    Конспект урока русского языка для 4 класса "Глагол как часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Кирсанова Надежда Николаевна

    Данный урок подготовлен по УМК системы Л.В. Занкова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 31»

    Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи»

    (3 класс)

    УМК система « Л.В.Занкова».

    Подготовила:
    Кирсанова Надежда Николаевна, учитель начальных классов

    первой квалификационной категории.

                                                                Тамбов

    2018 год

    Тема: «Глагол как часть речи»

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

     Цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, проверить прочность усвоения навыка.

    Задачи:

    Образовательные: научить находить глаголы в тексте, выявить роль глагола в тексте.

    Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать коммуникативные качества учащихся.

    Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, воспитывать любовь к природе.

                 УУД

    1.Личностные:

    - формирование желания выполнять учебные действия.

    2.Познавательные:

    - способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

    - поиск и выделение необходимой информации.

    3.Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;

    - формирование умения работать в группах.

    4.Регулятивные:

    - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

    - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 3кл., Н.В. Нечаева. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г., рабочая тетрадь.

    Оборудование и материалы для урока:

    - компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация;

    - раздаточный материал для парной и индивидуальной работы;

    - сигнальные карточи.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    1)Вводно-мотивационный настрой.

    Учитель:

    - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.

     -  Ребята, с нашим классом  очень хотят познакомиться  гости, которые будут наблюдать за нашей работой.

    - Прозвенел уже звонок,

      Начинается урок.

      А теперь все повернитесь,

      И друг другу улыбнитесь.

      Улыбнитесь мне, гостям

      И садитесь по местам.

    2)Психологический настрой.

    - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

    - Оцените, с каким настроением вы пришли на урок.

    - Поднимите карточку, которая выражает ваше настроение.

    (Солнышко или тучка)

    2.Минутка чистописания.

    - А отправимся мы сегодня в лес.

    - Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

    (Пальчиковая гимнастика.)

    - Руки поставьте на локти, разминаем пальцы.

    Ученики:

    - Пальцы делают зарядку,

      Чтобы меньше уставать.

      А потом они в тетрадке

      Будут буковки писать.

    Учитель:

    - Ребята, посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведём минутку чистописания. Заглавные буквы – это стройные деревья, строчные – широкие кустарники.

       лЛл     ЛлЛ      мМм     МмМ

      ЛМЛ    лмл      МЛМ     млм

    - Давайте вспомним, какие это буквы?

    (Звонкие согласные.)

    - Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв л Л, м М.

    - Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки.

    - Кто выполнит задание, руку на внимание.

    3.Актуализация изученного .

    - Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов:

    в, извилистая, уводит, тропинка, лес

    - Запишите это предложение.

    Извилистая тропинка уводит в лес.

    - Разберите по членам предложения.

    - В каком из существительных есть орфограмма? Какая? Как можно проверить?

    4.Открытие нового знания.

    1) Введение в тему урока.

    - Ребята, как надо вести себя в лесу?

    - Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли: « кричать, мусорить, слушать, смотреть …».

    - На какой вопрос они отвечают?

    - Они любят рассказывать о какой части речи, когда мы задаём такие вопросы? Правильно, об именах существительных. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словами « что делать? иначе ответа не получишь. Вот  такие деловые  эти слова – глаголы.)  »

    - Что обозначают эти слова?

    - Как называются эти слова?  (Глаголы)

    - Значит, какая же тема нашего урока? (Глагол как часть речи.)

    2)Формулирование темы урока.

    - А вам знакома эта часть речи?

    - Тогда, может быть, нам не надо её изучать?

    - Какую цель мы должны поставит перед собой, чтобы наша работа была полезной? (Расширить свои знания о глаголе. Узнать о них побольше.)

    - Правильно. Мы будем наблюдать над тем, какую роль выполняют глаголы в нашей речи и узнаем о том, что значение слова ГЛАГОЛ несколько шире известного вам.

    - Можно ли идти, бежать, лететь не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

    - Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью глаголов.

    3)Инсценировка стихотворения.

    - А помогут нам  ваши товарищи. Они приготовили прочтение наизусть стихотворения  И.Мазнина .

    Походили, поболтали,

    Посидели, помолчали,

    Оглянулись – утра нет,

    Наступил уже обед!..

    Пообедали

    И встали,

    Повстречались,

    Побежали,

    Погонялись за котом,

    Посмеялись.

    А потом –

    Распрощаться не успели,

     Как уже лежим в постели:

    Светит звёздочка в окно,

    На дворе –

    Темным – темно.

    Дня как будто не бывало,

    А гуляли очень мало!..

    - О чём это стихотворение?

    - Зачем автору потребовалось такое количество глаголов и именно с приставкой по-?

    - Прочитаем статью из Словаря русского языка в учебнике на стр.136

    4)Работа со словарём. Словарь русского языка.

    Одно из значений приставки по - :

    при образовании глаголов обозначает совершение действия в течение некоторого , чаще непродолжительного , времени.

    Например: попрыгать, поспать.

    - Кто совершал действия, описанные в стихотворении: один или два, несколько? Что подсказало ответ?

    (Для обозначения действия двух или нескольких предметов у  глагола есть форма множественного числа.)

    5.Физминутка.

    - А теперь все вместе подвигаемся.

    - Один ученик  у доски будет выполнять действия, которые я буду называть, а вы за ним повторять.

    Ученик:     хлопает (показывает)

                        топает (показывает)

                     поднимает руку (показывает)

                     кивает головой (показывает)

                     мечтает

                     злится

    - Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и его состояние.

    5)Лексическое значение слова ГЛАГОЛ.

    - Почему же эта часть речи получила такое  название?

    - Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово?

    - Послушайте своего товарища.

    В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.

    Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.

    Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

    Из словаря В.И. Даля: « Слово, речь. Часть речи, разряд слова, выражающих действие, состояние.»

    Из словаря Ожегова: « Глаголить  – говорить. Разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно.»

    В древности были ещё слова с тем же корнем, например, Глаголица  – одна из древнеславянских азбук.

    - По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

    6)Самостоятельная работа.

    - Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь.

    - Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь)

    - Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

    - Подберите к ним подходящие глаголы.

    - Подберите и запишите  к существительному больше слов со значением действия.

    - Что для этого нужно сделать?

    (Поставить вопрос. Представить картину.)

    1 ряд – слово  заяц

    2 ряд – слово медведь

    3 ряд – слово лиса

    1 ученик у доски, слово снежок (что делает?)  идёт, падает, летит, кружится,  

    - Ребята, проверьте своего товарища. Если вы согласны – покажите зелёный цвет, если нет – красный.

    7)Работа в паре. Отличие глагола от других частей речи.

    - Прочитайте. Как называются слова каждой группы?

    - Найдите глаголы. Подчеркните их.

    1) зелёный, зелень, зеленеет

    2) старичок, старый, стареет

    3) петь, пение, певец

    4) звон, звонит, звонкий

    - Как отличить глаголы от других частей речи?

    6.Гимнастика для глаз.

    - Чтобы глаза ваши не уставали и правильно  находили  глаголы  проведём гимнастику для глаз.

    8)Работа с текстом.

    - Кроме разных обитателей в лесу живёт Старичок - лесовичок.

    - Прочитайте  текст о нём и выпишите из него глаголы.

    Однажды Старичок – лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева  кто- то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

    Самопроверка.

    - Сколько глаголов написали?

    9) Работа в группах.

    - Образуйте группы.

    - Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи?

    - Чтобы ответить на этот вопрос  прочитайте внимательно текст.

    Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки  вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.

    - Что удивило?

    - Полностью понятен смысл текста?

     ( Нет. В тексте нет действий, он неживой.)

    - «Оживите» картину, добавив в каждое предложение действие.

    Проверка текстов:

    Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают  вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка.

    - Какую же роль выполняют глаголы?

    (Глаголы «оживляют» картину: передают точно все действия и события)

    10)Работа по учебнику. Упр.231.

    - Ребята, мы должны определить, в  каком типе речи чаще употребляются глаголы?

    - Прочитаем начало сказки Т. Александровой.

    - Здесь из 31 слова один глагол! Найдите его.

    Между двумя холмами, на берегу речки Безымянки, есть небольшая деревенька. Домики в этой деревушке маленькие, деревянные, на теремки похожи. Оконца в них резные, ворота расписные, на каждой крыше деревянный петушок. Загляденье!

    - Слова  каких частей речи преобладают в этом отрывке? Почему?

    ( Преобладают имена существительные и прилагательные, потому что тип текста описание. Глаголы чаще употребляются в повествовании.)

    - Почему в этой деревеньке домики «загляденье»?

    7.Подведение итогов.

    - Ребята, выполнив  сегодня задания на уроке, вы нашли для себя что-то новое, очень нужное.

    - Что нового узнали о ГЛАГОЛЕ?

    - Какова же роль глаголов в нашей речи?

    ( Важны при построении предложения, для передачи какого либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного.)

    - Что особенно интересного было на уроке?

    8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Разноуровневые задания.

    1 уровень.

    - Определить, к какой части речи относятся слова?

    День, хорошая, друг, думает, смелый.

    - Как вы определяли часть речи?

    2 уровень.

    - Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его  часть речи и подпиши.

    1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

    2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

    3) Думает, считает, ученик, знает.

    - Как вы находили лишнее слово?

    3 уровень.

    - Образуй от данных  имён существительных   однокоренные  слова, являющиеся именем  прилагательным и глаголом.

    Веселье - ……,  …… .

    Шум - ……,  …….. .

    Лес - ……..,   ……… .

    - Как вы подбирали однокоренные слова?

    9.Рефлексия.

    - Оцените свою работу. (Легко – нарисовать на полях зелёный кружок, немного затруднялся – наполовину зелёный и красный, сложно – красный кружок).

    - Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

    Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

    Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

    Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

    Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

    Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

    Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

    Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России

    Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи"  3 класс Школа России...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

    Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

    Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

    Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....